СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДОУ
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_blagopriyatnogo_mikroklimata.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА

В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

        Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми создаются эмблема и девиз групп. Например: «Как вишенки на ветке — дружат в группе детки». Этот приём способствует установлению в группе благоприятного микроклимата, развитию функции планирования, становлению позиции субъекта деятельности.

Очень важно в группе иметь ритуалы и традиции.

Ритуал – установленный порядок действий.

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность детского сада можно назвать необходимым. Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.

«Уголок приветствия»: способствуeт психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия. Для этого можно использовать: стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своём присутствии в группе)

«Добрые встречи»/«Минута вхождения в день»/«Утро радостных встреч»: каждый понедельник после выходных дней с детmvb проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где, были, рады ли снова видеть снова друг друга. Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие (например, начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки и т. д.) собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили, и что снова рады видеть друг друга Важно личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель обязан лично встретить родителей и каждого ребенка. Поздороваться с ними. Выразить радость по поводу того, что они пришли. Сказать ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети, Общее приветствие всех детей группы.

«Круг друзей»: использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.

«Уголок настроения»: служит для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Его варианты очень разнообразны. Например: - на шкафчиках в раздевальной комнате есть кармашки, в которых помещены картинки девочек и мальчиков с веселыми и грустными лицами; - на магнитной доске в раздевальной комнате приклеены фотографии всех детей группы в полный рост;
у каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах: красный цвет — хорошее настроение; зеленый — спокойное, ровное; синий — настроение — плохое); - на ковролине, в групповой комнате на липучках прикреплены фотографии всех детей группы, а внизу условные обозначения: солнышко (настроение весёлое, голубое небо (настроение спокойное, ровное, чёрная туча (сердитое настроение, дождик (грустное). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (выбирают карточку или шарик). В течении дня, если настроение у ребенка меняется, то и картинка тоже меняется. В начале этой работы дети, как правило, видят только картинки. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу воспитанники начинают обращать внимание на настроение других детей («Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?») и пытались помочь своему товарищу. («Почему у тебя плохое настроение?», «Что случилось?», «Давай поиграем вместе»).

Правила группы «Что можно делать, а что нельзя»: очень важно составлять их вместе с детьми. Примерные правила группы предлагаются в приложении.

«Уголок достижений»: способствует повышению самооценки, уверенности детей в себе, позволяет предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; учит детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. Можно использовать «Цветок успехов», «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится), «Копилка добрых дел»/ «Дерево добрых дел»/ «Мешочек добрых дел»/ «Шкатулка добрых дел»: (панно с кармашками на каждого ребенка, мешочек, украшенный аппликацией или шкатулка куда вкладываются «фишки» (красная – добрый поступок, синяя злой) за каждый добрый и полезный поступок, дело (итоги подводятся каждый день в конце недели дети поощряются)). Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить пожалеть, когда плохо, оказать помощь и т.д. Главное, надо заметить, оценить, поддержать, похвалить, можно даже погладить или просто пожать ему руку. Проведение общего анализа поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над свои «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

«Уголок гнева»: даёт возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Можно использовать: «Коврик злости» -  резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; «Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету); «Подушка – колотушка», «Мешочек для крика»/

«Уголок поздравлений»: способствует  созданию позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе между детьми.

В старшей группе можно использовать «Ковер мира»/ «Ковёр дружбы»: он представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи — имена каждого ребенка группы (они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, но мы вместе», и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь — символ мира во всем мире. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру и т.д.), затем дети мирятся, произнося «мирилки».
Такой «Ковер мира» позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

День рождения детей: способствует развитию способности к  сопереживанию радостных событий, вызывает положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в группе.

Занятия своим делом за общим столом способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Участие детей в разновозрастных объединениях по интересам: расширяет социальные контакты, воспитsdftn стремления заботиться о младших, развиdftn навыки взаимообучения.

Участие группы в делах всего дошкольного учреждения: развивает чувство сопричастности с коллективом детского

«Сладкий вечер»: помогает снятию психологического напряжения, освоению правил поведения за праздничным столом, воспитанию чувства сопричастности со всеми членами группового коллектива.

Встреча с интересными людьми: способствуют расширению контактов со взрослыми людьми, ознакомлению с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых, развитию коммуникативных навыков.

«Собирание коллекций»: помогают в осознании и развитии личных интересов ребенка, развитии любознательности, воспитании навыков бережного отношения к собственным вещам.

Регулярные подарки всем детям в виде различных привлекательных для них предметов, а также – экспонатов в личные коллекции: способствуют осознанию ребенком собственной значимости, установлению в группе благоприятного микроклимата.

«Дневник группы» оформляется совместно детьми, воспитателями, родителями. Его страницы должны отражать как индивидуальные особенности каждого ребенка (личные предпочтения, интересы, умения, желания и пр.), так и то, что объединяет группу (название, эмблема, коллективные фотографии, любимые группой занятия, виды деятельности, дружеские связи, события из жизни группы и пр.). Ведение подобного дневника развивает чувство единения со всеми членами группы.

«Календарь жизни группы» отражает планируемые взрослыми и детьми мероприятия (на день, неделю, месяц). С помощью условных обозначений отмечаются  интересные, важные для детей даты (дни рождения, праздники), предполагаемые экскурсии, встречи, крупные хозяйственные дела (генеральная уборка группы, постройка горки и пр.) Этот приём способствует установлению в группе благоприятного микроклимата, развитию функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.

«Уголок уединения» призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

«Мирилки»: учат детей конструктивно решать конфликтные ситуации. (см. приложение).

Релаксационные упражнения способствуют снятию напряжения, возбуждения у детей, позволяет уравновесить эмоциональное состояние детей, сконцентрировать их внимание. С этой же целью проводятся игры с песком и водой.

Итог прожитого дня: проводится в конце дня, способствует развитию рефлексивных навыков.

Кроме того, проводятся специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея, при этом два разных карандаша на двоих).

В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы.

Следует не забывать, стиль отношений воспитателя к детям задаёт тон общения детей друг с другом, формирует положительный или напряжённый микроклимат в группе. Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Подобная система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание позитивного микроклимата в группе

Консультация с фотоматериалами и играми для воспитателей всех возрастных групп....

Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ   Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

консультация для педагогов "Создание благоприятного микроклимата в группе"

Материал консультации знакомит с методами и приёмами, способствующими созданию и поддержанию благоприятного микроклимата в группе детского сада....

«Повышение социальной компетентности родителей как фактор благоприятного микроклимата в группе»

«Повышение социальной компетентности родителей как фактор благоприятного микроклимата в группе»(Практический диалог из опыта работысемейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой!») Цель: Повышен...