Материал всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)
статья (подготовительная группа)

Тодорхоева Татьяна Викторовна

Моя статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

🞜 🞜 🞜

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием

(Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)

Улан-Удэ

Издательство Бурятского госуниверситета 2021

УДК 372.8:81(082)        Утверждено к печати

ББК 74.268.19 Я431        редакционно-издательским отделом П 727        Бурятского госуниверситета

Редакционная коллегия

Л. В. Аюшеева, канд. пед. наук, доц. (науч. редактор),

Б. Д. Цырендоржиева, канд. филол. наук, доц. (отв. редактор),

Л. Б. Будажапова, канд. филол. наук, доц., Г.-Х. Ц. Гунжитова, канд. полит. наук, доц., О. А. Дареева, канд. пед. наук, доц.

Сборник размещен в системе РИНЦ

на платформе научной электронной библиотеки eLibrary.ru

Преподавание родных языков в современных условиях: эффективные

П 727   методики и технологии: материалы всероссийской научно-практиче- ской конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.) / науч. ред. Л. В. Аюшеева, отв. ред. Б. Д. Цырендоржиева. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. — 216 с.

ISBN 978-5-9793-1591-1

В сборнике представлены материалы по вопросам преподавания родных язы- ков в современных условиях на разных уровнях отечественной системы образова- ния, а также статьи, транслирующие лучшие практики и образовательные техноло- гии по преподаванию родного языка и родной литературы в различных регионах России.

Teaching native languages in the current context: effective technological and methodological approaches: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (December 17–18, 2020) / sci. ed. L. V. Ayusheeva, resp. ed. B. Tsyrendorzhieva. — Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2021. — 216 p.

ISBN 978-5-9793-1591-1

The collection contains materials on teaching native languages in the current context at different stages of the national education system. The collection also includes materi- als describing the best practices and educational technologies on teaching the native lan- guage and native literature in various regions of Russia.

УДК 372.8:81(082)

ББК 74.268.19 Я431

© Бурятский госуниверситет

ISBN 978-5-9793-1591-1        им. Д. Банзарова, 2021

ПРЕДИСЛОВИЕ

астоящий сборник включает статьи участников всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Преподава- ние родных языков в современных условиях: эффективные методики и

технологии», которая прошла 17–18 декабря 2020 г. в Высшей школе бурятского языка и литературы Восточного института Бурятского государственного универси- тета им. Доржи Банзарова в режиме онлайн на платформе Zoom, которая была организована кафедрой бурятского языка и методики преподавания. Необходимо отметить, что конференция проводилась под эгидой Министерства образования и науки Республики Бурятия и была направлена на обсуждение актуальных вопро- сов организации образовательного процесса, обмен передовым опытом, трансля- цию лучших практик и образовательных технологий по преподаванию родного языка и родной литературы в системе общего, среднего специального и высшего образования.

В ходе конференции активно обсуждались важные теоретические и практиче- ские вопросы по следующим направлениям:

  • Актуальные проблемы преподавания родных языков и литератур народов России.
  • Обобщение и трансляция лучших практик преподавания родных языков и литератур в современных условиях (мастер-классы, презентация новых УМК, форм работы и т. д.).
  • Современные образовательные технологии и методики преподавания родных языков в школе, ССУЗе и вузе.
  • Развитие родной речи дошкольников в условиях билингвальной образова- тельной среды.
  • Обучение детей родному языку, приобщение их к национальной культуре в системе дополнительного образования: технологии, формы и методы.

В работе конференции приняли участие более 290 учителей родного языка и литературы, методистов и авторов учебников по родному языку (литературе), российских и зарубежных ученых, преподавателей вузов, ССУЗов, сотрудников научно-исследовательских организаций, студентов, магистрантов, занимающих- ся вопросами преподавания родных языков и литератур. На конференции были представлены 19 регионов России: Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская

Республика, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Саха (Яку- тия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Хакасия, Республика Кал- мыкия, Удмуртская Республика, Республика Тыва, Республика Бурятия, г. Москва, Иркутская область, Томская область, Нижегородская область, Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край, Ставропольский край. Доклады написа- ны ведущими специалистами и учеными, опытными разработчиками УМК по родным языкам из регионов России. В работе конференции активно участвовали коллеги из Германии, Монголии, Украины и Китая. Расширенная география участников конференции свидетельствует об актуальности и важности вопросов, рассмотренных на пленарном заседании и в процессе работы секций.

Как отмечают организаторы, в конференции приняли участие, высказали точ- ку зрения, поделились мнениями, обсудили актуальные проблемы, рассказали о своем опыте самые разные категории участников. Площадки конференции (пле- нарного заседания и 4 секций) позволили объединить усилия специалистов и общественников, учителей и ученых, студентов и авторов учебников, всех тех, кто занимается вопросами продвижения, развития, преподавания родного язы- ка на современном этапе. Подводя итог, можно отметить, что состоялся, как и было задумано, конструктивный, разноформатный диалог с участием широкого круга специалистов по родным языкам, представляющим национальные регио- ны России, диалог на всероссийском уровне, нацеленный на дальнейшее плодо- творное сотрудничество.

Б. Д. Цырендоржиева, кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой бурятского языка и методики преподавания

Высшей школы бурятского языка и литературы Бурятского госуниверситета им. Доржи Банзарова

УДК 373.2.016:811.512.31

DOI: 10.18101/978-5-9793-1591-1-104-106

© Тодорхоева Татьяна Викторовна

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 7 “Солнышко”» Россия, 671840, г. Кяхта, ул. Ленина,19

E-mail: todorxoeva78@bk.ru

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ БУРЯТСКОГО НАРОДА

Аннотация. В статье описывается работа по ознакомлению детей с историей проис- хождения национального блюда «буузы», рассказывается история и особенности его приготовления.

Ключевые слова: приобщение детей к родной культуре; изучение бурятского языка; дошкольное образование; бурятское национальное блюдо; бууза.

Функционирование бурятского языка в семье осложняется тем, что большин- ство молодых родителей его не знают, и одной из главных задач в обучении бурят- скому языку в дошкольном возрасте является воспитание уважения к традициям бурятского народа, интереса к изучению родного языка. Каждый человек должен владеть своим родным языком, соблюдать обычаи и традиции своего народа.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стан- дарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении, приобщая их к истокам бурят- ской культуры. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к его истории, культуре, помогает сохранить прошлое, со- хранить язык.

Изучение родного языка в раннем возрасте имеет очень большое значение. Еще с детского сада нужно начинать заниматься с детьми, т. к. у них значительно быстрее развивается память и мышление, нежели даже в школьном возрасте.

Для изучения бурятского языка с детьми нами разработан проект «Для чего в буузе дырочка?» Бурятские буузы считаются национальным блюдом, без которо- го не обходится ни один семейный праздник. Сегодня они превратились в мод- ное и востребованное блюдо, а история происхождения бууз уходит далеко в ис- торию и окутана легендами.

Знакомство с национальной кухней и ее историей активизирует познаватель- ную и поисковую деятельность ребенка, а встреча с работником бурятской кухни побуждает детей к выражению своих мыслей и желанию познавать новое, у них обогащается активная и пассивная речь и навыки общения.

На практических занятиях по приготовлению блюда у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, обогащаются тактильные ощущения. Работа направлена на расширение потенци- ала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации их жизнедеятельности.

Все дети с удовольствием едят буузы, но не знают историю национального блюда, правила его приготовления. Поэтому взрослые должны помочь им рас- крыть все секреты приготовления национального блюда как части культуры народа родного края.

В далекие времена, когда предки придумали буузы, за основу они взяли устройство юрты. В круглом по форме жилище в середине располагался очаг, дым выходил из отверстия в крыше. Несмотря на кажущуюся простоту, юрта устроена очень хитро: зимой в ней тепло, а в жару прохладно. Причина тому — хороший воздухообмен. Похожий процесс происходит и при варке бууз. Вер- хушку бууз образуют защипы, разбегающиеся по кругу и образующие неболь- шое отверстие. Опытность хозяйки гости определяли по количеству защипов. Считалось, что чем их больше, тем лучше владеет женщина кулинарным искус- ством.

Рассказывая об этом блюде, мы стараемся передать детям следующие знания:

  1. Это блюдо готовится из экологически чистых продуктов, поэтому оно по- лезное.
  2. Буузы воплощают мудрость древнего народа.
  3. Буузы — гастрономический бренд Бурятии.
  4. Буузы воспевают в стихах и песнях.

По реализации проекта нами были проведены следующие мероприятия:

  1. Поиск методической и художественной литературы по теме.
  2. Ознакомление детей с историей и особенностями блюда, проведение инте- грированного занятия по речевому развитию и лепке, проведение эксперимен- та — приготовление дома бууз с родителями.
  3. Экскурсия в музей им. Сухэ-Батора.
  4. Проведение фестиваля.

Дети рисовали рисунки на тему «Юрта», конструировали юрту из бумаги, пластилина, ватных палочек. Юрты были плоскостными и объёмными. Из соле- ного теста дети лепили буузы, а в домашних условиях готовили буузы на ужин. В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов о национальном блюде. Вместе с детьми изучили историю приготовления бууз, изучили сходства и различия буузы и юрты. Изготовили костюмы «буузы» для фестиваля «Праздник мира и добра», посвященный Белому месяцу, разучили и исполнили стихотворения про буузы.

Всё, как известно, меняется с течением времени. Некоторые изменения пре- терпели и современные буузы. Сейчас, когда многие ратуют за здоровое питание, в буузы добавляется гораздо меньше жира. И отверстия у современной буузы чаще не бывает. Но сохранить традиции приготовления и неповторимый вкус самой настоящей буузы ее современные изготовители все же стараются. В Буря- тии проводятся мероприятия (различные конкурсы и т. д.), посвященные этому блюду, где не только лепят и едят буузы, но и приобщают население к культуре их изготовления.

Таким образом, дети расширили свои знания о культуре бурят, об истории возникновения национального блюда, самостоятельно приготовили буузы. Они учились искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, у них появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружа-

ющего мира. Все это способствовало саморазвитию личности ребенка, воспита- нию в нем целеустремленности и самоуважения.

Литература

  1. Булгутова И. Бурятские загадки. Улан-Удэ: НоваПринт, 2012.
  2. Гармаа Д. Бурят-монгольские сказки и веселые повести. Улан-Удэ: Республикан- ская типография, 2009. 187 с.
  3. Гунжитова Г.-Х. Ц. Амар мэндэ!: методическое пособие. Улан-Удэ: Бэлиг, 2010. 243 c.
  4. Гунжитова Г.-Х. Ц. Амар мэндэ!: учебное пособие. Улан-Удэ: Бэлиг, 2010. 234 с.
  5. Могоева Д. Д. Амар сайн, үхибүүд. Улан-Удэ: Бэлиг, 2002. 95 с.
  6. Сампилов Ц. Этнографические зарисовки» из культурного наследия. Новосибирск: Наука, 1995. 156 с.
  7. Швейкина Е. А., Пазникова З. И. У Байкала мы живем. Улан-Удэ, 2012. 87 с.

Tatiana V. Todorkhoeva

Educator,

Preschool Educational Institution №7 «Solnyshko» Russia, 671840, Kyakhta, Lenin st., 19

E-mail: todorxoeva78@bk.ru

TEACHING THE BURYAT LANGUAGE

TO PRESCHOOLERS THROUGH THE ACCOMPLISHMENT TO THE CULTURE AND TRADITIONS OF THE BURYAT PEOPLE

Abstract. The article describes the educational work organization in order to familiarize children with the origin of the national dish «buuza», presents the history and features of the national dish.

Keywords: buuza; familiarizing children with their native culture; studying the Buryat lan- guage; preschool education; Buryat national dish.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Материал Всероссийской научно-практической конференции ,прошедшей в ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж" 2014г

Материал Всероссийской научно-практической конференции ,прошедшей в ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж"2014...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»...

Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.) Под редакцией Я. С. Иващенко НОВОСИБИРСК

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫВ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". В статье раскрываются особенности формирования организационной культуры в усло-виях дошкольного образования. В...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)...