Консультация для педагогов Развивающая среда Реджио
консультация

Ленинг Анастасия Фёдоровна

Развивающая среда Реджио

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

  • Материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и пр.)
  • Предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.)
  • Устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.

Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.

Еще одна особенность, это «пьяцца» — место встречи всех детей, где дети и взрослые встречаются с утра и обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, какие проекты сейчас создаются и какие можно начать в ближайшем времени (подробнее про проекты мы поговорим дальше). Такой ритуал очень важен, так как приучает детей обмениваться мнениями, слушать и уважать друг друга.

image image

Реджио среда

 

image image

 

 
 image

 

 
 image

Пространство Реджио

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя. В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В- четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.

Среда может видоизменяться в соответствии с приобретаемым опытом детей. Возможные зоны пространства:

Зона «Творческая мастерская»

Создается пространство, где есть все необходимое для самовыражения и самореализации каждого ребенка. Наиболее популярны у детей занятия с природным материалом (желуди, каштаны, горох, бобы, гречка, орехи, тыквенные семечки и др.). Игры, инициируемые в этом направлении: «Золушка», «Бой фасолью», «Картина гречкой» и др. Развитию творческих способностей способствует образовательная деятельность с глиной (гончарное ремесло), с соленым тестом, комбинированные этюды и др. В рамках лингвистических культурных образовательных идей популярными являются фольклорные посиделки, где инициативу на себя берет педагог, а дети участвуют в создании предметов старины, например куклы оберега или формируют компетенции в области домашнего быта «Чаепитие», «Накрываем стол для гостей», «Вырезаем праздничные салфетки» и др.

Одним словом, «Творческая мастерская» — это пространство для совместных опытов и открытий, где дети не только соавторы образовательного процесса, но и инициаторы идей. В такой пространственной среде ребенок может наиболее разнообразно выразить себя. Кроме того, такая развивающая предметно — пространственная среда полезна для ребенка, так как насыщена зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересны и неизвестны, поэтому привлекают и мотивируют на игровую деятельность.

 

Следующая зона основана на социальном компоненте и называется «Маленький мир». Здесь располагаются игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр. Основная цель пространственной среды с социальным компонентом — создание свободной среды, которая будет отражать все чувства, мысли, отношения, эмоции и изобретения каждого ребенка и всех, кто его окружает. Результаты воспитательно-образовательной деятельности находят отражение в предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской деятельности в оформлении помещений, в оснащении центров активности и организации взрослыми образовательной деятельности.

Психодидактический компонент развивающей предметно — пространственной среды — «Умники и умницы». Среда включает фото, видео материалы детских проектов. Проектная деятельность организована для детей подготовительной группы.

Образовательное документирование — базовый принцип реджио-подхода. Это есть способ информирования родителей о жизни детей в детском саду. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, поделки и др.). Приоритет отдается свободной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей, но направляет деятельность педагог и педагог-психолог. Наибольшей популярностью пользуются проекты «Почему листья на деревьях меняют окраску», «Почему корабль не тонет», «От чего зависит погода?» и др. Дети с удовольствием решают сложные дидактические задачи. Например: сложите все цифры от 1 до 6. Ответ (1+6)+(2+5)+(3+4)=21. (Формула Гаусса). Выводы. Ключевым компонентом Reggio подхода являются исследования или проекты. В развивающей предметно- пространственной среде дети являются соавторами взрослых, и, более того, инициаторы большинства исследований. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организации образовательной деятельности в форме проектов обеспечивает интеграцию содержания всех образовательных областей.

Свобода выбора и активность

Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.

Они могут выражать себя и изучать мир на «сотнях языках» (сотнями способов). Например, через лепку, рисование, изучение с помощью увеличительного стекла, через чтение книг, игры с детьми и т.д. Именно свобода самовыражаться многими способами, является ключевым в реджио подходе. Выше вы могли увидеть изображение с камнями, на ней детям предоставлены способы наблюдать камень не только в жизни держа его в руке, но и средства разглядывать его через увеличительное стекло, изучать его через книги, зарисовывать его, записывать свои идеи и мысли и т.д. Ребенку дается «сто способов» познания и проявления себя.

Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь». Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком. Ведь ребенок по природе своей любопытен и активен с самого рождения, он сам творец своей личности и своих способностей.

Проектная работа

Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы. Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени. Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку. Важно, что педагог не раздает

 

указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.

Приведем один из примеров таких проектов, который родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети знакомились с жизнью льва через видеофильмы и рассказы, изучали каменную статую льва на площади, лепили и создавали его из разных материалов.

Окончательный рисунок в виде плаката со львом поражал своей красотой. Чтобы прийти к такому результату, детям пришлось пройти длинный путь познания и проб.

Фиксация обучения

Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами. Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д. Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prostranstva.docx171.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

Консультация для педагогов

                Развивающая среда Реджио

Подготовила воспитатель: Ленинг А.Ф.

Рубцовск 2021

Развивающая среда Реджио

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

  • Материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и пр.)
  • Предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.)
  • Устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.

Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.

Еще одна особенность, это «пьяцца» — место встречи всех детей, где дети и взрослые встречаются с утра и обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, какие проекты сейчас создаются и какие можно начать в ближайшем времени (подробнее про проекты мы поговорим дальше). Такой ритуал очень важен, так как приучает детей обмениваться мнениями, слушать и уважать друг друга.

 

Реджио среда

 

Пространство Реджио

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя. В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В- четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.

Среда может видоизменяться в соответствии с приобретаемым опытом детей. Возможные зоны пространства:

Зона «Творческая мастерская»

Создается пространство, где есть все необходимое для самовыражения и самореализации каждого ребенка. Наиболее популярны у детей занятия с природным материалом (желуди, каштаны, горох, бобы, гречка, орехи, тыквенные семечки и др.). Игры, инициируемые в этом направлении: «Золушка», «Бой фасолью», «Картина гречкой» и др. Развитию творческих способностей способствует образовательная деятельность с глиной (гончарное ремесло), с соленым тестом, комбинированные этюды и др. В рамках лингвистических культурных образовательных идей популярными являются фольклорные посиделки, где инициативу на себя берет педагог, а дети участвуют в создании предметов старины, например куклы оберега или формируют компетенции в области домашнего быта «Чаепитие», «Накрываем стол для гостей», «Вырезаем праздничные салфетки» и др.

Одним словом, «Творческая мастерская» — это пространство для совместных опытов и открытий, где дети не только соавторы образовательного процесса, но и инициаторы идей. В такой пространственной среде ребенок может наиболее разнообразно выразить себя. Кроме того, такая развивающая предметно — пространственная среда полезна для ребенка, так как насыщена зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересны и неизвестны, поэтому привлекают и мотивируют на игровую деятельность.

Следующая зона основана на социальном компоненте и называется «Маленький мир». Здесь располагаются игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр. Основная цель пространственной среды с социальным компонентом — создание свободной среды, которая будет отражать все чувства, мысли, отношения, эмоции и изобретения каждого ребенка и всех, кто его окружает. Результаты воспитательно-образовательной деятельности находят отражение в предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской деятельности в оформлении помещений, в оснащении центров активности и организации взрослыми образовательной деятельности.

Психодидактический компонент развивающей предметно — пространственной среды — «Умники и умницы». Среда включает фото, видео материалы детских проектов. Проектная деятельность организована для детей подготовительной группы.

Образовательное документирование — базовый принцип реджио-подхода. Это есть способ информирования родителей о жизни детей в детском саду. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, поделки и др.). Приоритет отдается свободной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей, но направляет деятельность педагог и педагог-психолог. Наибольшей популярностью пользуются проекты «Почему листья на деревьях меняют окраску», «Почему корабль не тонет», «От чего зависит погода?» и др. Дети с удовольствием решают сложные дидактические задачи. Например: сложите все цифры от 1 до 6. Ответ (1+6)+(2+5)+(3+4)=21. (Формула Гаусса). Выводы. Ключевым компонентом Reggio подхода являются исследования или проекты. В развивающей предметно- пространственной среде дети являются соавторами взрослых, и, более того, инициаторы большинства исследований. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организации образовательной деятельности в форме проектов обеспечивает интеграцию содержания всех образовательных областей.

Свобода выбора и активность

Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.

Они могут выражать себя и изучать мир на «сотнях языках» (сотнями способов). Например, через лепку, рисование, изучение с помощью увеличительного стекла, через чтение книг, игры с детьми и т.д. Именно свобода самовыражаться многими способами, является ключевым в реджио подходе. Выше вы могли увидеть изображение с камнями, на ней детям предоставлены способы наблюдать камень не только в жизни держа его в руке, но и средства разглядывать его через увеличительное стекло, изучать его через книги, зарисовывать его, записывать свои идеи и мысли и т.д. Ребенку дается «сто способов» познания и проявления себя.

Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь». Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком. Ведь ребенок по природе своей любопытен и активен с самого рождения, он сам творец своей личности и своих способностей.

Проектная работа

Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы. Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени. Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку. Важно, что педагог не раздает

указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.

Приведем один из примеров таких проектов, который родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети знакомились с жизнью льва через видеофильмы и рассказы, изучали каменную статую льва на площади, лепили и создавали его из разных материалов.

Окончательный рисунок в виде плаката со львом поражал своей красотой. Чтобы прийти к такому результату, детям пришлось пройти длинный путь познания и проб.

Фиксация обучения

Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами. Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д. Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СТИМУЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно,...

Консультация «Предметно-развивающая среда в младшей группе как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, созд...

Консультация «Создание языковой среды по закреплению пройденного материала по татарскому языку в ДОУ в условиях внедрения ФГОС».

Консультация«Создание языковой среды по закреплению пройденного материала по татарскому языку в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»....

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультация-практикум для педагогов «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения...

Консультация для педагогов «Развивающая среда Реджио»

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать с...