Главные вкладки

    «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»
    консультация по теме

    Григорьева Татьяна Александровна

     

     

    Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

     

    Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Говоря о детях с ЗПР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития : незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. Таким образом, без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

    Одним из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте является сказка. Она представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому. Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.  Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

    Что же такое сказкотерапия?

    Сказкотерапия:

    •        это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

    •        это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

    •        это терапия средой, особой сказочной обстановкой, где может реализовываться мечта

    •        это процесс выбора каждому своей особой сказки.

     

    Виды сказок:

    1.                Художественные сказки

    2.                Дидактические сказки

    3.                Психокоррекционные сказки

    4.                Психотерапевтические сказки

    5.                Медитативные сказки

     

    1. Художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью.

    Сюжеты народных сказок многообразны:

    ·                   сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;

    ·                   бытовые сказки;

    ·                   страшные сказки;

    ·                   волшебные сказки.

     

    Они несут чрезвычайно важные для нас идеи:

    Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.

    Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

    Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

     

    2. Дидактические сказки

    Алгоритм дидактической сказки-задания:

    ·                   Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.

    ·                   Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

    ·                   Обращение к ребенку. Чтобы восстановить страну нужно выполнять определенные задания.

     

    3. Психокоррекционные сказки

    Алгоритм психокоррекционной сказки:

    ·                   Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

    ·                   Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

    ·                   Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

    ·                   Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.

    ·                   Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.

     

    4. Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий

    Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять клиента в размышлении, а также давать читать на дом.

     

    5. Медитативные сказки

    Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

    Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

    Цель работы: восстановление адекватного поведения и самовыражения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов.

    Задачи:

    ·                   Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.

    ·                   Развить умение преодолевать трудности и страхи.

    ·                   Выявить и поддержать творческие способности.

    ·                   Передать ребёнку основные жизненные принципы и закономерности.

     

    Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно использовать в работе с того ракурса, который наиболее соответствует целям и задачам педагога. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

    ·        1.Аналитическое направление. Служит для развития умственной сферы человека

    Суть этого направления — интерпретация сказок.

    Цель метода — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.

    2. Рассказывание сказок.

    ·        Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Мно­гие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако, рас­сказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

    ·        1. Рассказывание группе или одному человеку новой или из­вестной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый.

    ·        В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важ­но перед своим мысленным в ;ором выстроить образный ряд повествования. "Вжиться" в героев сказки и передавать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.

    ·        2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчи­ком является не один человек, а группа детей (или взрослых и подростков).

    3. Сочинение сказок

    ·        Сочиненная ребенком или взрослым сказка само по себе психотера­певтическое явление, потому что это есть продукт творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обес­печивающие его личностное развитие. Анализ сюжета сказки, ее образно­го ряда позволяет составить довольно полную картину личности человека.

    4. Переписывание сказок

    ·        Переписывание или дописывание авторских или народных сказок имеет смысл тогда, когда человеку чем-то очень не нравится сюжет, ситуация, ко­нец, конкретный поворот событий. Это явление само по себе уже является диагностичным, т. к. то, что человеку активно не нравится, то, что он отрица­ет, очень часто указывает на актуальную нерешенную проблему (или на про­явление основополагающих жизненных принципов).

    5. Изготовление кукол

    ·        Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просмат­ривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спек­такль. Поэтому совершенно естественным является использование поста­новки сказки в психологических целях. Однако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол.

     

    У дошкольников преобладает правополушарный тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом развития  эмоционально-личностной сферы ребенка и передачи ему знаний о мире.

    Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

     

    Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно– умственного и наглядно– образного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям детей с заторможенным психическим развитием.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

    В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

    Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

    Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

    «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

    Семинар на тему:  «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Семинар на тему: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»...

    Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.

    Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развитияЧто такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточ...

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. .В работе анализируются прогр...

    Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

    Что такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психическо...