КОНСУЛЬТАЦИЯ
консультация
Предварительный просмотр:
Представлено:
на МО музыкальных руководителей
ноябрь 2021г
Консультация
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка через использование современных технологий на музыкальных занятиях».
Подготовил:
музыкальный руководитель
МДОУ «ДС №17»
Полтева Анна Петровна
с. Спасское
Развитие эмоциональной сферы ребёнка через использование современных технологий на музыкальных занятиях.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Таким образом, проблема изучения педагогических основ эмоционального развития дошкольника является достаточно актуальной.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, является, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Поэтому эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.
Одной из форм музыкального воспитания дошкольников и приобщения их к музыкальному искусству являются музыкальные занятия, на которых эмоциональная отзывчивость на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка. На первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем, музыкальный репертуар в первую очередь должен быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. воспринимать выраженные в музыке эмоции, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя, когда дети слушают музыку в хорошем исполнении.
Учитывая живую реакцию маленьких детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение) в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. Поэтому в младшем возрасте в музыкальный репертуар необходимо включать большое количество мажорных произведений весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера.
Опыт восприятия музыки в младшем дошкольном возрасте очень мал, поэтому детям для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний одного и того же музыкального произведения. Но с каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и таким образом накапливается эмоциональный опыт у детей.
Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, и поэтому дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. С каждым разом, детское исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным, что свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо в работе использовать художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Во время беседы о музыкальном произведении при обсуждении различных ситуаций стараться чаще обращаться к опыту самих детей.
На музыкальном занятии для развития эмоциональной отзывчивости, также необходимо предлагать детям для прослушивания небольшие пьесы, звучащие не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах тем самым дети не только обогащают свой тембровый слух, но и знакомятся со средствами музыкальной выразительности: тембром, темпом, динамикой, ритмом. Для этого можно использовать:
- эмоциональные открытки в форме цветка выражающего цветом и формой такие чувства как: взволнованность, решительность, тревожность, печаль, радость;
- мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, весёлость, ехидство, леность, обиженность, спокойствие;
- цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: эмоцию ликования, восторга, нежности, радости, важности, взволнованности;
- гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, весёлый, плачущий, испуганный, удивлённый и.т.д.
Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, нужно использовать в работе инновационные технологии в различных видах музыкальной деятельности такие как:
- Здоровьесберегающая технология;
- Элементарные формы музыкальной импровизации; В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию
- Эстетотерапия;
- Проектную технологию ведь проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка , а также заинтересовать его , увлечь в эту деятельность
- Очень нравятся детям анимационные танцы и флешмобы; Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад.
- Также можно активно использывать коммуникативные танцы, которые дают положительный эффект в коррекции развития детей, вовлекая ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук, что помогает им в социализации в группе, ДОУ, обществе. Эмоциональный подъем создает ситуацию успеха и повышает самооценку ребенка.
- Координационно-подвижные музыкальные игры. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Здесь важным и необходимым является умение педагога воодушевить детей на игру, создавая игровую атмосферу сказки, загадки, приключений, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонациооно-речевой, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
- Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
- Игры с инструментами;
- технология «Хор рук» её применение в работе направлено:
- на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
- на развитие слухового восприятия и творческого воображения;
- на развитие ассоциативно-образного мышления;
- на развитие личностных качеств;
- Широко применяются ИКТ технологии
В музыкальной жизни детского сада должна широко использоваться мультимедийная техника. Например, знакомство с новой темой сопровождаются показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; при слушании музыки используется показ репродукций картин художников и портретов композиторов, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Компьютерные технологии активно используются при знакомстве детей с народными праздниками и традициями.
Большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка также имеет предметно пространственная развивающая среда она должна быть комфортной , уютной , содержательно- насыщенной чтобы детям хотелось с удовольствием посещать музыкальные занятия. И свое выступление хотелось закончить такими словами когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
