План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
материал (младшая группа)
Актуальность темы
Я выбрала данное направление по самообразованию т.к. пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такое развитие готовит дошколят к обучению в школе
В жизни каждый ребенок сталкивается со свойствами тех или иных предметов, знакомится с музыкой, скульптурой, литературой, живописью. Во многих случаях, если это происходит без контроля взрослых, то такое знакомство часто приобретает неполноценный, поверхностный характер. И здесь последовательное, систематическое и планомерное воспитание сенсорики помогает формированию детского восприятия.
Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях, их можно использовать в свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.
Цель
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
- Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
- Задачи
- изучить учебную и методическую литературу по теме;
- подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, тактильных ощущениях).
- совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
План по самообразованию
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
воспитатель: Виноградная А.В
г. Гагарин
2021-2022г.г.
Актуальность темы
Я выбрала данное направление по самообразованию т.к. пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такое развитие готовит дошколят к обучению в школе
В жизни каждый ребенок сталкивается со свойствами тех или иных предметов, знакомится с музыкой, скульптурой, литературой, живописью. Во многих случаях, если это происходит без контроля взрослых, то такое знакомство часто приобретает неполноценный, поверхностный характер. И здесь последовательное, систематическое и планомерное воспитание сенсорики помогает формированию детского восприятия.
Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях, их можно использовать в свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.
Цель
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
- Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
- Задачи
- изучить учебную и методическую литературу по теме;
- подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, тактильных ощущениях).
- совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
План работы
Подготовительный (сентябрь - октябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры и действия с предметами»
- Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста на 2021-2022 учебный год.
- Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка
- Создание дидактических игр
- Подготовка анкет к анкетированию родителей
Практический (октябрь - апрель)
Проведение игр и практических упражнений.
- Дидактические игры на развитие
тактильных ощущений октябрь-ноябрь
- Дидактические игры и упражнения
для закрепления понятия формы декабрь-январь
- Дидактические игры и упражнения
на закрепления понятия величины февраль-март
- Дидактические игры и упражнения
на закрепление цвета март-апрель
Заключительный (май)
- Отчет по самообразованию
- Проведение диагностики по сенсорному развитию
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, тактильных ощущений и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
Список использованной литературы
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
9. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
10. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.