Рабочая программа допобразования "Мастерская народного промысла"
рабочая программа (старшая группа)

Илингина Марина Васильевна

Программа расчитана на дошкольников 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

ПРИНЯТО                                                УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                         приказом заведующего

МДОУ «Детский сад «Василек»                 МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»                                          р.п. Мулловка»  

протокол № 1                                         27.08.2021 № ____

от «_27_» _августа_ 2021_ года                        ______   Н.Г. Пригоннова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА»

художественной направленности

Уровень подготовки - стартовый

Срок реализации: 1 модуль – 32 часа

                              2 модуль – 40 часов

Возраст воспитанников: 5 - 7 лет 

Программа разработана

Илингиной

Мариной Васильевной,

педагогом дополнительного образования

р.п. Мулловка, 2020

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская народного промысла» разработана в соответствии со следующими нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р;

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. № 09-3242);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» (далее – МДОУ «Детский сад «Василек»).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская народного промысла» является модифицированной программой. Программа «Мастерская народного промысла» по направленности деятельности, художественная, реализуется в образовательной области – народно-прикладное искусство.

Виды деятельности: работа с простым карандашом, бумагой, красками (акварель, гуашь), глиной.

Адресат – дошкольная группа МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» от 5 – 7 лет.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

 Время наше сложное – это время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах недостаточно или их очень мало, поэтому я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Актуальность данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.  

Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Новизной и отличительной особенностью программы «Мастерская народного промысла» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно- прикладному искусству.  

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

 Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

В процессе преподавания могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.).

Срок освоения программы. Данная программа содержит 2 модуля. Обучение по 1-му модулю проходит с сентября по декабрь (32 часа), период обучения по 2-му модулю – с января по май (40 часов).

Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой два раза в неделю 25-30 мин. В год проводится 36 занятий. 

По направленности освоения учебного материала – горизонтальная, с очной формой организации, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических знаний.

  Способ подачи содержания – комплексный, усвоение знаний неразрывно связано с их  последующим закреплением в практической работе.

  Уровень усвоения содержания программы – ученический в начале обучения (действия по образцу), по мере освоения программы переход на творческий (поиск детьми действий, ведущих к достижению поставленной цели, умение поставить творческую задачу и наметить пути и способы её выполнения)  

Целевая установка данной программы - личностно центрированная, направлена на воспитание эмоционально-нравственной личности и формирование познавательного процесса у детей.

Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом программы в объединении сформирована группа дошкольников от 5 до 7 лет.  Число воспитанников: в группе 12 человек. Состав группы постоянный.

1. 2. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. 

Задачи программы:

  •  Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
  • Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Психолого-педагогические особенности детей

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста (5-7 лет).

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые способствуют формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника – требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями.

Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность. В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться – слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы. У него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

1.3. Содержание программы.

1.3.1.Учебный план 1 модуль

       В содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская народного промысла» допускается вариативность, некоторые изменения в количестве часов на изучение системного материала, в содержании занятий, форме их проведения.

     Содержание программы может корректироваться, на освоение тем может планироваться большее количество часов для того, чтобы дошкольники лучше и более полно и прочно усвоили материал. Содержание программы выстроено согласно учебному плану, взаимосвязано между собой: на последующих занятиях совершенствуются знания, умения, навыки предшествующих.

         Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская народного промысла» включает в себя описание разделов для групповой работы:

         Разделы выстроены в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включают описание теории и практики, форм контроля.

№ раздела

Наименование раздела модуля

           Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие.

2

2

4

1

Давайте дружить. ТБ.

1

1

2

Наблюдение, игра

2

Правила поведения. ПДД.

1

1

2

Наблюдение, игра

II

Знакомство с работой кружка «Мастерская народного промысла»

2

7

2

1

Народное искусство

2

-

2

наблюдение

III

«Дымковская сказочная страна»

1

6

7

1

Знакомство с историей промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

1

Наблюдение, игра

2

 «Барышни-франтихи».

2

2

практические задания

3

 «Изготовим дымковских артистов для настольного театра»

-

2

2

практические задания

4

Лепка «Дымковская барышня»

-

2

2

практические задания

IV

«Чудо филимоновских свистулек»

1

5

6

1

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

1

Наблюдение, игра

2

Рисование Филимоновские свистульки.

-

2

2

практические задания

3

Лепка «Филимоновские олени и коровки»

-

2

2

практические задания

4

Рисование «Филимоновский табунок».

-

1

1

практические задания

V

«Каргопольские игрушки»

1

4

5

1

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

1

Наблюдения, игра

2

Лепка

«Волшебная Птица-Сирин».

-

2

2

практические задания

3

Рисование

«Сказочная птица».

-

2

2

практические задания

VI

Знакомьтесь, русская Матрешка»

1

7

8

1

Русская матрешка.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

-

Наблюдение, игра

2

Рисование Русская матрешка.

-

2

2

практические задания

3

Лепка «Все они матрёшеньки,

все они милашеньки...»

-

2

2

практические задания

4

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

-

2

2

практические задания

5

Досуг «Народные игрушки»

1

1

2

Наблюдение, игра,

практические задания

Всего

32

1.3.2.Содержание учебного плана

Модуль 1.

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1. Давайте дружить. Техника безопасности.

Теория: знакомство детьми с обстановкой, друг с другом (если есть дети из другой группы), с руководителем кружка. Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения в учреждении.

Практика: игра «Знает каждый», игры на знакомство «Произнеси своё имя ласково», «Как тебя называет мама?».

Тема 2. Правила поведения. ПДД.  

Теория: основные правила дорожного движения (виды основных дорожных знаков и их значение, правила поведения в общественном транспорте и на остановках.

Практика: выполнение аппликации «Светофор».

Раздел 2. Знакомство с работой кружка «Мастерская народного промысла».

Тема 1. Народное искусство

Теория: Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Используемые материалы: Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Видео с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.

Раздел 3. «Дымковская сказочная страна».

Тема 1. Знакомство с историей промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам.

Используемые материалы: Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы.

Практика: экскурсия по мини-музею «Дымка».

Тема 2. «Барышни-франтихи».

Теория: Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

Используемые материалы: У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы – в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш.

Практика: Рисование тычком, ватными палочками, конструирование из плотной бумаги из готовых выкроек.

Тема 3. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра».

Теория: Учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки»..

Используемые материалы: Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь – гармонист, балалаечники; плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации.

Практика: Рисование тычком, ватными палочками, конструирование из плотной бумаги и картона.

Тема 4. «Дымковская барышня».

Теория: Расширять представления о народной игрушке. Вызвать желание самим попробовать слепить и разрисовать объемную народную игрушку.

Используемые материалы: Глина, стеки, дощечки. Дымковские игрушки 

Практика: Лепка из глины, разрисовывание готовой игрушки.

Раздел 4. «Чудо филимоновских свистулек».

Тема 1. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Используемые материалы: Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи.

Практика: игра на филимоновсих свистульках.

Тема 2. Филимоновские свистульки.

Теория: Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования.

Используемые материалы: Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

Практика: Рисование с использованием ватных палочек, перышек.

Тема 3. «Филимоновские олени и коровки».

Теория: Учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку.

Используемые материалы: Филимоновские барашки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

Практика: Лепка из цельного куска глины.

Тема 4. «Филимоновский табунок».

Теория: Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Используемые материалы: Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки, вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.

Практика: Разрисовывание фигурок с помощью кисти, ватных палочек, перышек.

Раздел 5. «Каргопольские игрушки».

Тема 1. Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи.

Используемые материалы: Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи.

Практика: дидактическая игра «Чьи это игрушки?».

Тема 2. «Волшебная Птица-Сирин».

Теория: Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

Используемые материалы: Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

Практика: Лепка каргопольской игрушки.

Тема 3. «Сказочная птица».

Теория: Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие.

Используемые материалы: Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки, вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.

Практика: Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Раздел 6. «Знакомьтесь, русская Матрешка».

Тема 1. Русская матрешка. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу.

Используемые материалы: Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки.

Практика: танец матрешек.

Тема 2. Русская матрешка.

Теория: Вызвать у детей интерес к образу матрешки. Развивать чувство прекрасного.

Используемые материалы: Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

Практика: рисование кистью, ватными палочками, «тычки».

Тема 3. «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...».

Теория: Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины.

Используемые материалы: Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

Практика: лепка из глины.

Тема 4. «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

Теория: Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью.

Используемые материалы: Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».

Практика: рисование кистью, ватными палочками.

Тема 5. «Народные игрушки».

Теория: Закрепить знания детей о народных игрушках. Вызвать эмоциональный настрой.

Используемые материалы: Выставка народных игрушек, сделанных самими детьми.

Практика: досуговая деятельность, разгадывание загадок о народных промыслах, танец матрешек, игра на свистульках.

1.3.3.Учебный план

2 модуль

№ раздела

Наименование раздела модуля

           Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

I

Введение в программу. Инструктаж.

2

2

4

1

Техника безопасности на занятиях.

1

1

2

Наблюдение, игра

2

Правила поведения на льду.

1

1

2

Наблюдение, игра

II

Веселый Городец

1

5

6

1

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

1

Наблюдение, игра

2

Веселый Городец

-

2

2

практические задания

3

«Сарафан для Матрешки»

-

1

1

практические задания

4

«Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

-

2

2

III

Сине-белое чудо Гжели.

1

6

7

1

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

1

Наблюдение, игра

2

 Сине-белое чудо Гжели

-

2

2

практические задания

3

 Гжельские фигурки

-

2

2

практические задания

4

Роспись фигурок

-

2

2

практические задания

IV

Золотая Хохлома.

2

6

8

1

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

2

-

2

Наблюдение, игра

2

Золотая Хохлома

-

2

2

практические задания

3

«Шарфики для козлят»

-

2

2

практические задания

4

«Украсим теремок для зверей»

(коллективная работа).

-

2

2

практические задания

V

Павлово-Посадские платки и шали

1

4

5

1

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

-

1

Наблюдения, игра

2

Павлово-Посадские платки и шали.

-

2

2

практические задания

3

«Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа).

-

2

2

практические задания

VI

Народные промыслы родного края.

4

6

10

1

Экскурсия на выставку в краеведческий музей, в мини-музей детского сада.

2

-

2

Наблюдение, игра

2

Украшение народными орнаментами одежды

-

2

2

практические задания

3

«Украшаем сумочку народным узором»

-

2

2

практические задания

4

Выставка детских работ мастерской

1

1

2

практические задания

5

Досуг «Народные промыслы»

1

1

2

Наблюдение, игра, практические задания

Всего

40

1.3.4.Содержание учебного плана

Модуль 2

Раздел 1. Введение в программу. Инструктаж.

Тема 1. Техника безопасности на занятиях.

Теория: закрепление Правил техники безопасности на занятиях. Правила поведения в учреждении.

Практика: дидактическая игра «Опасные предметы», игра «Ориентация в группе».

Тема 2. Правила техники безопасности на льду.

Теория: Правила техники безопасности на льду.

Практика: просмотр диафильма «Осторожно, хитрый лед».

Раздел 2. Веселый Городец.

Тема 1. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.

Используемые материалы: Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства.

Видеофильм.

Практика: просмотр видеофильма о городецких умельцах.

Тема 2. Веселый Городец.

Теория: Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Используемые материалы: Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».  

Практика: Рисование пальчиками, «тычком».

Тема 3. «Сарафан для Матрешки».

Теория: Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Используемые материалы: Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.  

Практика: Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Тема 4. «Городецкие узоры - сколько радости для глаз».

Теория: Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Используемые материалы: Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.  

Практика: Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Раздел 3. Сине-белое чудо Гжели.

Тема 1. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла.

Используемые материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно- прикладного искусства. Видеофильм.

Практика: Экскурсия в мини-музей детского сада.

Тема 2. Сине-белое чудо Гжели.

Теория: Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Используемые материалы: Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно- прикладного искусства. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

Практика: Рисование элементов гжельской росписи гуашью.

Тема 3. Гжельские фигурки.

Теория: Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

Используемые материалы: Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

Практика: Лепка из глины.

Тема 4. Роспись фигурок.

Теория: Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть.  

Используемые материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

Практика: Рисование кистью, ватными палочками, «тычки».

Раздел 4. Золотая Хохлома.

Тема 1. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Используемые материалы: Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.

Практика: Экскурсия в мини-музей детского сада.

Тема 2. Золотая Хохлома.

Теория: Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Продолжать формировать отношение к произведениям народного искусства.

Используемые материалы: Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

Практика: Рисование кистью, ватными палочками «тычки».

Тема 3. «Шарфики для козлят».

Теория: Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

Используемые материалы: Хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят.

Практика: Рисование кистью, ватными палочками «тычки».

Тема 4. «Украсим теремок для зверей» (коллективная работа).

Теория: Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

Используемые материалы: Хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных – мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».

Практика: Рисование кистью, ватными палочками «тычки».

Раздел 5. Павлово-Посадские платки и шали.

Тема 1. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Теория: Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей.

Используемые материалы: Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный».

Практика: Экскурсия в мини-музей детского сада.

Тема 2. Павлово-Посадские платки и шали.

Теория: Продолжать знакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Используемые материалы: Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки.

Практика: Рисование кистью, гуашью.

Тема 3. «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа).

Теория: Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика. 

Используемые материалы: Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти.

Практика: Рисование на батике.

Раздел 6. Народные промыслы родного края.

Тема 1. Экскурсия на выставку в краеведческий музей, в мини-музей детского сада.

Теория: Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

Используемые материалы: Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом.  

Практика: Экскурсия в краеведческий музей и мини-музей детского сада.

Тема 2. Украшение народными орнаментами одежды.

Теория: Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Используемые материалы: Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика.

Практика: Рисование штампами, печатками.

Тема 3. «Украшаем сумочку народным узором».

Теория: Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей.

Используемые материалы: Изделия народных промыслов родного края. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, цветной клей.

Практика: Рисование цветным клеем.

Тема 4. Выставка детских работ мастерской.

Теория: Формировать творчество, желание показывать красоту народного творчества через собственные работы. Воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству.

Используемые материалы: Рисунки и фигурки из глины, изготовленные детьми, Изделия народных промыслов России.

Практика: Выставка рисунков и поделок для детей детского сада, для педагогов и родителей.

Тема 5. «Народные промыслы».

Теория: Закрепить знания детей о народных промыслах России. Вызвать эмоциональный настрой.

Используемые материалы: Выставка народных игрушек, сделанных самими детьми, игрушки, посуда, павло-посадские шали.

Практика: досуговая деятельность, народные игры, хороводная песня «Во поле березка стояла».

1.4.Планируемые результаты обучения по программе

Личностные результаты:

 - в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;

 - в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;

- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных народных техниках (городец, хохлома, дымка и т.д.).  

Метапредметные результаты:

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

 - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;

 - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и других учащихся творческого объединения.  

Предметные результаты:

Обучающийся дошкольник должен владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

В конце обучения дети должны знать:

- правила техники безопасности в кабинете;

- такие  понятия как:  рисунок, композиция, смешение цветов

- знания о цвете, линии, форме, пространстве, их свойствах и возможностях;

- основные и дополнительные цвета;

- основы декоративно-прикладного искусства, знать виды орнаментов и пользоваться ими на практике;

• Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве;

• Демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства.

•  Сформировано эстетическое отношение к изобразительной деятельности.

•  Овладел навыками и умениями изобразительного, декоративного творчества и конструктивной деятельности.

•  Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у детей и умения изображать их в собственной деятельности.

•  Поддерживает творческий интерес к изобразительной деятельности.

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год

Первый модуль

Тема

занятия

Кол-во часов

гр

Дата

Место

проведения

Форма занятия

Форма контроля

1.

Введение в программу. Давайте дружить. Техника безопасности

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Комплексное занятие, беседа

Опрос, наблюдение

2

Правила поведения. ПДД

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Комплексное занятие, беседа

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.

Знакомство с работой кружка «Мастерская народного промысла»

2.1

Народное искусство

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Комплексное занятие, беседа

наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.

«Дымковская сказочная страна»

3.1

Знакомство с историей промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

«Барышни-франтихи»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

3.3

«Изготовим дымковских артистов для настольного театра»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

3.4

«Дымковская барышня»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

4

«Чудо филимоновских свистулек»

4.1

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.2

Филимоновские свистульки

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

4.3

«Филимоновские олени и коровки»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

4.4

«Филимоновский табунок»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5

«Каргопольские игрушки»

5.1

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.2

«Волшебная Птица-Сирин»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.3

«Сказочная птица»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

6

Знакомьтесь, русская Матрешка»

5.1

Русская матрешка.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.2

Русская матрешка

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.3

«Все они матрёшеньки,

все они милашеньки...»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.4

«Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.5

Досуг «Народные игрушки»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Дидактическая игра, выполнения практических заданий

Всего

32

2.2.Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год

Второй модуль

Тема

занятия

Кол-во часов

гр

Дата

Место

проведения

Форма занятия

Форма контроля

1.

Введение в программу. Техника безопасности на занятиях

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Опрос, наблюдение

2

Правила поведения на льду

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.

Веселый Городец

2.1

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.2

Веселый Городец

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

2.3

«Сарафан для Матрешки»

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

2.4

«Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

3.

Сине-белое чудо Гжели

3.1

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

Сине-белое чудо Гжели

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

3.3

Гжельские фигурки

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

3.4

Роспись фигурок

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

4

Золотая Хохлома

4.1

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.2

Золотая Хохлома

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

4.3

«Шарфики для козлят»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

4.4

«Украсим теремок для зверей»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5

Павлово-Посадские платки и шали

5.1

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада

1

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.2

Павлово-Посадские платки и шали

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.3

«Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа)

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

6

Народные промыслы родного края

5.1

Народные промыслы родного края

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Экскурсия на выставку в краеведческий музей, в мини-музей детского сада, практические задания

5.2

Украшение народными орнаментами одежды

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.3

«Украшаем сумочку народным узором»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

выполнения практических заданий

5.4

Выставка детских работ мастерской

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Выставка, выполнения практических заданий

5.5

Досуг «Народные промыслы»

2

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

Комплексное занятие, беседа

Народные игры, выполнения практических заданий

Всего

40

2.3.Методическое обеспечение программы

Основное время программы отводится для выполнения детьми творческих заданий. Весь изучаемый материал педагог обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, индивидуальной работе с каждым учеником.

Задания модуля 1 направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных элементов народного творчества, что позволяет детям овладеть рисованием, лепкой несложных элементов и образов.

Задания модуля 2 нацелены на формирование базовых знаний по изображению природных элементов, изображение животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.

Программа знакомит детей с такими материалами и техниками как штампы, «тычки», лепки из глины, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

Программа для детей по изобразительной деятельности составлена с опорой на педагогические технологии:

  1. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским

народным декоративно-прикладным искусством. - М.: Феникс, 2006. - 128 с..

2. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983

Итогом освоения программы становится выполнение детьми итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.

Методы проверки результативности:

Результативность освоения детьми данной программы определяется с помощью видов контроля: текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового); текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; тематический контроль умений и навыков после изучения тем; итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы;

∙ самоконтроль.

Основными критериями оценки работ детей являются:

∙ внешний вид изделия;

∙ соблюдение технологии изготовления и декорирования;

∙ самостоятельные творческие изыскания;

∙ целесообразность работы;

∙ самостоятельность в выполнении работы;

∙ продуктивность (выполнение работы в установленный срок);

∙ качество выполненной работы;

∙ культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ.выставки, конкурсы;

∙ выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня творческой свободы работ;

∙ открытые занятия.

 Результативность деятельности детей в объединении оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учащимися, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в объединении этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты. Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов

Методы, приемы и формы реализации программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

2.4.Материально – техническое и дидактическое и организационное обеспечение

Аудитория для проведения занятий оснащена необходимым оборудованием: столы, стулья, магнитная доска для педагога, шкафы для хранения материалов, принадлежностей и работ.

Средства обучения

-материальные: группа, оборудованная наглядными пособиями, мебелью;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доска;

- демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели;

- аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

При необходимости применяется дистанционное обучение детей 5-7 лет через программу ZOOM, Viber

2.5. Оценочные материалы и диагностика

Ожидаемый результат и формы подведения итогов

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания о правилах изображения предметов с натуры и по схемам;

- знания об основах цветоведения;

- знания о формальной композиции (принципа силуэта, ритма, контраста);

- умение и навыки работы с художественными материалами и техниками (гуашь, акварель, глина);

- навыки самостоятельного применения художественных материалов и техник (гуашь, акварель, глина, бумага);

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль.

Промежуточный контроль проводится в виде творческого просмотра, выставки. Педагог имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

2.6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие / Е.Г.Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с.

2. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.

3. Величко Н. К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия: энциклопедия / Н. К. Величко; обраб. илл. Н. Добросовестновой [и др.]. - М.: АСТ-Пресс книга, 2013. - 224 с.

4. Гжельский керамический промысел / С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. - М. : Мелихово, 2006. - 63 с.

5. Гришина А. Традиция народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 59-62.

6. Есикова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства : учеб.-метод. пособие / Т.В. Есикова. - Уфа : Творчество, 2002. - 47 с.

7. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. - СПб. : Литера, 2006. - 127 с.

8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество:/Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией/. Пособие для воспитателя дет. сада. -М.:Просвещение,1985.-192с.

9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников / Т.С. Комарова - М.: Педагогическое общество России. - 2005. - 208 с.

10. Маркова Ю. Вот такая хохлома / Ю. Маркова // Костёр. - 2011. - № 2. - С. 17-20

11. Народные художественные промыслы России: история, география и культура / Аманжолова Д. А. и др. - М., 2012. - 291 с.

12. Обухова С. Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства /С.Обухова // Дошкольное воспитание.-2010.-№6.-С.75-76

13. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством /А.А.Грибовская // Ребенок в детском саду. - 2006. - №6.- С. 48-50.

14. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: Феникс, 2006. - 128 с.

15. Старкова И.А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.А.Старкова ; Моск. гос. открытый пед. ин-т. - М., 1994. - 16 с.

16. Староверова, Т. В. Секреты Хохломы / Т. В. Староверова // Начальная школа. - 2013. - № 7. - С. 45-48.

17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 175 с.

18. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду: книга для воспитателей детских садов / А. П. Усова - Издание 3-е. - М.:: Просвещение, 1972. -76 с.

19. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Б. Халезова.- М.:Просвещение,1984.-196 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Народные промыслы Тамбовского края"

Данная программа знакомит дошкольников с историей развития  промыслов на Тамбовщине и их видах...

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

Рабочая программа по народной педагогике

     Данная рабочая программа  составлена на основе программ «Улусчу ужурлар» А.К.Ооржака, С.Б Оюна «Тыва ужур-чанчылдар», по технологиям Кенин-Лопсана  «Чаагай чанчылд...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Рабочая презентация "Русская матрешка" к теме "Народные промыслы".

Презентация содержит позновательный материал по возникновению и созданию русской матрешки для дошкольников....

Рабочая программа кружка "Народная педагогика"

Рабочая программа кружка "Народная педагогика"...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...