Семинар на тему:  «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»
статья на тему

Гаврикова Татьяна Сергеевна

Семинар на тему: 
«Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_skazkoterapiya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цветик-семицветик»

поселка Беркакит Нерюнгринского района

Семинар с педагогами

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

                          Выполнила:

                                                                                       учитель – дефектолог

                                                                              Гаврикова Т. С.

п. Беркакит, 2017 г.

       Одним из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте у детей с ЗПР является сказка. Она представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия:

• это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

• это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

• это терапия средой, особой сказочной обстановкой, где может реализовываться мечта

• это процесс выбора каждому своей особой сказки.

Виды сказок:

1 Художественные сказки

2.Дидактические сказки

3.Психокоррекционные сказки

4 Психотерапевтические сказки

5. Медитативные сказки

1. Художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью.

Сюжеты народных сказок многообразны:

· сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;

· бытовые сказки;

· страшные сказки;

·  волшебные сказки. 

2. Дидактические сказки

Алгоритм дидактической сказки-задания:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние. Обращение к ребенку. Чтобы восстановить страну нужно выполнять определенные задания.

3. Психокоррекционные сказки

Алгоритм психокоррекционной сказки:

· Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

· Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

· Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка. Герой начинает искать выход из создавшегося положения.

·  Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.

4. Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути.

5. Медитативные сказки

Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

1.Аналитическое направление. Служит для развития умственной сферы человека

Суть этого направления — интерпретация сказок.

Цель метода — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.

2. Рассказывание сказок.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако, рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы.

3. Сочинение сказок

Сочиненная ребенком или взрослым сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что это есть продукт творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие.

Викторина по сказкам. «Мои любимые сказки»
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка ,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»?
Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»
2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»
3.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»
4.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? 
«По щучьему велению»

Карты Проппа

Слайд.Замечательный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 28, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Слайд.На первом этапе знакомят детей с жанром литературного произведения – сказкой.

• Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише (готовые обороты, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей.

Слайд.На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

• «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство(волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

• «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

• «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке(волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

• «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч - кладенец и т. д.). Придумывание новых предметов-помощников;

• «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.);

• «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

Слайд 4.На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа(схематическими изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

Слайд. На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

Слайд. На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее обговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и т. д.

Игра с педагогами «Сочини сказку по картам Проппа».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

«Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

«Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развитияЧто такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточ...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. .В работе анализируются прогр...

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

Что такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психическо...

Статья "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

В статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной...