ПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа)

Игошина Елена Павловна

ПРОЕКТ

«Русская матрешка»

для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста

ПРОЕКТ

«Русская матрешка»

для детей среднего дошкольного возраста

Паспорт проекта «Русская матрёшка».

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный с ноября по декабрь,

Возраст: 4-5 лет

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская»«Загорская»«Полхов - Майданская»«Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.

Задачи проектной деятельности:

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2. Научить украшать матрёшку,используя разные техники: гуашь, пластилинография, аппликация, папье - маше.

3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Материально-техническое оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

Сюжетно –ролевые игры: ««Магазин «Сувениры»«Ярмарка».

Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др., кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);

Дидактические игры«Разложи и собери матрёшек по росту»«Подбери узор для матрёшки»«Отгадай роспись матрешки»«Хоровод матрешек».

Наглядные пособия: деревянные куклы - матрешкиматрешки способом папье – маше, матрешки из гипса, альбом «Матрешки»«Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки», лэпбук «Русская матрешка» и др.

Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, раскраски, разрезные матрешки,

Материал для музыкальной деятельности: презентация «Русская матрешка»

Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», Сказки о матрешках

Выносной материал и игрушки для игр: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.

Прочие материалы и оборудование: фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Предполагаемый (ожидаемый)результат:

1. Знакомство детей с историей происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.

2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).

3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.

4. Умение передавать элементы росписи матрешкив различных техниках: акварель, пластилинография.

5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.

6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.

7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (гуашь, пластилинография, аппликация и др., ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)

Формы реализации проекта:

• организованная – образовательная деятельность

• наблюдения

• чтение художественной литературы

• совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)

• художественная деятельность

• рассматривание наглядного материала, иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций

• самостоятельная игровая деятельность детей

• трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

Этапы работы над проектом:

I этап –подготовительный:

1. Определение темы проекта

2. Формулировка цели и определение задач

3. Подбор материалов по теме проекта

4. Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

5. Изучение методической литературы, сбор информации.

8. Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрёшки.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Игровая деятельность.

III – этап заключительный

1. Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

2. Оформление экспозиции мини-музея «Куклы матрёшки».

3. Презентация проекта

4. Изготовление лэпбука «Русская матрешка»

Содержание проектной деятельности.

• Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)

• Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке

• Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке,как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.

Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков,творческих работ и поделок«Хоровод матрешек»«Русская матрешка»«Матрешка руками семьи».

Вид деятельности,

формы работы

Задачи

I. Наблюдение (на прогулке):

1. За деревьями 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки).

2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.

3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.

2. За играми детей на прогулке. 1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя.

2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега, песка и др.).

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности.

II. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

«Дружная семейка матрешек».

Игры пальчиковые:

1. Мы – матрешки.

2. Мы – веселые матрешки

3. Раз – матрешка, два – матрешка…

Игры подвижные:

1. «Бегите к матрешке»

2. «Раз, два, три матрешечку найди»

3. Добрось мяч до матрешки

Игры хороводные:

1. «Матрешечка - матрешка»

2. «Мы – веселые матрешки»

Игры речевые:

1. «Назови ласково»

2. «Опиши матрешку»

Математические игры:

1.«Одна и много», 2.«Помоги матрешке найди свои игрушки»;

• Сюжетно –ролевые игры:

1. «Магазин «Сувениры»

2.«Музей Куклы- матрешки»

1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки.

2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

1. Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.

2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно.

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.

2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

Мультимедийная презентация «Русская матрешка» 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.

2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.

3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.

4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.

• Беседа «Расскажем о матрешке» 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.

III. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение сказок, стихотворений, частушек, загадок о матрешках.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

3. Развивать память, мышление, речь.

4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

IV Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

• «Самая красивая матрешка» (лепка)

• ««Красавицы- подружки»»

(изодеятельность)

• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

• Раскрашивание раскрасок по теме проекта. 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)

3. Учить выкладывать узор.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

V.Трудовая деятельность:

- трудовые поручения

- самообслуживание

- коллективный труд

- дежурство 1.Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столо-вой.

4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.

VI.Взаимодействие с родителями:

• родительские встречи;

• подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы, иллюстраций, картинок о матрешках.

• изготовление матрешек из гипса «Матрешка вместе с семьёй»

• организация музея «Куклы матрешки»

• изготовление папки –передвижки:

«Что мы знаем о русской матрешке, лэпбука «Русская матрешка»

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой

Итог работы над проектом:

В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать некоторые виды матрешек матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи некоторых видов матрёшек;

4. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны с удовольствием читают стихи о матрёшке, раскрашивают матрешек;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Планируем к празднику 8 Марта расписать подвесных матрешек из гипса в подарок нашим мамам.

Подготовила:  воспитатель Игошина Елена Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг «Русская матрешка» (для детей младшего дошкольного возраста

Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешки. Создание праздничного настроения у детей....

ПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста

Спиридонова МарияПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возрастаПодготовили : Попова Олеся Юрьевна; Спиридонова Мария Викторовна....

Сценарий развлечения «Народная игрушка - русская матрешка» для детей младшего дошкольного возраста

Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....

Досуг «Русская матрешка» для детей младшего дошкольного возраста.

Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки-русской матрешки. Создание праздничного настроения у детей....

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская матрешка" для детей младшего дошкольного возраста

Целью занятия является формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к русской деревянной игрушке - матрешке....

Досуг «Русская матрешка» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешки. Создание праздничного настроения у детей....

Проект «Русская красавица – Матрешка» для детей среднего дошкольного возраста.

  Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой м...