Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация

Игошина Елена Павловна

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми

дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_russkie_narodnye.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные поговорки и пословицы, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

        Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наши задачи сегодня:

1. помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

2. уважительно относиться к своим древним корням;

3.  чтить и уважать память предков;

4.  систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

        Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения,  создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.        

        Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя,  детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Через пословицы и поговорки у детей формируется:

  • основы национального самосознания и любви к отечеству;
  • развивается интерес к исконно русским традициям
  • положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам;
  • основы художественной культуры
  • обогащается русская речь, расширяется словарный запас.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия:         

        Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как- «Семь пятниц на неделе»; «Положить зубы на полку»;«С корабля на бал», «За словом в карман не лезет» -  это и есть поговорки.

        Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.

        Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,  едко и остроумно высмеивает народ в них  своих врагов, а также пристыжает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.  

«На чужой роток не накинешь платок»

 «Нарожать - нарожала, а научить не научила»

 «Любишь кататься, люби и саночки возить»

 «Добрая совесть - глаз божий».

        Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук:

« Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит»

«В иных руках и горсть пыли в золото превращается.»

         Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

        Тема природы является одной из значимой в  воспитании детей. Природа, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

 Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах

« Дуб - батюшка, Волга - матушка.»

«Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»

«Ржаной хлебушко – калачам дедушка»

        Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

        Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому необходимы наглядные средства.  Для детей младшего дошкольного возраста, знакомство с пословицами нужно начинать с самых простых, сопровождая иллюстрациями, в среднем и старшем возрасте -  в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей
 Не для кого не секрет, что величайшее чудо из чудес изобретенных человеком – игра. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. А каждая игра может сопровождаться пословицей или поговоркой. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное.

        Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьмидошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...