Современные технологии по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников
материал

Лисичкина Юлия Владимировна

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Современное эстетическое образование, чтобы стать действительно современным, нуждается в обновлении своего содержания, в коренном пересмотре своих основ. Без изменения педагогической технологии, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие ребенка любые усилия останутся бесплодными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_po_hudozhestvenno.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Современные технологии по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников

Подготовила воспитатель: Лисичкина Ю. В.


Современные технологии по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Современное эстетическое образование, чтобы стать действительно современным, нуждается в обновлении своего содержания, в коренном пересмотре своих основ. Без изменения педагогической технологии, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие ребенка любые усилия останутся бесплодными.

Цель: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Задачи:

• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

• Пропагандирование и демонстрация педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.

Творческая деятельность детей является источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами:

1. Формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

2. Формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструирование; пение, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке: музыки, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности.

Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например: игра, так и высокоэффективные инновационные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направленно на развитие способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологииявляется позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий

• Игровая технология.

• Технология уровневой дифференциации.

• Проектная технология.

• Компьютерная технология.

Для дошкольников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная. Технология уровневой дифференциации предполагает разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени.

Один из способов организации самостоятельной деятельности дошкольниковпо достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию дошкольника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в работе:

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, пальчиковая, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.

2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3. Развивающие технологии: При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения детей. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

5. Информационные технологии: использование мультимедийных проекторов и компьютеров на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Их использование позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.

Вывод. Таким образом, инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Инновационные технологии помогают дошкольникам активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии стимулируют у детей процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.

Литература

1. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. - «Интеграция образования», 2004, № 2. - с. 77-86.

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: Сфера, 2005.

3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.: Владос. 2000.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - «Вестник образования», № 3. 2002.

5. Красный Ю. Пространство педагогики. - «Искусство в школе», 2003, № 5. - с. 26-28.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998.

7. Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М. ,: МГУ, 1990.-184 с.

8. Школяр Л. Музыкальное образование культуросообразное и развивающее. - журнал «Искусство в школе», 2004, № 3. - 3-10 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"

Данная презентация- результат труда и используемого педагогом опыта в художественно-эстетическом развитии детей ДОУ. В презентации собраны все возможные для использования в ДОУ современные технологии ...

Статья "Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"

статья содержит информацию из опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья о современных технологиях в художественно-эстетическом развитии дошкольников...

Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития п...

Консультация "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"

К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:-игровая технология-наблюдение-экскурсия (реальная и/или вир...

Консультация "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников младшего возраста "

  В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать ...