Статья "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
статья (старшая группа)

Максакова Валентина Вячеславовна

В статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной образовательной организации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной образовательной организации.  

Ключевые слова: задержка психического развития, реализация ФГОС, становление личности ребенка, формы и методы работы.

В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе задержкой психического развития.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) [1].

У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребенка.

В теории и практике обучения и воспитания детей с ЗПР как наиболее значимое направление коррекционной работы рассматривается умственное развитие. Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их последующего обучения в условиях общеобразовательной школы [3].

Работа учителя-дефектолога с ребенком с ЗПР имеет свою специфику. Ребенка нужно учить составлять рассказы по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовить» руку к письму.

При формировании начальных математических представлений большое значение воспитателям и учителям-дефектологам следует уделять предметно-практической деятельности ребенка, которая обеспечивает основу для формирования математических понятий. Кроме того, детей с ЗПР важно научить ориентироваться в звуковой речи, т.е. развивать у них звуковой анализ. Формирование ориентировки в звуковой речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждению у них школьной неуспеваемости.

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Необходимо специально организовывать и направлять внимание детей, так как  детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут, чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом.

6. Проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. Работу с семьей  ребенка можно выделить как основной метод положительного воздействия на ЗПР. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью [1].

В дополнении к традиционным методам воздействия, целесообразно использовать нетрадиционные формы и методы работы. Например,  музыкотерапия, логоритмика, игры с песком и сыпучими материалами, игры со шнуровкой.

Для различных направлений коррекционной работы нами успешно используются: упражнения в завязывании, развязывании, застегивании; упражнения по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров; раскрашивание и штриховка предметных изображений; работа с сюжетными картинками. Так же применяются дидактические игры «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.), «Что изменилось» (3-4предмета), «Узнай предмет по описанию», «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также», «Сосчитай» (согласование числительных с существительными), «Чей предмет?».

В ходе комплексной работы с детьми с задержкой психического развития важно не только корректировать развитие познавательных процессов и навыков самоконтроля, но и поддерживать в ребенке проявления познавательной и творческой активности.

Литература

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с
  2. Леонидова И.В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития / И.В. Леонидова, И.А. Колесникова, В.В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154-158.
  3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с.