Постановка спектакля с младшей группой в ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)

Мотошкова Юлия Александровна

 Начинать работу по театрализованной деятельности с детьми необходимо с раннего  возраста, обязательно с кукольного театра. Его персонажи для детей очень интересны, что  активизирует их, они отвечают на вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_spektaklya_s_mladshey_gruppoy_v_dou.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка спектакля с младшей группой в ДОУ.

Начинать работу по театрализованной деятельности с детьми необходимо с раннего

возраста, обязательно с кукольного театра. Его персонажи для детей очень интересны, что

активизирует их, они отвечают на вопросы персонажа, выполняют действия по его

просьбе. Для малышей это веселая, интересная игра. В первой младшей группе дети уже

могут изображать каких-либо персонажей – зайчиков, белок, мишек, снежинок,

воробушков, как правило, это проявляется в играх и танцах, и выполняют ребята это

группой или подгруппой. Дети второй младшей группы – это один из самых благодатных

возрастов. Они гораздо активнее двухлеток и менее стеснительны, чем дети средней

группы, а также очень эмоциональны, у них больше желания активно участвовать во всем.

Насколько же легче работать в дальнейшем с детьми во всех отношениях, если во 2-ой

младшей группе велась серьезная, продуманная работа. Именно с этим возрастом

начинается полноценная работа по театрализованной деятельности – драматизации.

Именно в драматизации можно осуществить самые большие задачи.

В драматизации делают все: говорят, поют, танцуют. Выразительности речи, жестам,

движениям уделяется большое внимание. Начинается работа с этюдов.

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей

посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду.

Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного

воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить

играя.

В процессе театрализованных игр:

1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие,

воображение.

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового,

речедвигательного.

4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодикоинтонационная сторона речи.

5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость,

целенаправленность движений.

6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами,

настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

7. Происходит коррекция поведения.

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга,

формируется опыт нравственного поведения.

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности,

самостоятельности.

10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает

активный интерес, увлекает их.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

 развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;

 обогащение словаря детей, активизация его;

 совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;

 способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с

персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе

ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой

деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников,

исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в

сочетании с передачей основных эмоций героя.

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей.

Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра:

 пальчиковый театр;

 театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);

 кукольный театр; ширма (би-ба-бо);

 настольный театр;

 фланелеграф - театр картинок;

 матрешки-сказки;

 театр масок;

 театр из картона;

 вязаный;

 театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на

палочке.

Задачи и содержание работы

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в

процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель,

взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя

отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их

лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий

и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости,

обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру,

фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические

задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и

художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В

результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми еще в ясельной группе, я обратила внимание на то, как наши малыши

внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с

помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все

то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей

целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное

слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так

как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством,

доступным для понимания ребенка.

Родители купили нам Матрешки -"сказки": "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба". Сначала я

им показывала сказки, раскрывая и собирая матрешки, а потом они и сами стали просить

их. Раскрывая матрешки-персонажи, выставляя их друг за другом, ребята постепенно

стали рассказывать сказки.

Мы планируем поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах.

Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности:

познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и

повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят,

временами придумывая и свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в

дальнейшем.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из

жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий

мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к

родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется

уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением

трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре

раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею".

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к

восприятию новизны, умению импровизировать.

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира

человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к

сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень

рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании

выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные

возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая

фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая

красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами

здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и

покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре

спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке

профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной

жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый,

настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и

сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию

в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно

произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы,

изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка"

малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и

бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не

только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В

процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши

учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в

которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень

важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное

состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать

азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства

ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции

личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и

общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой

области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый

призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать

его к доступным видам художественно-эстетической деятельности

Характеристика театрализованных игр

Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения

эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку

освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные

театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки,

мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра,

режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый

ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в

детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам

детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в

современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой,

музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в

процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в

игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе

совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее

эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в

заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности,

т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к

сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру:

замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила.

Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом

действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему

использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и

театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают

жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной

может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность

театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие

зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют

большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор

игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены

содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении

персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние,

чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта

ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче

воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности

детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция

зрителей, результат (как изобразили).

Классификация театрализованных игр

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театральноигровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные

(действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в

образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру

исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса

средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные

действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим

сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой

развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети

переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою

личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа

героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или

носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной

театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового

сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или

выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом

накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В

режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за

игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или

их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров

(настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и

др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы:

сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой,

строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы,

развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками,

словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и

подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует

обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на

основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетноролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети

уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их

начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую,

трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое

изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетноролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее

развитие театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в

зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей,

знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым

знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное

занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в

повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми

театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального

компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных

задач.

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют

небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои

эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых

впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие

способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная

зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр

отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в

больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом.

Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при

помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через

интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения

персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению,

следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С

целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся

специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды

"Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние

передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и

музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять

соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться

выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы.

Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно.

Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть

злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых

разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые

отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу

ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций,

воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом

в самостоятельной игровой деятельности.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из

пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение,

управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в

котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и

текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двухчетырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения

игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о

животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и

импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно

влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного

мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит

совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа,

реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям.

Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов

воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей

подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать поразному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои

способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания

содержания текста.

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство

партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных,

людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как:

«Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее

настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д.

Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей

фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже

имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов,

придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых

персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание

физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок,

отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя

очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка

гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от

выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля,

коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает

участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле,

партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию

творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра,

являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов,

практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое,

эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические

процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства.

Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем

обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и

сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена,

зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная

мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр,

художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и

стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к

посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как

Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с

различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений,

овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а

не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку.

Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои

слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра:

настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги,

выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение

спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания

воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе

которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики

действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления

степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на

отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении

музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые

были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и

пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных

средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей

уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны

предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной

театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию

собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные

упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они

придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом,

интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение

отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше

свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по

площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность

произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев

спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность,

образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,

готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать

заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию,

разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,

подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный

запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами

театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми

предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные

эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно

и т.д.).

Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия,

совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную

деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например,

интегрированное занятие по театрально - игровой и изобразительной деятельности для

детей первой младшей группы «Рукавичка»:

показ кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».

Сказочница: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо

бежит мышка.

Мышка: Вот так хатка-невеличка,

Из овчины рукавичка

На дороге лежит.

В рукавичке буду жить.

Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц.

Заяц: Серый зайчик-побегайчик

Я по ельничку бежал,

Я от шороха дрожал,

Я дорогу к своей норке

С перепугу потерял.

Ой, рукавичка!

Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: Я - мышка-норушка.

Заяц: Я - зайчик - побегайчик. Пусти и меня.

Мышка: Иди ко мне жить.

Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса.

Лиса: По кусточкам, по лесам

Ходит рыжая лиса.

Ищет норку - где-нибудь,

Приютиться и уснуть.

Что это? Рукавичка!

Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: Я - мышка-норушка.

Заяц: Я - зайчик - побегайчик. А ты кто?

Лиса: Лисичку - сестричку пустите в рукавичку.

Мышка: Иди к нам жить.

Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь.

Медведь: Трещат кусты под лапою,

Под лапою мохнатою.

Иду, бреду по ельничку,

По хрусткому валежничку.

Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: Я мышка - норушка

Заяц: Я - зайчик - побегайчик.

Лиса: Я - лисичка сестричка! А ты кто?

Медведь: Я - мишка косолапый. Пустите и меня жить.

Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно

Медведь: А что же мне делать?

Сказочница показывает медведю белую рукавичку.

Медведь (опускает голову) нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая.

А это совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку.

Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы

поможем мишке? Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами.

Дети разрисовывают каждый свою рукавичку.

После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им

подарить украшенные рукавички медведю.

Развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся

внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Творческое

изображение в движении (ритмопластика) повадок животных - героев сказки. Нужно

стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным

желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому -

театр!

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты

воспитания, а нравственный прежде всего. Воспитать человека!

В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:

“сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка,

театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть

настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь

трудиться и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия –

воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей.

Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои

комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции.

Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость

народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для

ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на

основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки

со старыми персонажами дети очень любят.

Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание

детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой

задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Вот эти задачи:

1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым,

правильно оценивать действия персонажей.

2. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении,

слове.

4. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа,

используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

5. Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и

будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.

6. Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на

полу, настольный театр.

7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать

истории собственного сочинения.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

10. Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.

11. Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный

образ.

12. Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

13. Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в

самостоятельной деятельности.

Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому

начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными

жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.

Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года на усмотрение музыкального

руководителя. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер

персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т.д.

Мимические этюды с жестами

№ Эмоциональное состояние

персонажа

Действие ребенка

1. Нам грустно  грустное лицо

 вытирает слезы

 вздыхает, пожимает плечами

2. Нам весело, улыбка, смех

 хлопает в ладоши, прыгает

3. Мы сердимся Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами

4. Мы испугались. Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

5. Мы устали. Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

6. Не хотим, не надо Ладошками как бы отодвигать от себя, ладошками двигать

перед собой тыльной стороной к себе

7. Мы удивлены. Развести руки, посмотреть удивленно и сказать “Ах”

8. Мы любим покушать. Покачать головой и правой рукой погладить по животу

круговыми движениями

К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно

делать под музыку.

Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы.

Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников.

Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.

Дети второй младшей группы свободно могут подготовить сказку-драматизацию в первом

квартале и показать ее на осеннем развлечении к новому году.

Во втором квартале, во второй половине года, дети могут подготовить сказку к празднику

мам.

В третьем квартале - еще одну к весеннему развлечению, а также ко дню защиты детей.

Таким образом, 4-5 сказок-драматизаций вполне доступны для детей второй младшей

группы.

Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость,

более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во

всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его

свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе

мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных

эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет

интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.

Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит

тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если

ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка

в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка,

его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях:

развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности

необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло,

так давайте начнем со сказки!

“Как кукла Майя испекла пирог”

Автор Вафина Т.В.

Драматизация сказки для детей второй младшей группы

Взрослый персонаж – Сказочница.

Музыка. Выходит сказочница.

Сказочница:

Здравствуйте, мои друзья.

Я к вам в гости пришла.

Всех вас рада видеть я.

Сказочница зовут меня.

Хочу вам сказку рассказать

И пора ее начать.

Дружно жили все игрушки.

Мишки, куколки-подружки.

Забегают дети-“игрушки” и поют песню

“Солнышко” - Филиппенко.

Сказочница:

Игрушки весело играли

И, конечно, танцевали.

Танец кукол.

(Кукла Майя выходит на середину)

Сказочница:

Время праздника настало,

Кукла Майя всем сказала.

Кукла Майя:

Решила всех я угостить,

Пирогами накормить.

Муки мало у меня

Вдруг всем не хватит пирога.

Сказочница:

А вот и курочка идет

Что-то куколке несет.

(Выходит курочка, в корзинке мука)

Курочка:

Здравствуй куколка, возьми.

Принесла тебе муки.

Постарайся, испеки

В гости всех ты пригласи.

Кукла Майя: Спасибо.

Сказочница:

А вот и козочка идет.

Что-то куколке несет.

(Выходит коза с корзинкой)

Коза:

Куколка, вот для тебя

Принесла я молока.

Вот и маслице, возьми.

Постарайся, испеки.

Кукла: Спасибо.

(Уносит в дом корзинки)

Коза:

Ну, а где мои козлятки,

Где веселые ребятки.

Выходите погулять,

Выходите поиграть.

Танец козлят.

Сказочница:

А вот мишенька идет,

Что-то куколке несет.

(Выходит медведь из домика)

Медведь:

Постарался, принес я

Варенье вкусное для пирога.

Ты побольше испеки,

В гости всех ты пригласи.

Кукла: Спасибо.

(Уходит в дом).

Сказочница:

Варенье куколка взяла

И пирог свой печь пошла.

Смотрите, кот сюда идет,

Ничего он не несет.

Выходит кот.

Кот:

Мяу, здесь пирог пекут?

Здесь меня, наверно ждут.

Весь пирог я съесть смогу

Очень пироги люблю.

Съем все сам, съем все сам,

Никому пирог не дам.

(Выходят курочка, коза, медведь и два

козленка)

Все вместе:

Котик, котик ай-ай-ай,

Ты нас всех не обижай.

С друзьями надо поделиться,

Жадным быть ведь не годится.

Ай- ай- ай (все грозят ему).

Кот:

Мяу, простите вы меня,

Жадничать не буду я.

Сказочница:

Угощаться надо вместе.

Вместе это интересней.

Давайте песню мы споем,

Ведь дружно, весело живем.

Песня.

(Выходит кукла с пирогом)

Кукла:

Вот пирог я принесла,

Он готов у меня.

Сказочница:

Всех гостей надо звать,

Пирогом угощать.

Приходите в гости к нам.

Все: Рады, рады мы гостям.

Сказочница:

А на радости друзья

Танцевать пришла пора.

Парный танец.

Сказочница:

Сказка кончилась моя

До свидания, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в театр на спектакль «Колобок» (младшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация» на т...

" Теремок". Сценарий для постановки спектакля детьми подготовительной группы по мотивам сказки С.Я.Маршака.

Текст  переделан и адаптирован для детской инсценировки  Ундаловой М. В....

Кукольный спектакль в младшей группе "Руковичка"

Детям младшей группы будет интересно не только быть слушателями сказки, но и самими участниками....

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Сценарий спектакля для младшей группы детского сада по мотивам русской народной сказки "Репка"

Сценарий сказки составлен из нескольких сценариев, добавления и обработка  воспитателей: Марфуниной Т.В. и Степановой Ю.С.. Спектакль был подготовлен воспитателями и показан детьми младшей группы...

Сценарий «Сказка о маленьком мышонке на новый лад» для постановки спектакля в старшей группе

Сценарий "Сказки о глупом мышонке нановый лад"Мама-мышь укладывает ночью спать мышонка и поет ему песенку. Но капризному мышонку не нравится как поет (пищит) его мать и он требует няньку. Ма...

Конспект постановки спектакля в средней группе «Кошкин дом»

Конспект постановки спектакля в средней группе «Кошкин дом» Цель: 1. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Приобщать детей к театральной культуре, развивать способность ...