Презентация "Предметно-развивающая среда"
презентация

Марченко Валентина Анатольевна

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА «Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно».

Слайд 2

С точки зрения психологии: среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; С точки зрения педагогики: среда-это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внешнюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Определение среды

Слайд 3

Информационная –каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая - среда развивает тогда, когда вызывает интерес, подвигает к действию, исследованию. Развивающая-требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых форм к более сложным. Функции развивающей среды

Слайд 4

Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями Преобладающее позитивное настроение; Авторитетность руководителей; Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; Сплоченность; Продуктивность взаимоотношений. Компоненты развивающей среды

Слайд 5

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. 2. Пространственно-предметный компонент

Слайд 6

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития Психодидактический компонент

Слайд 7

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки). Основные принципы построения развивающей среды

Слайд 8

Использование : больших модульных наборов; центров песка и воды; мастерски х ; инструмент ов для уборки, использование стен. Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей. 2 Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

Слайд 9

Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения. 4 Принцип комплексирования и гибкого зонирования- реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Слайд 10

Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды.

Слайд 11

Создание специализированны х игровы х зон. 6. Принцип «половых и возрастных» различий ,

Слайд 12

Реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени. 7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру

Слайд 13

Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы. 8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»

Слайд 14

Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.); количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10); социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики (город, поселок, село) Характеристик детского сообщества

Слайд 15

Сочетание по направленности детской деятельности. Локальные игровые пространства («зоны»)

Слайд 16

игровая; продуктивная; познавательско - исследовательская; двигательная. Основные виды деятельности ребенка

Слайд 17

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду; Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности; Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Принципы оснащения дошкольного учреждения

Слайд 18

Основным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность : провоцировать ребенка на агрессивное действие; вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста. Критерии отбора игровых материалов и оборудования

Слайд 19

остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень); многовариативность; обобщенность; открытость (возможность придумывать новые задания); полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); дидактические свойства; разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей; использование различных фактур; методические рекомендации. Педагогическая ценность игрушки

Слайд 20

Включает следующие разделы: I . Оборудование помещений для создания развивающей среды II . Игровые средства и оборудование по основным видам деятельности направлениям развития ребенка: оборудование для развития общих движений; игровые средства для развития мелкой моторики; игровые средства для развития сенсорного восприятия; игровые средства для развития мышления; игровые средства для развития речи и языка; игровые средства для ознакомления с окружающим миром; игровые средства для социально-эмоционального развития; игровые средства и материалы для творческого развития; игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры. Материальная база


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Презентацияпредметно-развивающая среда

Презентацияпредметно-развивающая среда...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...