Конспект НОД по познавательному развитию "Русская матрешка" для детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Баженова Юлия Валерьевна

Целью занятия является формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к русской деревянной игрушке - матрешке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»


Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему «Русская матрёшка»

для детей младшего дошкольного возраста

Баженова Ю.В.

Воспитатель

МАОУ «КСОШ-ДС»

г. Пыть-Ях

2020 год

Цель: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к русской деревянной игрушке - матрешке.

Задачи:

- формировать у детей интерес к народной игрушке, желание украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры и нетрадиционную технику рисования.

- развивать умение детей работать аккуратно.

- приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству.

- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: психологический настрой, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы (отгадывание загадки) и создании мотивации; беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение; музыкальное сопровождение, сюрпризный момент; приемы активизации самостоятельного мышления детей, выполнение практической работы.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материалы и оборудование: трафареты матрешек, геометрические фигуры, гуашь, ватные палочки ,влажные салфетки, игрушки – матрешки для выставки, демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек,  мультимедийное оборудование, презентация.

 Предварительная работа: рассматривание матрешек, игры с ними, разучивание приветствия и физминутки.

Ход деятельности:

I.Организационный этап: психологический настрой (2 мин)

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла», дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними (дети здороваются).

А теперь поздороваемся вместе с вами.

Приветствие: Дети стоят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

II. Вводно-организационный этап  (1 мин)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с игрушками. У вас есть любимые игрушки. Но сегодня я хочу вам рассказать о деревянной игрушке.Ой!Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать что там написано?

Ответы детей: Да!

III. Мотивационно- побудительный этап (2 мин)

Воспитатель: Давайте его прочтем. «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне пожалуйста! Я шла к вам в гости, в детский сад, но дороги замело и я заблудилась. Ветер шепнул мне, что может показать мне верный путь, но для этого ребятам нужно отгадать загадку. Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, поможем нашей заблудившейся гостье?

Ответы детей: Да! 

Воспитатель: Тогда слушайте загадку

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколка?

 Ответы детейМатрешка.

Воспитатель: Правильно, ребята, это матрешка.

Появляется матрешка, здоровается с ребятами.

IV. Основной этап (7 мин)

Воспитатель: Матрешка, я знаю ,что ты не просто к нам пришла. Ты ведь готовила сюрприз для ребят. Давай-ка, расскажи ,чем ты хотела нас удивить? Матрешка: Я знаю, что ребята любят играть с игрушками , и я хочу вам показать необычные игрушки. Для этого я приглашаю вас в мини-музей деревянной игрушки.(дети подходят к столу, где находится выставка деревянных игрушек-матрёшек).

Воспитатель: Дети, в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. И этот сувенир?

Ответы детейМатрёшка.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Посмотрите, сколько здесь матрёшек! Рассмотрите внимательно матрешку и скажите, какая она?

Ответы детей: Веселая, нарядная, расписная, красивая.

Воспитатель: Почему можно сказать про матрешку, что она расписная?

Ответы детей: Красивый яркий платок на голове, сарафан украшен цветами.

Воспитатель: Ребята, а из чего сделана матрешка?

Ответы детей: Из дерева.

Воспитатель: Правильно, ребята, она сделана из дерева и очень красиво расписана (предлагаю детям присесть на стульчики)

Воспитатель (показ презентации): Когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшкамиМатрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол-матрёшекМатрешка является символом нашей страны – России!

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в матрешек «Вокруг себя обернись и в матрешку превратись»

Физкультминутка «Нарядная матрешка».

Хлопают в ладошки дружные матрешки (дети хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, топают матрешки (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонились (наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо - налево)

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья матрешка загрустила. Матрешка, что случилось, почему ты грустишь?

Матрешка:Смотрю я на вас, вы такие дружные, играете вместе, а у меня нет подружек.

Воспитатель: Матрешка, не грусти, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, поможем нашей матрешке? Подскажите, как мы поможем матрешке?

Ответы детей :развеселить, спеть ей песню.

Воспитатель: А я предлагаю вам смастерить ей подружек. У вас на столах лежат трафареты. Посмотрите, наша матрешка нарядная, в расписном платье, а уподружек не расписные сарафаны.Предлагаю вам украсить сарафаны подружкам нашей матрешки.

Практическая работа ( 3 мин)

Работа детей за столами. Одна подгруппа работает с гуашью и ватными палочками (напомнить о правилах работы с гуашью), другая- расписывает сарафан матрешки накладывая геометрические фигуры.

 V. Заключительный этап .Рефлексия (2 мин)

ВоспитательМатрешки у вас получились нарядные и красивые.  Ребята, как вы думаете, вы помогли матрешке стать веселой?

Ответы детей: Да, помогли.

Воспитатель: Матрешка, тебе нравятся твои новые подружки?

Матрешка: Да, нравятся. Молодцы ребята, спасибо! Вы очень хорошо справились с работой.

Воспитатель:  Когда у человека есть друзья, то ему не бывает скучно. И наша матрешкабольше не будет  грустить.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

Ребята, а наша матрешка говорит нам спасибо и дарит вам подарки, раскраски «Матрешки»

Под песню «Во поле береза стояла» дети выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста " Домашние животные и их детеныши"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы «Домашние животные и их детёныши»Цель: расширять словарный запас слов, формы речевых навыков, воспитывать любовь к животным, проявлять...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Ох, уж, этот мыльный пузырь» с применением здоровье-сберегающей и ИКТ – технологией Составила Янпольская Есения Валерьевна, воспитатель МБДОУ ДС № 2 пгт Ильского МО Северс

Конспект НОДпо познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Ох, уж, этот мыльный пузырь»с применением здоровье-сберегающей и ИКТ – технологией Составила Янпольская Есения Вал...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Мы в семье помощники»

Конспект ООД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Мы в семье помощники» Цель. Формирование представлений детей о семье, её членах....

План-конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Птицы"

Цель: Развитие познавательной и речевой активности. Формирование экологической культуры дошкольников. Расширить и уточнить знания детей о птицах. Задачи: Познакомить с особенностями внешнего вида и п...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Мы в семье помощники»

Цель. Формирование представлений детей о семье, её членах.Задачи.Образовательные: учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «родственники», «семья».Развивающие: разви...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Никто не забыт, ничто не забыто"

Конспект НОД по познавательному развитию  для знакомства детей младшего дошкольного возраста с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне и праздником 9 Мая - День Победы....