РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ У НИХ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
статья

Усанова Евгения Сергеевна

Статья из опыта работы: о развитии самостоятельности детей и воспитании у них культурно-ггиенических навыков в условиях детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usanova_e.s._statya.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ У НИХ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Усанова Е.С.

Старший воспитатель МБДОУ Выездновского детского сада №1

Арзамасского муниципального района Нижегородской области

Лимонова О.П.

Воспитатель МБДОУ Выездновского детского сада №1 Арзамасского

муниципального района Нижегородской области

Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста является одной из задач ФГОС.

Вопросом развития самостоятельности  дошкольников занимались такие ученые как В.Д. Иванов, К.П. Кузовкова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Они  высказывали мнение  о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям. Некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать [1, с.25].

Под самостоятельностью стоит понимать способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития [2, с.78].

 Дошкольники с самого раннего периода стремятся к самостоятельности, что заключается в довольно часто слышимой нами фразе от ребенка: «Я сам».

Вот здесь и появляются проблемы. Многие родители, в силу своей занятости, не дают проявить ребенку «самость» (то есть самостоятельность), выполняя многие действия за него: сами намоют руки, сами покормят, оденут, это же быстрее.   То же самое можно наблюдать и у некоторых педагогов в детском саду, которые действуют по режиму и не отступают от него ни на шаг,  экономя время. И что самое главное, такая проблема – не редкость. Получается, что сначала мы все делаем за наших детей, а годам к пяти-шести требуем от них самостоятельности, говоря «Ты же уже большой», «Какой ты лентяй», «Ничего не умеешь». А «большому» дошкольнику просто вовремя никто не предоставил возможности самому выполнить какое-либо дело, найти решение какой-либо проблемы, самостоятельно прийти к выводам.

Чтобы таких проблем не возникало и у ребенка не исчез порыв быть самостоятельным, и педагогам и родителям необходимо всегда поддерживать детей в их благих начинаниях. Именно этот принцип является ключевым в воспитании самостоятельности дошкольника. Взрослые должны помочь ребенку таким образом, чтобы он заметил свои достижения, радовался им, переживал радость от своего успеха.

В современной дошкольной педагогике накоплен достаточный педагогический опыт по применению разнообразных методов и средств воспитания самостоятельности у дошкольника.   

Условиями, необходимыми для проявления самостоятельности, являются: четкий режим дня рационально организованная среда, сопровождение взрослого.

Несомненно, на первом месте в период дошкольного возраста большую роль в развитии самостоятельности ребенка играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Когда дошкольник сам себя обслуживает, он много нового узнает о вещах, предметах, их функции. И здесь же нужно сказать, что данный навык требует развития внимания, памяти.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. 

 Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для этого педагоги ДОУ используют педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, использование сюжетных и дидактических игр, игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, игровые и проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы, беседы, проектная деятельность [3, с.28].

Чему может научиться ребенок за время нахождения в дошкольном учреждении? В дошкольный период ребенок может научиться мыть руки, засучив рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому и т.д. Но, несомненно, для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.

Предметно-развивающая среда для развития самостоятельной деятельности дошкольников должна быть организована во всех зонах группы и являться безопасной, доступной, трансформируемой.

В раздевальной комнате должны быть соответствующие  росту ребенка индивидуальные  шкафчики с удобными карманами-органайзерами для хранения личных вещей. Шкафчики могут быть оформлены яркими красочными картинками или фотографиями детей. Такие шкафчики просто необходимо содержать в образцовом порядке, это поймут не только взрослые, но и дети. А ежедневное применение игровых ситуаций «Самый чистый шкафчик», «Чей шкафчик обиделся», «Кто сегодня самый быстрый?» и др. поможет дошкольникам содержать в порядке свои вещи.

Так,  умывальной комнате раковины и полотенца размещаются с учетом роста и возраста детей, на вешалке над каждым полотенцем должна быть наклеена картинка, в зоне доступности -  мыльницы, желательно с красивым и необычным фигурным мылом. Для посещения туалета установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с обозначениями. В умывальной комнате можно поместить картинки различных сказочных персонажей, знакомых детям. Например, это может быть Мойдодыр, в  карманах которого находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом. Это  туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца, зубная паста и щетки.  Обязательны алгоритмы умывания, чистки зубов, которые располагаются на уровне глаз воспитанников. Педагог должен ежедневно обращать внимание на качественное выполнение дошкольниками действий алгоритма, использовать художественное слово (стихи, потешки, песенки и др.), тем самым вызывая интерес у детей и желание выполнять такую сложную для них работу, как мытье рук, умывание и т.д.

В групповой комнате, в зоне книги можно выделить центр «В гостях у Мойдодыра», в котором размещаются красочно оформленные и привлекающие внимание картотеки, буклеты, самостоятельно изготовленные книжки-раскладушки с  потешками, сказками, рассказами, загадками, стихами на тему воспитания культурно-гигиенических навыков.

Особая роль в закреплении процесса формирования гигиенических навыков  принадлежит сюжетно-ролевым и  дидактическим играм: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки» и т.д. С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами: «Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик». Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», « Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.

Важна и собственно образовательная деятельность по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию. В ходе данных видов деятельности дошкольники в игровой форме узнают о свойствах мыла и воды, о навыках личной гигиены, их роли для здоровья человека. На занятиях по ручному труду, рисованию, лепке, аппликации, конструированию воспитанники приобретают навыки трудовых действий: убирают за собой на место и при необходимости промывают инструменты и принадлежности, выбрасывают мусор со столов, помогают друг другу. Во главе организации непосредственно образовательной деятельности и деятельности дошкольников в режимных моментах стоит проблемный метод, который способствует развитию логического мышления дошкольников, позволяет быстро решать жизненные задачи. Обязательно перед дошкольниками нужно поставить задачу, мотивировать их на решение какой-либо проблемы.

 Конечно, это все приходит не сразу, а достигается долгим и упорным трудом педагогов и родителей.

Намочил рукава при мытье рук, забыв засучить их?  Ничего страшного, нужно переодеться, а затем обратить внимание на алгоритм умывания, по-доброму, без укоризны объяснить, с чего начинать мыть руки. Не получается расстегнуть пуговицы, завязать шнурки? И снова ничего страшного: вот Катя умеет, давай ее попросим, она поможет, а мы с тобой вечером поиграем в интересную игру «Шнуровка». И так каждый раз, без спешки. Понятно, педагогам в ДОУ нужно соблюдать режим дня, и если ждать, пока каждый оденется самостоятельно, никуда не успеешь. Выход есть. Обучить культурно-гигиеническим навыкам сначала 5-6 детей не сложно, а затем они будут помогать другим. И важно не забывать, что дети подражательны, они будут повторять за сверстниками, стремиться к тому, чтобы у них тоже все получилось. Педагог должен постоянно подбадривать воспитанников, обыгрывать возникающие ситуации, а не порицать и наказывать.

 На особом месте в процессе формирования самостоятельности у дошкольников стоит работа с родителями, которая может быть выражена в различных формах: анкеты, индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания, развлечения. Используя различные формы работы, нужно объяснить родителям, что очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам, пусть это даже будет происходить методом проб и ошибок. Родители являются активными участниками  совместных мероприятий, в ходе которых и нужно выносить на обсуждение вышеперечисленные проблемы. В ходе родительских собраний можно выносить на обсуждение различные жизненные ситуации, касающиеся вопроса воспитания самостоятельности дошкольников, устраивать на эту тему дискуссионные клубы, обмен мнениями. Если родители не хотят высказывать свое видение проблемы вслух, то  можно предложить поиграть им в деловую игру «Проблема? Есть решение!». Для этого в уголке для родителей ставится открытый ящик, к которому прикрепляется информация по вопросам, предлагаемым для обсуждения. Родители могут предложить свое решение проблемы письменно и анонимно, опустив листок с ответом в ящик.

Можно предложить создать детско-родительские проекты на темы «Мыловарение», «Вода и ее свойства», «Если хочешь быть здоров» и др.

Правильное и быстрое привитие культурно-гигиенических навыков дошкольников возможно только при тесном взаимодействии: воспитатель – ребенок – родитель, ведь формирование самостоятельности дошкольников – это общая проблема для всех участников образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.

От того, как привьются культурно-гигиенические навыки,  сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца. Самостоятельность ребенка является важной предпосылкой успешного обучения в школе и формирования личности в целом.

Литература

1. Блонский П.П. Дошкольный возраст / М.: Педология, 2000. – 384 с.

2. Воскресенская В.А. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С.77-80.

3. Юсупова Г.Н. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание.  2002. №8. С. 28-29.