Методическая разработка "Как сделать дидактический чемоданчик"
методическая разработка

Козлова Велина Борисовна

Интерактивная развивающая среда в группе – одно из требований ФГОС. Выполнить его воспитателям поможет дидактический чемоданчик, наполнить который они смогут любым содержанием. На консультации в ноябре расскажите педагогам, как сделать такой дидактический материал на примере экологического чемоданчика. Воспользуйтесь для этого готовым конспектом.

Что включает конспект консультации

Конспект консультации состоит из трех частей. В начале встречи предложите педагогам решить кроссворд на экологическую тему, а затем по ответам определить тему консультации. Такой мозговой штурм настроит педагогов на беседу об экологическом воспитании детей.

В теоретической части расскажите, как сделать экологический чемоданчик и познакомить с ним воспитанников. Чтобы определить задачи этого дидактического материала, вместе с педагогами обсудите, чем отличается экологическое воспитание и ознакомление детей с окружающим миром.

В практической части предложите педагогам разработать игры для чемоданчика, которые они смогут потом использовать в работе с детьми. Данное задание поможет им закрепить новые знания и включиться в творческий процесс.

Какие задания дать педагогам

+

В конце консультации разделите педагогов на две команды. Каждая из команд должна разработать два типа игр. Первая команда придумает игры об экологии, вторая – об окружающем мире.

Завершите практическую часть рефлексией. Обсудите игры, которые предложат команды. Пусть педагоги оценят коллег, насколько они справились с поставленной задачей.

КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ

1. Кроссворд и мозговой штурм

В начале консультации предложите педагогам разгадать кроссворд. Затем по ответам в кроссворде попросите определить, о чем будет консультация.

2. Теоретическая часть

Задача педагога – разнообразить предметно-пространственную среду в группе, чтобы она стимулировала разностороннее развитие детей. Сделать это поможет разнообразный дидактический материал, который дети смогут использовать в своих играх, а вы – в ходе образовательной деятельности. Для этого данный материал должен быть не только интересным, но интерактивным. Предлагаю вам рассмотреть дидактический чемоданчик с играми для детей.

Пример

Дидактический чемоданчик может быть разной направленности. Это зависит от того, какие задачи вы поставите перед собой. Чемоданчик можно сделать патриотическим и наполнить его иллюстрациями с символикой, играми на патриотическую тематику. Также чемоданчик можно наполнить материалами по физическому и оздоровительному направлению воспитания. В этом случае вы можете назвать его чемоданчиком здоровья.

Сегодня мы обсудим, как сделать экологический чемоданчик, который сможет путешествовать по всем группам детского сада, кроме групп раннего возраста. Для малышей этот материал будет еще сложным.

Почему именно экологический? Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений педагогической деятельности. Приучать детей бережно относиться к природе, воспитывать у них экологическую культуру важно с детства. Именно в дошкольном возрасте они активно познают мир, накапливают знания об окружающей среде, природе и том, как на нее влияет человек.

Экологический чемоданчик – интерактивный дидактический материал. С его помощью вы создадите условия для полноценной социализации детей в мире природы. Во-первых, вы научите их безопасно взаимодействовать с окружающим миром. Во-вторых, разовьете коммуникативные навыки дошкольников: научите их общаться, доказывать свои суждения, рассуждать, замечать причинно-следственные связи в ходе тематических игр из экологического чемоданчика.

 

 

Что такое интерактивная образовательная среда

 

Понятие «интерактивность» в переводе с английского interaction означает взаимодействие (inter – взаимный, act – действие). Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это не только развивающая предметно-пространственная среда. Это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях: дети – дети (из разных групп); дети – родители (групповое и межгрупповое общение); дети – педагоги; дети – педагоги – родители.

+

Как изготовить экологический чемоданчик. Лучше всего взять старый легкий чемодан с рабочей и простой застежкой. Так вы дадите вещи вторую жизнь. Простой замок нужен, чтобы дети моги сами открывать и закрывать чемодан. Чемодан должен быть вместительным и прочным. Оформите его так, чтобы он привлекал детское внимание. В оформлении придерживайтесь экологической тематики.

Сколько чемоданчиков делать. Определитесь, будет ли в детском саду общий чемоданчик для всех групп, или в каждой группе будет свой. Предпочтительнее сделать один на всех, но часть игр хранить именно в группах, чтобы менять содержимое чемоданчика.

+

Что положить в экологический чемоданчик. В экологическом чемоданчике располагаются игры экологической направленности для детей от трех до семи лет. Игры можно сделать своими руками или купить. 

Со временем вы можете пополнять картотеку игр для чемоданчика. Когда их станет много, не вкладывайте в чемоданчик все сразу. Тогда, во-первых, в чемоданчике всегда будет порядок, а во-вторых, детям будет интересно каждый раз изучать содержимое чемоданчика.

+

Хорошо, если в чемоданчике будут игры для детей разного возраста. Например, если передадите чемодан в старшую группу, не выкладывайте оттуда игры для младших дошкольников или для детей старшего дошкольного возраста. В любой группе есть дети разного уровня развития, так что каждый сможет выбрать игру по себе.

Как познакомить детей с экологическим чемоданчиком. После того как внесете чемоданчик в группу, предложите детям внимательно осмотреть его. Побеседуйте с детьми о том, что может находиться внутри него, как он выглядит, что на нем изображено. Побуждайте воспитанников размышлять, задавайте больше вопросов. Когда дети выскажутся, откройте чемоданчик и познакомьте их с играми. Объясните детям, что они могут самостоятельно пользоваться чемоданчиком и брать игры, какие захотят.

Куда поставить экологический чемоданчик в группе. Экологический чемоданчик целесообразно размещать в свободном доступе, в уголке настольных игр или в уголке природы. Оставляйте чемодан открытым или закрытым – как удобно. Но пусть у детей будет возможность в любое время брать игры по желанию. Имейте в виду: закрытый чемодан, скорее всего, привлечет больше внимания, потому что его будет интересно открывать. Место, где дети будут играть в игры из экологического чемоданчика, должно быть просторным, удобным, вдали от коридора и дверей.

Если в группе нет возможности ставить экологический чемоданчик в одном из уголков детской активности в открытом виде, не переживайте. Ставьте закрытый чемодан в любом другом месте, откуда дети смогут достать его, чтобы поиграть, и куда смогут вернуть после игры. Двигательная активность детям никогда не повредит и не будет лишней. Спрятанный чемоданчик только поможет выполнить требование ФГОС, согласно которому РППС в группе должна быть трансформируемой и вариативной (п. 3.3.4 ФГОС ДО).

 

 

Где хранить общий экологический чемоданчик

 

Общий экологический чемоданчик может кочевать из группы в группу или храниться в методкабинете. Если чемоданчик будет храниться в группах, педагоги могут с помощью чата в мессенджере установить, когда переносить чемоданчик из группы в группу. Если экологический чемоданчик будет храниться в методкабинете, составьте график самостоятельно.

+

Когда использовать экологический чемоданчик. Вы можете использовать экологический чемоданчик только в определенные тематические недели, например, когда изучаете с детьми времена года, явления природы, обсуждаете экологические проблемы, а затем убирать его из поля зрения детей. Так вы сможете поддерживать познавательный интерес у дошкольников к экологии и играм из экологического чемоданчика в течение учебного года.

Предлагайте детям свободную игру с экологическим чемоданчиком до завтрака, пока принимаете остальных воспитанников, и во второй половине дня – после полдника. Игры подойдут для самостоятельной и совместной деятельности, для организованной образовательной деятельности, для индивидуальной работы педагога с детьми. Использовать игры можно по-разному, все зависит от профессиональных умений и творческих способностей педагога.

Работа с родителями. Познакомьте родителей с экологическим чемоданчиком на собрании. Предлагайте делать новые игры для него. Если объяснить родителям, как важно экологическое образование детей, то многие откликнутся на вашу просьбу помочь. Игры из экологического чемоданчика можно давать детям на дом для совместных игр с родителями в выходные дни.

Помните: будущее нашей планеты Земля зависит от вас уже сейчас, ведь решать экологические проблемы, которые продолжают копиться, будут сегодняшние дошкольники, когда вырастут. Поэтому наша задача уже сейчас формировать у детей неравнодушное отношение к проблемам экологии и стремление делать мир лучше.

 

 

Чем игры экологической направленности отличаются от игр об окружающем мире

 

imageНе путайте содержание игр по ознакомлению с окружающим миром и игр экологической направленности. Игры по ознакомлению с окружающим миром знакомят детей, например, с представителями живой природы и объектами неживой природы: есть фрукты и овощи, дикие и домашние животные. Игры экологической направленности показывают взаимосвязь растений и животных между собой и с окружающей средой, то, как все в живой и неживой природе влияет друг на друга.
Например, игра «С какого дерева листок?» знакомит детей с окружающим миром, а именно – с различными видами деревьев, и лишена экологической направленности. Игра про сортировку мусора – экологическая, так как раскрывает, как человек может помогать природе.

3. Практическая часть

Чтобы закрепить информацию, которую вы дали педагогам на консультации, разделите их на две команды и предложите каждой по одному заданию.

Задание для первой команды. Придумайте две-три игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

Задание для второй команды. Придумайте две-три игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.

+

Пусть педагоги выполнят задание в конце консультации и озвучат свои идеи. Затем дайте время на рефлексию. Пусть команды проанализируют предложения друг друга. Задача команд – доказать, что они выполнили задание правильно и либо найти ошибки в предложениях другой команды, либо поддержать идеи их игр.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Сделайте милость - творите добро!»

Предлагаю методическую разработку по театрализованной деятельности....

Мастер- класс " Как сделать дидактическую игру своими руками - развиваем мелкую моторику у детей"

Берем две пластиковые баночки в одну насыпаем разную крупу( горох,рис, фосоль и т. д )На вторую приклеиваем веселого колобка( делаем рот,щеки глаза из самоклеющей бумаги и где рот делаем отверствие -к...

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»

Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...

Мастер-класс «Создание дидактического чемоданчика добрых дел».

Мастер-класс «Создание дидактического чемоданчика добрых дел»....

Консультация для педагогов "Как сделать дидактический сундучок?"

Задача педагога – разнообразить образовательную среду в группе, чтобы она стимулировала разностороннее развитие детей (п.3.3. ФГОС ДО). Решить эту задачу воспитателям поможет разнообразный дидак...