СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - ИГРАЯ»
материал (подготовительная группа)

Просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - ИГРАЯ»

Воспитатель: Миронова С.Я.

Участники: родители, педагоги, специалисты.

Цель: Просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов.

Задачи:

1.Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей. Установление сотрудничества и взаимопомощи.

2.Расширить знания родителей об особенностях формирования психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

3.Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

4.Осознание значимости совместного воспитания и обучения через игры, способствующие развитию познавательных процессов детей (внимание, мышление, память, речь) в домашних условиях.

5.Развивать у родителей навыки рефлексии.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, способствующие развитию внимания, памяти, мышления, воображения, анализ результатов.

Предварительная работа:

1.Изучение психолого-педагогической литературы.

2.Подбор игр и игровых упражнений.

3.Оформление стендовой информации «Готовимся к школе».

4.Демонстрационный материал: игрушки в групповом помещении.

5.Раздаточный материал: цветные стикеры.

6.Материально-техническое обеспечение:

стулья по количеству участников;письменные столы;

спички;игрушки.

Ход семинара-практикума:

Вступление:

Педагог: Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видетьвас сегодня здесь, с нами. Сегодня мы продолжим с вами разговор о готовности детей к школе.

Приветствие:

Педагог: Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.

Игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (ДА)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (ДА)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (НЕТ)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (ДА)

Педагог:

Роль семьи в подготовке ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка.  Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Психологи утверждают, что до 7 лет дети и родители тесно связаны эмоциональной связью, переживания родителей передаются детям.

Упражнение «Снежинка»

Педагог:

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета.(Демонстрация салфетки).

 Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

Сложите салфетку пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Опять сложите пополам.

Снова оторвите правый верхний уголок.

Сложите салфетку пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Педагог:

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?

Педагог:

Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших визиток. Вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества.

Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

Педагог:

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания?

Как подготовить ребенка к школьному обучению? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Мини-лекция

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Упражнение «Луч внимания»

- А сейчас предлагаю вам провести небольшой эксперимент… (педагог выключает освещение комнаты и включает фонарик, направляя луч света на разные предметы).

Скажите, когда я включаю фонарик, становится ли во всей комнате светло?.. Верно, светло только там, куда я его направляю. В психологии это называется лучик внимания. Он есть у каждого ребенка и взрослого. Но только тех людей, кто умеет правильно направить свое внимание, называют внимательными. В детском саду этот лучик дети направляют на воспитателя, других педагогов, а в школе – на учителя. Это показатель того, что они внимательно слушают, а значит и запоминают информацию, переданную взрослым.

А теперь мы включим освещение в комнате и посмотрим по сторонам. А теперь света много, что происходит с внимание ребенка при данном свете?.. верно, свет идет в разные стороны, рассеивается. Как у невнимательных детей, которые рассеивают свое внимание на что угодно, не слушая взрослых. Они забывают включать лучик внимания, их интересует все, но нужную информацию к сожалению, они упускают.

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).

В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).

Выходят два родителя, по- очереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан -  деревянный кубик.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

«Запомни картинки»,«Повтори слова»,«Что ты видел сегодня на улице?».  Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Игра «Запрещенное движение».

Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления -наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Игра «Что снаружи, что внутри?»

Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.

Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

 Для развития воображения можно организовать игры:

«Закорючки»,«Продолжи рисунок»,«Дорисуй картинку»,

«Сочиняем сказку сами»,«Кляксография».

Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить.

Тест-задание «Игра в нашей семье».

Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жѐлтого, никогда - синего.

- каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

- рассказываю о своих играх в детстве.

- если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребѐнком.

- купив ребѐнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

- слушаю рассказы ребѐнка об играх и игрушках в детском саду

- не наказываю ребѐнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушку.

- часто дарю ребѐнку игрушку, игру.

Обобщение:

-Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребѐнком на равных, ведь игра - самое интересное в жизни ребѐнка.

Мы обращаемся к вам с огромной просьбой: играйте вместе с детьми!

Практикум для родителей,

Проведение игр, способствующих развитию познавательных процессов:

Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.

Игра «Действуй по инструкции»

Педагог:

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.

Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, присядьте, похлопайте по коленкам, сядьте ,хлопните в ладоши и громко скажите «хорошо»!- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог:

В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра «Загружаем Грузовую машину»

Педагог:

Нам нужно загрузить машину вкусными словами на определённый звук: А- арбуз, ананас, апельсин; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал:

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы)

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог:

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно слушать, сосредотачиваться, обогащается словарный запас, закрепляетсяпонятие классификация.

Игра «Необитаемый остров»

Педагог:

«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог:

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.

Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.

Упражнение «Кто кем был?»

Приглашаем участников стать в круг.

Педагог-психолог поочередно бросает мяч и задает вопрос: «кем (чем) был (а) раньше … цыпленок (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), лягушка (головастиком), бабочка(гусеницей), яблоня (семечком), шкаф (доской), рубашка (тканью), дом (кирпичом), собака (щенком), хлеб (мукой), листок (почкой)».

Обмен впечатлениями: В этой игре у ребенка развивается умение внимательно выслушивать вопрос и быстро на него ответить.

Упражнение «Менялки»

Участники стоят в кругу.

Инструкция: Каждый держит в руках по одной игрушке, все участники встают в круг. Водящий поворачивается к игрокам спиной, и пока он считает до 10, некоторые участники молча меняются игрушками (только 1 раз). Водящий входит внутрь круга и старается угадать, кто с кем поменялся. О количестве попыток, которые даются водящему, можно договориться заранее.

Обмен впечатлениями: данная игра учит ребенка взаимодействию с окружающими; используя вербальные и невербальные средства общения учит установлению зрительного контакта.

Упражнение «Сказочники»

Участники сидят на своих местах.

Инструкция: читаем сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу.

Пример 1: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» – Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.

Пример 2: «Как любая девочка, Маленькая Баба-Яга была очень любопытная. Обожала все новое. Иногда от любопытства она даже превращалась в сороку.»  – какой была Маленькая Баба-яга? Что она обожала? В кого она превращалась от любопытства?

Обмен впечатлениями: данная игра развивает память и слуховое внимание.

Упражнение «Опиши друга»

Приглашаем в круг двух участников.

Инструкция: двое взрослых становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого;

В подведении итога выясняем кто оказался точнее при описании друг друга.

Обмен впечатлениями: данная игра развивает зрительное внимание, интерес к сверстнику.

Упражнение «Сделай как я!»

Проводим игру за столами в парах.

Инструкция: Играем парами. Первоначально у каждого по 6 спичек.

Один, ведущий, выкладывает из шести спичек произвольную композицию, затем на 1-2 секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15 штук.

Обмен впечатлениями: данная игра увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Заключение: Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что данные игры будут способствовать эффективному развитию детей. Помните, что правильно подобранная игра способствует дружескому общению родителей с детьми, налаживанию теплых и доверительных отношений.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

- Как развивать познавательные процессы вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.

Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.

Научите детей брать на себя ответственность.

Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.

Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.

Ценить индивидуальность своего ребенка.

Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

Рефлексия «Ладошки»Родители на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось в семинаре, что нового узнали.

Все ладошки складываются в общее солнышко.

Благодарим Вас за участие! Мы прекрасно провели время все вместе!

До новых встреч!