Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
проект (младшая группа)

Жбанова Наталья Владимировна

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций». 

К комплекте предлагается пояснительная записка, проект и презентация проекта. Место проведения - МБДОУ "Детский сад "Улыбка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx16.77 КБ
Файл proekt_1.docx16.83 КБ
Файл prezentatsiya_proekta.pptx759.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор: воспитатель МБДОУ Детский сад «Улыбка» Жбанова Наталья Владимировна.

Место реализации: МБДОУ Детский сад «Улыбка» Первомайского района Оренбургской обл.

Тема проекта: «Народное искусство и культурное наследие».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: младшая разновозрастная группа.

Продолжительность: 2 месяца (среднесрочный).

Время проведения занятий: 2 раза в неделю по 20 минут.

Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в жизнь русского народа, позволяет не только привлекать внимание общественности к насущным проблемам, но и предпринимать различные действия для их решения, находя конструктивные пути поддержания явлений и тенденции, играющие важную роль в жизни людей.

Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой культурной и национальной самобытности среди молодого поколения. На основе традиции не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и этические установки, регулируются нормы общественных отношений.

Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, ее основы. И именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение из ближайшего окружения, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи: 1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

4. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

5. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского быта и русской культуре.

2. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре.

3. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

4. Знакомство с русскими народными песнями, пословицами, поговорками, сказками по теме.

5. Организация творческой выставки для родителей.

Полученные результаты:

1. Ребята познакомились с историей русского быта и русской культуры.

2. Дети научились налаживать и регулировать контакт в совместной игре.

3. Пространственная среда пополнилась предметами по теме.

4. Мы с ребятами познакомились с русскими народными песнями, сказками, пословицами и поговорками.

5. В ходе реализации проекта была организована выставка работ.

Структура проекта: проект включает в себя 3 этапа – подготовительный, основной и заключительный.



Предварительный просмотр:

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный.

На данном этапе проекта была определена тема проекта, цель и задачи, был составлен план дальнейшей работы. Была подобрана и проанализирована литература по теме проекта. Сделан подбор материалов по теме проекта, составлены картотека «Русские народные игры для младшей группы» и картотека физминуток к русским народным сказкам. Перед переходом к следующему этапу проекта ребятам были показаны презентации «Русская изба», «Русские народные инструменты». Были просмотрены иллюстрации в книгах и журналах и рассмотрены предметы быта и декоративно-прикладного искусства.

II этап – основной

Содержание проекта:

Познавательное развитие.

Знакомство с русским бытом.

Просмотр мультфильмов «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя».

Конструирование избы из конструктора.

Задачи: познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа, познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар и тд).

Знакомство с фольклором.

Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь».

Разучивание потешек и частушек.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Загадывание загадок.

Задачи: формировать любовь к устному народному творчеству, воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Физическое развитие. 

Подвижные игры: «Салки», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Заучивание физминуток к русским народным сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь».

Задачи: познакомить детей с истоками русской народной культуры; познакомиться с народными играми; развивать физическую активность (закреплять умение рассредоточенно бегать, не натыкаясь друг на друга, ориентироваться в пространстве).

Художественно-эстетическое развитие.

Музыкальное развитие.

Знакомство с русскими народными песнями: «Два веселых гуся», «Каравай», «Метелица», «Как на тоненький ледок».

Хороводные игры: «Мороз Красный Нос», «Хоровод», «Карусели».

Знакомство с русскими народными инструментами: игра на ложках, знакомство с гуслями и балалайкой.

Задачи: развивать образное восприятие русских народных песен, развивать представление о народных музыкальных инструментах, обучить игре на ложках.

Творческое развитие.

Рисование: «Веселые матрешки», «Разноцветные ложки», раскрашивание детских народных игрушек.

Лепка: по сказке «Колобок»

Аппликация: «Узоры на тарелочках».

Задачи: развить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, научить расписывать матрешку, воспитывать интерес к народной культуре, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелочки, способствовать развитию мелкой моторики рук, воспитывать интерес к рисованию.

Инсценировка.

Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба», песни «Два веселых гуся».

Пальчиковый кукольный театр по сказке «Лиса и волк».

Задача: развитие театральных способностей, развитие мелкой моторики.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры: собери матрешку, выкладывание пазлов на тему «Русские народные сказки», «Расскажем сказку вместе».

Задачи: учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы, развивать связную речь, развивать коммуникативные умения.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы.

Консультация на тему «Детский фольклор в кругу семьи».

Оформление уголка «Приобщение к истории, традициям и культуре России»

Консультация для родителей на платформе zoom "Потешки в помощь маме".

Задачи: приобщение родителей к реализации проекта, донести до родителей важность детского фольклора для развития речи детей.

III этап – заключительный

1.Создание творческой выставки для родителей.

2. Инсценировка сказки «Курочка ряба» на празднике «Здравствуй, Осень золотая!

3. Оформление и презентация проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Народное искусство и культурное наследие» Автор: воспитатель младшей разновозрастной группы МБДОУ Детский сад «Улыбка» Жбанова Н.В. Среднесрочный познавательно-творческий проект для воспитанников младшей разновозрастной группы

Слайд 2

Актуальность В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям, так как в этот период идет процесс формирования личности будущего гражданина нашей страны.

Слайд 3

Цель формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Слайд 4

Задачи 1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством. 2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям. 3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. 4. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию. 5. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Слайд 5

Ожидаемые результаты Получение знаний об истории русского быта и русской культуре. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре. Пополнение предметно–пространственной среды по теме. Знакомство с русскими народными песнями, пословицами, поговорками, сказками по теме. Организация творческой выставки для родителей. Полученные результаты Ребята познакомились с историей русского быта и русской культуры. Дети научились налаживать и регулировать контакт в совместной игре. Пространственная среда пополнилась предметами по теме. Мы с ребятами познакомились с русскими народными песнями, сказками, пословицами и поговорками. В ходе реализации проекта была организована выставка работ.

Слайд 6

Этапы работы над проектом I этап – подготовительный На данном этапе проекта была определена тема проекта, цель и задачи, был составлен план дальнейшей работы. Была подобрана и проанализирована литература по теме проекта. Сделан подбор материалов по теме проекта, составлены картотека «Русские народные игры для младшей группы» и картотека физминуток к русским народным сказкам. Ребятам были показаны презентации «Русская изба», «Русские народные инструменты». Были просмотрены иллюстрации в книгах и журналах и рассмотрены предметы быта и декоративно-прикладного искусства.

Слайд 7

II этап – основной Познавательное развитие. Знакомство с русским бытом. Просмотр мультфильмов « Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя». Конструирование избы из конструктора. Задачи: познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа, познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар и тд .). Знакомство с фольклором. Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь». Разучивание потешек и частушек. Знакомство с пословицами и поговорками. Загадывание загадок. Задачи: формировать любовь к устному народному творчеству, воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Слайд 8

Художественно-эстетическое развитие Музыкальное развитие. Знакомство с русскими народными песнями: «Два веселых гуся», «Каравай», «Метелица», «Как на тоненький ледок». Хороводные игры: «Мороз Красный Нос», «Хоровод», «Карусели». Знакомство с русскими народными инструментами: игра на ложках, знакомство с гуслями и балалайкой. Задачи: развивать образное восприятие русских народных песен, развивать представление о народных музыкальных инструментах, обучить игре на ложках. Творческое развитие. Рисование: «Веселые матрешки», «Разноцветные ложки», раскрашивание детских народных игрушек. Лепка: по сказке «Колобок» Аппликация: «Узоры на тарелочках». Задачи: развить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, научить расписывать матрешку, воспитывать интерес к народной культуре, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелочки, способствовать развитию мелкой моторики рук.

Слайд 9

Инсценировка. Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба». Пальчиковый кукольный театр по сказке «Лиса и волк». Задача: развитие театральных способностей, развитие мелкой моторики. Физическое развитие. Подвижные игры: «Салки», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит». Заучивание физминуток к русским народным сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». Задачи: познакомить детей с истоками русской народной культуры; познакомиться с народными играми; развивать физическую активность.

Слайд 10

Социально-коммуникативное развитие. Дидактические игры: собери матрешку, выкладывание пазлов на тему «Русские народные сказки», «Расскажем сказку вместе». Задачи: учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы, развивать связную речь, развивать коммуникативные умения. Работа с родителями. Индивидуальные беседы. Консультация на тему «Детский фольклор в кругу семьи». Оформление уголка «Приобщение к истории, традициям и культуре России» Консультация для родителей на платформе zoom "Потешки в помощь маме". Задачи: приобщение родителей к реализации проекта, донести до родителей важность детского фольклора для развития речи детей.

Слайд 11

Создание аппликации «Узоры на тарелочке»

Слайд 12

Выкладывание пазлов «Русские народные сказки»

Слайд 13

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Слайд 14

Инсценирование песни «Два веселых гуся»

Слайд 15

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Слайд 16

Знакомство с матрешкой

Слайд 17

III этап – заключительный 1.Создание выставки «Сохраняем народные традиции» 2. Инсценировка сказки «Курочка ряба» на празднике «Здравствуй, Осень золотая! 3. Оформление и презентация проекта.

Слайд 18

Выставка «Сохраняем народные традиции»

Слайд 19

Источники: Шаблон для презентации учителя математики МКОУ « Хотьковская СОШ» Коломиной Н.Н.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ № 111 "О подготовке и участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог год Югры - 2013""

"О подготовке и участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог год Югры - 2013""...

Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" ...

Разработка мероприятия с использованием цифровых технологий для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Разработка мероприятия с использованием цифровых технологий для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошк...