Мастер - класс "Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Мастер - класс для воспитателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте»

Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.

Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
- развивать графические навыки.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Одним из видов моделей являются перфокарты.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.

- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дидактическая игра «Найди картинку»

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного

анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы,

а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом,

название которого начинается с этой буквы.


Дидактическая игра «Твердый-мягкий»

Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы,

а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для

записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой

схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.


Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение

места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы,

а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине —

полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина,

конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец)

и соединяют линией с соответствующей схемой.


Дидактическая игра «Посчитай слоги»

Цель: совершенствование навыков

слогового анализа.

Вариант 1.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены

предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи,

фломастеры.

Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют

линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.


Вариант 2.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы,

 а справа - слоговые схемы, посередине — полоска

для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют

линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов

в слове.


Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы,

а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи,

фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую

картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги,

а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи,

фломастеры.

Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с

предметом, название которого начинается с этого слога.

Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с

пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине — полоска

для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце

слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.


Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

Цель: совершенствование навыков составления и

чтения слов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов,

 а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках

и соединяют линией с соответствующей картинкой.


Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой. 



Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»
Цель:
 совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения,

а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи,

фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ … (КА)          СКВО-… (РЕЦ)       ЦВЕ-… (ТЫ)            ТРА-… (ВА)         СЛО-… (ВА)             ГНЕЗ-… (ДО)
2) РУ-… (ЧЕЙ)        ПАЛЬ-… (ТО)         КУРТ-… (КА)          РУ-… (КА)           ЛА-… (ПА)               ДЕ-… (ТИ)
3) ВЕС-… (НА)       ВЕТ-… (КА)             ЗОН-… (ТИК)          ШАП-… (КА)      ЧЕР-… (ВЯК)           КУС-… (ТЫ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте/

Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, ...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте

Описание работы: диОписание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопе...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте...