Картотека опытов и экспериментов для второй группы раннего возраста.
картотека (младшая группа)

Строганова Нина Валерьевна

Картотека опытов и экспериментов для второй группы раннего возраста.

Вода.

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода). Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?»( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов для второй группы раннего возраста.

Вода.

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода). Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?»( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №2

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинноследственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. взрослый предлагает попробовать , что налито в первом стаканчике. Вопросы: «Чем угостил вас Буратино? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная). Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду. Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?» Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким ребенку завязывают глаза и он определяет вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная безвкусная).

Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Опыты с песком

Опыт №1

Тема: «Какой бывает песок?»

Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.

Ход: Сначала предложить ребенку рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой). Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит). Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой). Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики?(да). Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась. Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из сухого песка)

Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости Опыт №2

Тема: «Как рисовать песком?»

Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию.

Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки.

Ход: Предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь). Как вы думаете, можно ли 3 нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные?( на мокром). Почему?( мокрый песок сохраняет форму).Что происходит с кружками на сухом песке?( они быстро исчезают). Почему?( сухой песок быстро рассыпается). Дети рисуют палочкой на мокром песке. Попросить ребенка взять сухой песок; сначала сжать его в кулачке, а затем разжать кулачок. «Куда делся песок?( высыпался из кулачка).Если немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно). Показ : «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок. Игровое задание «Что нарисовал песок?»- рисуем песком образы и предметы, а ребёнок их отгадывает. Ребёнок самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.

Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка.

Воздух

Опыт №1

Тема: «Как образуются мыльные пузыри?»

Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коклейля.

Ход: Буратино предлагает детям отгадать загадку. Их из баночки пускаю, необычной красоты, Полетают- исчезают. В след кричу им: « Где же ,вы?» Вопросы: «Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?» Наливаем в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и начинает дуть. «Что вы слышите? (бульканье). Почему слышен такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)». Игровые действия «Пускаем пузыри»- ребенок пускает пузыри через трубочки. Вопросы: « Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)». 4 Игровое задание «Куда полетели пузыри?»-один ребёнок пускает пузыри, а другие дети называют их местонахождение.

Вывод: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.

Опыт №2

Тема: «Как заставить лодочку плыть?»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. Предлагаем ребенку стать капитаном кораблей и отправиться в путешествие. Раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему?(нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок?( мы его выдыхаем). Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер»-воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать». Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?»- дети дуют на свои кораблики.

Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух.

Ткань

Опыт №1

Тема: «Разноцветные лоскутки»

Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря. Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

Ход: Предложить ребенку рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани. 5 - Какие они на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая, теплая, толстая, тонкая и т.д.) Дидактическая игра «Найди пару». - Где вы видели такую ткань? - Для чего она нужна? (тонкая для летней одежды, плотная для зимней одежды) 

Вывод: ткань может быть разной

Опыт №2

Тема: «Свойства ткани» 

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется).

Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

 Ход: Предложить ребенку поэкспериментировать с тканью (складывают, сворачивают, мнут). - Что произошло с тканью? Какая она стала?

Вывод: если ткань сжимать в руках, она мнется.

Опыт №3

Тема: «Свойства ткани»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (намокает).

Оборудование: кусочки ткани, емкость с водой.

Ход: по показу дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде. - Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?

Вывод: если ткань опустить в воду, она намокнет.

Бумага

Опыт №1

Тема: «Свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная. Оборудование: бумага разной плотности, карандаши, фломастеры.

Ход: Опыт 1. предложить посмотреть бумагу разной плотности. - Можно через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите. Делает вместе с детьми вывод: через плотную бумагу ничего не видно. - А что можно делать с бумагой. (рисовать) Опыт 2. - Проверим. Предлагаем ребенку альбомные листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши. Самостоятельная — творческая работа детей. Вывод: на плотной бумаге можно рисовать

Опыт 3. «Мнем и разглаживаем» А еще бумагу можно мять , сомните ее, у нас получился колобок ,а теперь разгладьте. Вывод: бумагу можно мять и разглаживать, плотная бумага непрозрачная, на ней можно рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста.

"Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни" - П.Ф. Лесгафт. Большое значение играют подвижные игры в ДОУ. С помощью их развиваются двигательные качеста, укреп...

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста (2 - 3 года). «Солнышко и дождик»

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста (2 - 3 года).«Солнышко и дождик»...

Картотека утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную ра...

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста...

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста...

Картотека потешек и стихов для второй группы раннего возраста

Картотека потешек и стиховдля второй группы раннего возраста...

Картотека пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста.

Картотека пальчиковых игр для детей второй  группы раннего возраста....