План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
материал (младшая группа)

Актуальность темы

   Я выбрала данное направление по самообразованию т.к. пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такое развитие готовит дошколят к обучению в школе

   В жизни каждый ребенок сталкивается со свойствами тех или иных предметов, знакомится с музыкой, скульптурой, литературой, живописью. Во многих случаях, если это происходит без контроля взрослых, то такое знакомство часто приобретает неполноценный, поверхностный характер. И здесь последовательное, систематическое и планомерное воспитание сенсорики помогает формированию детского восприятия.

   Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях, их можно использовать в свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.

 

Цель

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
  • Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  • Задачи
  • изучить учебную и методическую литературу по теме;
  •  подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, тактильных ощущениях).
  •  совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                     «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

                                         

                                       План по самообразованию

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

                                                                       

                                                                    воспитатель: Виноградная А.В

                                                    г. Гагарин

                                                  2021-2022г.г.

Актуальность темы

   Я выбрала данное направление по самообразованию т.к. пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такое развитие готовит дошколят к обучению в школе

   В жизни каждый ребенок сталкивается со свойствами тех или иных предметов, знакомится с музыкой, скульптурой, литературой, живописью. Во многих случаях, если это происходит без контроля взрослых, то такое знакомство часто приобретает неполноценный, поверхностный характер. И здесь последовательное, систематическое и планомерное воспитание сенсорики помогает формированию детского восприятия.

   Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях, их можно использовать в свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.

Цель

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
  • Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  • Задачи
  • изучить учебную и методическую литературу по теме;
  •  подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, тактильных ощущениях).
  •  совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.

План работы

Подготовительный (сентябрь - октябрь)

  • Изучение методической литературы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры и действия с предметами»
  • Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста на 2021-2022 учебный год.
  • Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка
  • Создание дидактических игр
  • Подготовка анкет к анкетированию родителей

Практический (октябрь - апрель)

Проведение игр и практических упражнений.

  • Дидактические игры на развитие

     тактильных ощущений                                                        октябрь-ноябрь

  • Дидактические игры и упражнения

     для закрепления понятия формы                                        декабрь-январь

  • Дидактические игры и упражнения

     на закрепления понятия величины                                     февраль-март

  • Дидактические игры и упражнения

на закрепление цвета                                                           март-апрель

 Заключительный (май)

  • Отчет по самообразованию
  • Проведение диагностики по сенсорному развитию

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

  • Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, тактильных ощущений и величины предметов.

  • Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

Список использованной литературы

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

9. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

10. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.