Главные вкладки

    Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Романова Татьяна Александровна

    Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Романова Т.А.

    Тема: «Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    (старшая группа)

    Что же такое сказкотерапия? 

    Сказкотерапия:

    1. это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
    2. это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
    3. это терапия средой, особой сказочной обстановкой, где может реализовываться мечта
    4. это процесс выбора каждому своей особой сказки

    Виды сказок:

    1. Художественные сказки
    2. Дидактические сказки
    3. Психокоррекционные сказки
    4. Психотерапевтические сказки
    5. Медитативные сказки

    1. Художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью.

    Сюжеты народных сказок многообразны:

    1. сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
    2. бытовые сказки;
    3. страшные сказки;
    4. волшебные сказки.

    Они несут чрезвычайно важные для нас идеи:

    Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.

    Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

    Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

    2. Дидактические сказки 

    Алгоритм дидактической сказки-задания:

    1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
    2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.
    3. Обращение к ребенку. Чтобы восстановить страну нужно выполнять определенные задания.

    3. Психокоррекционные сказки 

    Алгоритм психокоррекционной сказки:

    1. Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
    2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
    3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
    4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
    5. Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.

    4. Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий

    Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять клиента в размышлении, а также давать читать на дом.

    5. Медитативные сказки 

    Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

    Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

    Цель работы: восстановление адекватного поведения и самовыражения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов.

    Задачи: 

    1. Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.
    2. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
    3. Выявить и поддержать творческие способности.
    4. Передать ребёнку основные жизненные принципы и закономерности.

    У дошкольников преобладает правополушарный тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом развития  эмоционально-личностной сферы ребенка и передачи ему знаний о мире.

    При проведении я руководствуюсь следующими правилами:

    1. Должно быть достаточно много места. На полу необходим ковер и коврики для каждого ребенка, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища.
    2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс “слушания себя” очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу.
    3. В процессе детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча “послушать себя”.
    4. “Вхождение в сказку” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия. Для “выхода” из сказки особые приемы не требуются.
    5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.
    6. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени.
    7. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыку можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

    Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

    Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно– умственного и наглядно– образного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям детей с заторможенным психическим развитием.

    Список использованной литературы:

    1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 1989.
    2. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и Сказкотерапия. – М., 2009.
    3. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
    4. Соколов Д.Ю. Сказки и Сказкотерапия. – М., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

    В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

    «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

    «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

    Семинар на тему:  «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Семинар на тему: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»...

    Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.

    Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развитияЧто такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточ...

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. .В работе анализируются прогр...

    Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

    Что такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психическо...


     

    Комментарии

    Романова Татьяна Александровна

    Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников.