Тренинг с педагогами «Помоги себе сам»
учебно-методический материал

Чайкина Татьяна Борисовна

Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Рассмотрим факторы риска:

  • Постоянное интеллектуальное, эмоциональное и физическое напряжение
  • Насыщенная мероприятиями деятельность
  • Не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий
  • Повышенные требования к организации деятельности педагога в связи изменениями в системе образования
  • Не всегда положительная оценка деятельности педагога со стороны руководителя
  • Переменчивость эмоционального состояния воспитанников
  • Разногласия в профессиональной деятельности с коллегами
  • Отсутствие достаточного времени для полноценного отдыха

Все эти  факторы негативно отражаются на нервно-психическом состоянии, что в свою очередь отражается на соматическом состоянии здоровья работников дошкольного образования.

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье?

Может быть,  кто-то поделится своими способами восстановления утраченных сил?

Предлагается педагогам назвать способы расслабления, которыми они пользуются дома и на работе. Все ответы записываются маркером на доске. Обсуждаются.

Здоровье начинается с попыток осознания своего отношения к своему здоровью, самому себе. Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своим телом, своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

-чтобы не болеть

-чтобы принимать правильные решения.

Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к здоровью или к болезни. Надо научиться понятным вещам:

-жить с хорошими эмоциями

-противодействовать негативным эмоциям.

Выделим болезнетворные эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, отчаяние, зависть, грусть…

Здоровьесберегающие эмоции: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была замечательная работа, какая это была жизнь!

Приступим к самому трудному – приручению эмоций. Отрицательную эмоцию нельзя подавлять, с ней нужно работать, ее нужно преобразовывать.

  1.  Определение спектра своих эмоций. Записываем все свои эмоции, которые вас посещают. На отдельном листочке записываем все положительные эмоции. На другом листочке записываем все отрицательные эмоции.
  2. Научение безошибочно узнавать свои эмоции и чувства. Как только вы почувствовали какую то сильную эмоцию, вспомните тот самый лист, и попытайтесь определить какая это эмоция «+» или «-«. В вашем внутреннем мире должен быть полный контроль, никаких неожиданностей. Пройдет немного времени, и вы научитесь тонко распознавать, «Кто» именно хозяйничает в вашей психике. Вы гладите ребенка по головке, тут же мелькает мысль «Какая эмоция меня посетила?». И тут же себе отвечаете «Нежность». Смотрите на коллегу и думаете: «Какую эмоцию я испытываю? Ага, высокомерие. Почему?». Смотрите на годовой план: «Не хочу его писать. Какая эмоция? Что делать?» Мы обязаны научиться контролировать свои эмоции безошибочно. Ни в коем случае она не должна проникнуть туда безошибочно. Только одно осознание эмоций уже дает контроль над собой, и, кстати, над своим здоровьем.
  3. Замена одной эмоций на другую. Заметьте, возникшая эмоция «Раскручивается» за несколько секунд, а затем полностью овладевает человеком. Представьте, что у вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу заметили ее (уже научились этому). И тут же, не давая ей «раскрутиться» нужно «включить» другую эмоцию, какую сочтете нужной.
  4. Жить с комфортной и радостной эмоцией. Научитесь «включать»  светлую эмоцию, в которой вам легко и комфортно. Сосредоточьтесь на ней и держите как можно дольше. Это основная эмоция для счастья и здоровья.
  5. «Боевая» защита. Конфликтная ситуация застает нас врасплох. Мы не успеваем собраться с мыслями, чтобы отстаивать свою точку зрения. И, будучи правыми, можем потерпеть поражение.  Меняем эту ситуацию. Дома мысленно проводим несколько словесных баталий с обидчиком. Победоносных, конечно. Отметьте, какую эмоцию вы при этом испытываете. Включите  «боевую» эмоцию.  «Боевая» эмоция должна быть похожа на состояние, включающее в себя терпение, невозмутимость, спокойствие, великодушие…  Многократно отработайте «Включение». Когда конфликт наступит снова, не теряя времени, вызывайте «боевую» эмоцию и не сдавайтесь ни в коем случае. Важно, чтобы эта эмоция не переходила в «темную» (гнев, злость, уныние…)

Упражнение «Корзина». Это упражнение помогает избавиться от неприятных мыслей, эмоций, предотвратить необдуманные действия. Посередине комнаты стоит корзина. Каждый может оставить в ней все, что мешает чувствовать себя счастливым, свободным, жизнерадостным. Выполняя упражнение, старайтесь как можно эмоциональнее проигрывать «выброс неприятностей в корзину». Это упражнение можно выполнять и с воображаемой корзиной.

Упражнение «Рисование». Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии, сосредоточьтесь на них и начните искать среди линий какой-либо предмет. Возможно, вы найдете их несколько. Раскрасьте их, полюбуйтесь тем, что получилось. Психологическое значение игры – отвлечься от реальных событий, расслабиться, успокоиться.

«Музыкотерапия». О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И.Р.Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.

Упражнение «Слушание музыки». Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. От головной боли, кстати, помогают «Лунная соната» Л.Бетховена, фортепианные пьесы Фредерика Шопена, «Маленькая ночная серенада» Ф.А.Моцарта.

Упражнение «Пение». Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен для успокоения. А утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, оптимистические.

«Звуковая гимнастика». Выполняется в спокойном, расслабленном состоянии, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А - воздействует благотворно на весь организм,

Е – на щитовидную железу,

И – на мозг, глаза, нос, уши,

О – на сердце, легкие,

У – на органы, расположенные в области живота,

Я – на работу всего организма,

М – на работу всего организма,

Х – помогает очищению организма,

ХА – помогает повысить настроение.

После такого упражнения вы легко найдете верные пути решения трудностей.

 

Ученые физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать резервы организма для активной жизнедеятельности.

Упражнение «Уши». Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки. Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

 

Цветотерапия. На заре человечества жизнью управляли день и ночь, свет и тьма. С этими двумя состояниями ассоциируются два цвета: ярко-желтый (дневной) и темно-синий (ночное небо). Поэтому темные цвета относятся к покою и пассивности, а светлые к активности и надежде.

Упражнение «Цветное дыхание». Успокойтесь и, глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой.

Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый, который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный.

Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый, выдохните синий.

Хотите оградить себя от негативных воздействий – вдохните желтый, выдохните фиолетовый.

Хотите повысить самооценку и обрести уважение к себе – вдохните фиолетовый, а выдохните желтый.

 

Водотерапия. Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Все знают, что снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой.

В состоянии стресса, когда хочется тишины и одиночества, когда «голова идет кругом», нужно встать  под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.

Кроме того, можно посмотреть видеозаписи движения воды, прослушать музыку с записью шума воды. Предлагаю вам сейчас посмотреть видеозапись с различными видами на море.

 

 Ароматерапия.  Это лечение и расслабление с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне, греки, римляне не расставались с маслами в течение всей жизни. В 30-хх годах XXв. Во многих клиниках Европы начали применять методику ароматерапии для ускорения процесса выздоровления. Известно, что обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные  эмоции. Запахи очень сильно влияют на подсознание. Для ароматерапии используются различные аромасвечи, подсвечники, аромакувшинчики и аромамедальоны, которые носят на шее. Достаточно 1-2 капель масла и вас будет сопровождать приятный аромат, снимающий болезненные ощущения, регулирующий эмоциональное состояние или защищающий вас.

 

Еще существуют такие техники как смехотерапия. Смех благотворно действует на организм, в котором происходит сложный химический процесс – выделение гормонов счастья, т.е. эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения, эйфории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности. Улучшить настроение и посмеяться можно, посмотрев любимые комедии, посмеяться над шуткой, анекдотом, забавной ситуации, рассматривая картинки с мотиваторами.

 

Фототерапия. В минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Как правило, на фото  запечатляются самые радостные события, и,  просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и весело. Не отказывайте себе в этом удовольствии: это хороший способ нормализовать свое состояние. Главное в это время мыслить позитивно, желая благополучия себе и близким людям, верить в счастливое будущее.

 

Хобби, танцетерапия, прогулки, библиотерапия, рисование, и еще множество различных терапий,  с помощью которых можно отрегулировать свое состояние. А я предлагаю вам отведать ароматного чая с травами, восстанавливающими силы, дающими энергию и положительные эмоции.

 

Не надейся на всех и не верь чудесам.

Есть одна лишь подмога – помоги себе сам!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogi_sebe_sam_trening.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад « Общеразвивающего вида № 93»

Тренинг с педагогами

«Помоги себе сам»

Выполнила:

Педагог-психолог                                    

            Чайкина Татьяна Борисовна

Тренинг с педагогами

«Помоги себе сам»

Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Рассмотрим факторы риска:

  • Постоянное интеллектуальное, эмоциональное и физическое напряжение
  • Насыщенная мероприятиями деятельность
  • Не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий
  • Повышенные требования к организации деятельности педагога в связи изменениями в системе образования
  • Не всегда положительная оценка деятельности педагога со стороны руководителя
  • Переменчивость эмоционального состояния воспитанников
  • Разногласия в профессиональной деятельности с коллегами
  • Отсутствие достаточного времени для полноценного отдыха

Все эти  факторы негативно отражаются на нервно-психическом состоянии, что в свою очередь отражается на соматическом состоянии здоровья работников дошкольного образования.

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье?

Может быть,  кто-то поделится своими способами восстановления утраченных сил?

Предлагается педагогам назвать способы расслабления, которыми они пользуются дома и на работе. Все ответы записываются маркером на доске. Обсуждаются.

Здоровье начинается с попыток осознания своего отношения к своему здоровью, самому себе. Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своим телом, своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

-чтобы не болеть

-чтобы принимать правильные решения.

Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к здоровью или к болезни. Надо научиться понятным вещам:

-жить с хорошими эмоциями

-противодействовать негативным эмоциям.

Выделим болезнетворные эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, отчаяние, зависть, грусть…

Здоровьесберегающие эмоции: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была замечательная работа, какая это была жизнь!

Приступим к самому трудному – приручению эмоций. Отрицательную эмоцию нельзя подавлять, с ней нужно работать, ее нужно преобразовывать.

  1.  Определение спектра своих эмоций. Записываем все свои эмоции, которые вас посещают. На отдельном листочке записываем все положительные эмоции. На другом листочке записываем все отрицательные эмоции.
  2. Научение безошибочно узнавать свои эмоции и чувства. Как только вы почувствовали какую то сильную эмоцию, вспомните тот самый лист, и попытайтесь определить какая это эмоция «+» или «-«. В вашем внутреннем мире должен быть полный контроль, никаких неожиданностей. Пройдет немного времени, и вы научитесь тонко распознавать, «Кто» именно хозяйничает в вашей психике. Вы гладите ребенка по головке, тут же мелькает мысль «Какая эмоция меня посетила?». И тут же себе отвечаете «Нежность». Смотрите на коллегу и думаете: «Какую эмоцию я испытываю? Ага, высокомерие. Почему?». Смотрите на годовой план: «Не хочу его писать. Какая эмоция? Что делать?» Мы обязаны научиться контролировать свои эмоции безошибочно. Ни в коем случае она не должна проникнуть туда безошибочно. Только одно осознание эмоций уже дает контроль над собой, и, кстати, над своим здоровьем.
  3. Замена одной эмоций на другую. Заметьте, возникшая эмоция «Раскручивается» за несколько секунд, а затем полностью овладевает человеком. Представьте, что у вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу заметили ее (уже научились этому). И тут же, не давая ей «раскрутиться» нужно «включить» другую эмоцию, какую сочтете нужной.
  4. Жить с комфортной и радостной эмоцией. Научитесь «включать»  светлую эмоцию, в которой вам легко и комфортно. Сосредоточьтесь на ней и держите как можно дольше. Это основная эмоция для счастья и здоровья.
  5. «Боевая» защита. Конфликтная ситуация застает нас врасплох. Мы не успеваем собраться с мыслями, чтобы отстаивать свою точку зрения. И, будучи правыми, можем потерпеть поражение.  Меняем эту ситуацию. Дома мысленно проводим несколько словесных баталий с обидчиком. Победоносных, конечно. Отметьте, какую эмоцию вы при этом испытываете. Включите  «боевую» эмоцию.  «Боевая» эмоция должна быть похожа на состояние, включающее в себя терпение, невозмутимость, спокойствие, великодушие…  Многократно отработайте «Включение». Когда конфликт наступит снова, не теряя времени, вызывайте «боевую» эмоцию и не сдавайтесь ни в коем случае. Важно, чтобы эта эмоция не переходила в «темную» (гнев, злость, уныние…)

Упражнение «Корзина». Это упражнение помогает избавиться от неприятных мыслей, эмоций, предотвратить необдуманные действия. Посередине комнаты стоит корзина. Каждый может оставить в ней все, что мешает чувствовать себя счастливым, свободным, жизнерадостным. Выполняя упражнение, старайтесь как можно эмоциональнее проигрывать «выброс неприятностей в корзину». Это упражнение можно выполнять и с воображаемой корзиной.

Упражнение «Рисование». Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии, сосредоточьтесь на них и начните искать среди линий какой-либо предмет. Возможно, вы найдете их несколько. Раскрасьте их, полюбуйтесь тем, что получилось. Психологическое значение игры – отвлечься от реальных событий, расслабиться, успокоиться.

«Музыкотерапия». О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И.Р.Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.

Упражнение «Слушание музыки». Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. От головной боли, кстати, помогают «Лунная соната» Л.Бетховена, фортепианные пьесы Фредерика Шопена, «Маленькая ночная серенада» Ф.А.Моцарта.

Упражнение «Пение». Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен для успокоения. А утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, оптимистические.

«Звуковая гимнастика». Выполняется в спокойном, расслабленном состоянии, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А - воздействует благотворно на весь организм,

Е – на щитовидную железу,

И – на мозг, глаза, нос, уши,

О – на сердце, легкие,

У – на органы, расположенные в области живота,

Я – на работу всего организма,

М – на работу всего организма,

Х – помогает очищению организма,

ХА – помогает повысить настроение.

После такого упражнения вы легко найдете верные пути решения трудностей.

Ученые физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать резервы организма для активной жизнедеятельности.

Упражнение «Уши». Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки. Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

Цветотерапия. На заре человечества жизнью управляли день и ночь, свет и тьма. С этими двумя состояниями ассоциируются два цвета: ярко-желтый (дневной) и темно-синий (ночное небо). Поэтому темные цвета относятся к покою и пассивности, а светлые к активности и надежде.

Упражнение «Цветное дыхание». Успокойтесь и, глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой.

Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый, который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный.

Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый, выдохните синий.

Хотите оградить себя от негативных воздействий – вдохните желтый, выдохните фиолетовый.

Хотите повысить самооценку и обрести уважение к себе – вдохните фиолетовый, а выдохните желтый.

Водотерапия. Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Все знают, что снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой.

В состоянии стресса, когда хочется тишины и одиночества, когда «голова идет кругом», нужно встать  под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.

Кроме того, можно посмотреть видеозаписи движения воды, прослушать музыку с записью шума воды. Предлагаю вам сейчас посмотреть видеозапись с различными видами на море.

 Ароматерапия.  Это лечение и расслабление с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне, греки, римляне не расставались с маслами в течение всей жизни. В 30-хх годах XXв. Во многих клиниках Европы начали применять методику ароматерапии для ускорения процесса выздоровления. Известно, что обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные  эмоции. Запахи очень сильно влияют на подсознание. Для ароматерапии используются различные аромасвечи, подсвечники, аромакувшинчики и аромамедальоны, которые носят на шее. Достаточно 1-2 капель масла и вас будет сопровождать приятный аромат, снимающий болезненные ощущения, регулирующий эмоциональное состояние или защищающий вас.

Еще существуют такие техники как смехотерапия. Смех благотворно действует на организм, в котором происходит сложный химический процесс – выделение гормонов счастья, т.е. эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения, эйфории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности. Улучшить настроение и посмеяться можно, посмотрев любимые комедии, посмеяться над шуткой, анекдотом, забавной ситуации, рассматривая картинки с мотиваторами.

Фототерапия. В минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Как правило, на фото  запечатляются самые радостные события, и,  просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и весело. Не отказывайте себе в этом удовольствии: это хороший способ нормализовать свое состояние. Главное в это время мыслить позитивно, желая благополучия себе и близким людям, верить в счастливое будущее.

Хобби, танцетерапия, прогулки, библиотерапия, рисование, и еще множество различных терапий,  с помощью которых можно отрегулировать свое состояние. А я предлагаю вам отведать ароматного чая с травами, восстанавливающими силы, дающими энергию и положительные эмоции.

Не надейся на всех и не верь чудесам.

Есть одна лишь подмога – помоги себе сам!

Отзыв о мероприятии:

Тренинг с педагогами «Помоги себе сам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Люби себя"

тренинг для педагогов способствующий преодалению психологических барьеров, снятию напряжения и тревоги...

Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»

Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...

Тренинг для педагогов "Помоги себе сам"

Конспект тренинга с воспитателями детского сада по профилактике эмоционального выгорания...

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!»

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами.  Если есть проблема, значит, есть способы решения.У каждого человека есть выбор:Опустить руки, поз...

Рекомендации для педагогов "Помоги себе через любовь к себе. Луиза Хей: 100 лучших аффирмаций"

Нужно задумываться над тем, что мы говорим. Рекомендации в помощь это осознать....

Тренинг с педагогами "Помоги себе сам!"

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. Наша профессия - одна из самых энергоёмких. Педагог отдает очень много энергии, и его нужно восполнять. К тоу же педагогический коллектив, ...

Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"

Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...