Проект "Развитие чувства ритма у воспитанников ДОО через игру"
проект (средняя группа)

Горбунова Людмила Росчеславна

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Без чувства ритма практически невозможна никакая музыкальная деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Горбунова Л.Р.

Музыкальный руководитель

2018-2019 уч.г.

Цель: Развитие чувства ритма у детей 4-5 лет через игру

Задачи проекта:

В процессе занятия  педагог должен:

  1. Создать необходимые условия для проведения занятий.
  2. Задействовать как можно больше детей.
  3. Развить фантазию и музыкальную память детей.
  4. При работе с детьми учитывать особенности их развития.
  5. Развить способность выражать в движениях образ и средства выразительной музыки.
  6. Способствовать развитию речи.
  7. Снять  у детей перенапряжение.
  8. Стимулировать детскую активность.
  9. Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности.

Тип проекта: игровой.

Сроки проекта: сентябрь 2018-май 2019 г.

Участники проекта: дети 4-5 лет.

Предполагаемые результаты:

 -       воспроизводить заданный ритм

-        передавать ритм в движении

-        реагировать на смену музыкальной фразы

-        эмоционально реагировать на музыку

-        следить за развитием музыкального образа (инсценировка)

Актуальность: 

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Без чувства ритма практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше используя такие формы работы как речевые, музыкальные игры.

Ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Для свободного проявления творческих способностей детей необходимо создать атмосферу интересной и увлекательной деятельности детей. В этом может помочь игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию.

Развитие музыкально - ритмических способностей, которые способствуют формированию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, с помощью музыкальных игр.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Значение развития чувства ритма в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

– способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

– развивает познавательные способности;

– воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

- формирует музыкальный вкус, интересы, потребности

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует развитию координации речи и движения, интонационную сторону речи. Кроме этого у ребёнка развивается воля, восприятие, внимание и память, выразительность движений и эмоциональность.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком.

Чувство ритма можно развить на музыкальном занятии через пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры, игры на развитие чувства ритма, музыкально - дидактические игры, речевые игры, пальчиковую гимнастику.

Музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Музыкально – ритмическая игра - одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально-ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций.

Этапы реализации  проекта

Этапы

План реализации проектной идеи

Сроки

Подготовительный

  1. Подбор, изучение методической литературы.
  2. Составление картотеки музыкальных игр, игр на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями детей 4-5 лет.
  3. Создание условий для реализации проекта.

Сентябрь - октябрь

Практический

Включение музыкально – дидактических, музыкальных игр, игр на музыкальных инструментах в НОД.

В течение года

Презентационный (контрольный)

Развлечение с музыкальными играми.

Апрель - Май


План – схема проекта

Месяц

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Сентябрь

Игра «Музыкальный ёжик»

Выступление на родительском собрании «Для чего нужно развивать чувство ритма»

Октябрь

Игра «Эхо»

Ноябрь

Игра «Бегаем-шагаем-прыгаем»

Декабрь

Музыкально – дидактическая игра «Лесные звери»

Январь

Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли»

Папка-передвижка «В какие музыкально-ритмические игры играть лучше»

Февраль

Игра «Учитесь танцевать»

Март

Игра «Мячики»

Апрель

Игра с бубном

Речевая диалогическая игра «Ключи от буфета»

Май

Ритмическая игра «Рыболов» (видео)

 

 

Приложение

«Музыкальный ежик»

Цель: воспроизведение ребенком несложного  ритмического рисунка с помощью хлопков или на детских музыкальных инструментах (барабан, бубен).

Муз. рук.: Ребята, обычно ежики с чем встречаются? А вам не приходилось ли  встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Давайте сейчас вместе послушаем, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Муз.рук: Вам понравилось стихотворение, оно забавное, не правда ли? А вы хотите поиграть? Сейчас мы с вами устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Только делать мы это должны будем одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.

Игра «Эхо»

Цель:  Выстукивание заданного ритма.

Музыкальный руководитель повторяет какой-либо звук несколько раз.  Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д.

Ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз муз. руководитель это проделал.

Затем он должен повторить звук, подражая взрослому.

Потом можно поменяться местами с ребенком. Он издает звуки, а муз. руководитель считает и повторяет их.

Игра «Бегаем - шагаем - прыгаем»

Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении, ритмично маршировать (спокойно, весело, бодро), бегать (весело, легко, мелко), подпрыгивать (как мячик).

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Под музыкальный фрагмент марша детям надо энергично шагать в свободном направлении, не толкая друг друга. Под веселую музыку - легко и мелко бегать на носочках, под веселый, игривый музыкальный фрагмент - подпрыгивать как мячик.

Задачу повторяют несколько раз.

Музыкально – дидактическая игра «Лесные звери»

Цель:  развивать чувство ритма.

Игровой материал:  изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки (например, «Зайцы спят», «Зайцы пляшут», можно других зверей).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики (другие звери), а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». Звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

«К нам гости пришли»

Цель: развитие чувства ритма, навыков игры на детских музыкальных инструментах

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры.

Муз. рук.: (предлагает детям подойти к нему)

Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки. (Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку)

Муз. рук.: Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу.

Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек.

Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие ритмичные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра «Учитесь танцевать»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

Игра «Мячики»

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование: музыкальная запись.

Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание. В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

 

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование: бубен.

Ход игры. Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

 

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

 

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

 

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

 Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

 

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Речевая диалогическая игра «Ключи от буфета»

Цель: развивать чувство ритмаучить ритмично прохлопывать ритм

Зум, зум, зум, зум, здесь спор, здесь шум.

Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты?

Оля взяла! Кто я? Да, ты! Я не брала! А кто?

Первую часть декламировать «тутти» со шлепками. Во второй части чередовать «тутти» и «соло». 

Зум, зум, зум, зум, стих спор, стих шум. Никто не брал ключи от буфета. А мыши на полке доели конфеты.

Ритмическая игра «Рыболов» (видео)

Цель: развивать зрительное внимание, закреплять знание длинных и коротких звуков, развивать чувство ритма

Ход игры: Дети под музыку отстукивают ритм, увиденный на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...