Материал для педагогов: "Инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ"
методическая разработка

Саитхужина Димфира Нурмухаметовна

Инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ

В последние годы заметно возросло количество детей с нарушениями как психического, так и физического развития. Особое внимание среди этой группы следует уделить детям с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР представляет собой специфический тип психического развития, который проявляется в недостаточной зрелости отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. Это состояние формируется под воздействием различных факторов, включая наследственные, социальные и психологические.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ

В последние годы заметно возросло количество детей с нарушениями как психического, так и физического развития. Особое внимание среди этой группы следует уделить детям с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР представляет собой специфический тип психического развития, который проявляется в недостаточной зрелости отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. Это состояние формируется под воздействием различных факторов, включая наследственные, социальные и психологические.

Задержка психического развития, как правило, возникает вследствие негативного влияния внешней среды, что приводит к замедлению развития наиболее неокрепших участков нервной системы. В большинстве случаев проявления ЗПР можно корригировать.

Чтобы обеспечить полноценное развитие и обучение, детям с ЗПР необходимы специально организованные условия.

Прежде всего, важно понимать, что ребенок с нарушениями в развитии не сможет эффективно развиваться без специально организованной и поддерживаемой взрослыми среды, в которой он может добиться успеха. Эта среда является особенно критичной для ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). Взрослые должны регулярно создавать педагогические условия, позволяющие ребенку применять усвоенные навыки в новых или пересмотренных ситуациях. Это замечание касается не только практической сферы жизни ребенка, но и навыков, связанных с межличностным взаимодействием.

Во-вторых, следует принимать во внимание потребности детей-дошкольников с ЗПР в общении с ровесниками. Эти психологические потребности могут наилучшим образом удовлетворяться в рамках группы сверстников. Поэтому, работая с детьми этой категории, индивидуальные занятия должны быть сочетаны с групповыми формами деятельности.

В раннем детстве взаимодействие, а также предметная, игровая, художественная, конструктивная и трудовая деятельность являются основой формирования всех психологических новшеств и развития личности ребенка в целом. Однако у детей с интеллектуальными нарушениями в раннем и дошкольном возрасте процесс формирования этих видов деятельности происходит с задержкой и отклонениями на всех уровнях развития. В результате, ни один из видов детской деятельности, который должен стать основой для психического роста в определенные возрастные периоды, не развивается вовремя. Таким образом, такая деятельность не может сыграть роль в коррекционном воздействии на развитие детей с интеллектуальными недостатками. Все типы детской активности формируются в учреждениях дошкольного образования компенсирующего типа на специализированных занятиях, после чего они переносятся в свободную игру детей. Многолетние исследования показали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушениями интеллекта становятся возможны все виды детской деятельности.

Коррекционная и педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) организуется на основе современных методов, направленных на создание преемственных связей между дошкольным и начальными этапами непрерывного образования. В детских учреждениях эту работу проводят профессионалы, такие как воспитатели, дефектологи, психологи и логопеды.

Учебная деятельность ориентирована на текущее состояние и уровень развития ребенка и включает коррекцию в нескольких направлениях:

  • обучение и развитие игровой деятельности;
  • ознакомление с окружающим миром и развитие речевых навыков;
  • художественно-эстетическое воспитание;
  • формирование правильного произношения;
  • знакомство с произведениями художественной литературы;
  • развитие базовых математических понятий;
  • развитие коммуникативных умений;
  • физическое воспитание.

Екжанова Е.А. и Стребелева Е.А. выделили ключевые направления и задачи коррекционно-педагогического процесса, которые способствуют последовательному развитию у ребенка исследовательской активности и усвоению социального опыта. К ним относятся:

• развитие сенсорных навыков и внимание;

• формирование логического мышления;

• понимание базовых количественных представлений;

• ознакомление с окружающим миром;

• развитие речевых навыков и коммуникативных умений;

• обучение грамоте (развитие моторики руки и подготовка к письму, а также начальное обучение грамоте).

Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях зависит от множества факторов, среди которых педагогическое взаимодействие с родителями занимает значительное место.

Специфика образовательной деятельности для детей с ЗПР проявляется в организации представления материала и в методах, используемых для его подачи.

Формирование содержания учебного плана в системе коррекционно-развивающего обучения основывается на следующих принципах:  

  • использование жизненного опыта ребенка;  
  • акцент на внутренних связях в материалах, изучаемых как в рамках одного предмета, так и между различными предметами;  
  • усиление практической направленности учебного контента;  
  • выделение ключевых характеристик рассматриваемых явлений;  
  • соблюдение реальности и достаточности объема изучаемого материала;  
  • интеграция коррекционных методов для активизации познавательной деятельности в учебные программы.  

Ключевым аспектом коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста является индивидуально-групповая коррекция недостатков развития. Это включает в себя специально организованные занятия, направленные не только на повышение общего и интеллектуального уровня, но и на решение конкретных задач, таких как подготовка к восприятию сложных тем учебной программы, устранение пробелов в знании и т.д.

К инновационным методам работы с детьми, имеющими задержку психического развития, относятся различные подходы, такие как игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, пластилинография и песочные игры.

Игротерапия выделяется как эффективный метод для динамической коррекции дисбаланса в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных навыках и моторных навыках у детей дошкольного возраста с задержкой развития. Эффективность игротерапии объясняется тем, что игра является для таких детей наиболее привычной и естественной формой взаимодействия, а также тем, что она объединяет психологические аспекты игры и общения. В ходе игры дети могут свободно выражать свои чувства, избавляться от стрессов повседневной жизни. Кроме того, игротерапия предоставляет уникальные возможности для социального и психологического роста ребенка, помогая ему создавать значимые отношения со взрослыми – психологами, педагогами и родителями. Игровая деятельность способствует развитию произвольных психических процессов, таких как внимание и память, а также развивает умственные способности, воображение, речевые навыки и двигательные функции. Определяя функции игротерапии, можно выделить три ключевых момента, специфичных для детского возраста: необходимость для коррекционно-развивающего взаимодействия педагога с детьми и формирование межличностных отношений среди детей.

Игротерапия способствует созданию доверительных профессиональных связей между педагогами и родителями детей, нуждающихся в психологической поддержке.    

Сказкотерапия, используя сказочные метафоры, активирует и пробуждает сознание ребенка, открывая ему новые пути для взаимодействия с окружающим миром, что углубляет отношения между воспитателем и ребенком, а также между воспитателем и родителем.

Сказка развивает воображение ребенка, побуждает его сопереживать и активно участвовать в судьбах персонажей. В результате такие эмоции приводят к появлению новых знаний и представлений, а также, что особенно важно, к изменению эмоционального восприятия окружающих. Сказка может в доступной и увлекательной форме продемонстрировать реальную жизнь, действия людей и их судьбы, показывая последствия поступков героев, позволяя ребенку прочувствовать чужие переживания, радости и горести. Это уникальная возможность проработать жизненные ситуации без риска для своего существования, что делает сказку эффективным инструментом в развитии и коррекции детей. В процессах сказкотерапии применяются психотерапевтические техники, уменьшающие негативное поведение у детей. Сказкотерапия является многогранной методикой, объединяющей элементы различных психологических подходов и связанной с арт-терапией, игротерапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией и психоанализом.

В последние десятилетия возникло новое направление в психотерапии – музыкотерапия. Музыка, обладая сильным влиянием на эмоции человека, с древних времен применялась в лечении различных заболеваний, особенно в работе с нервно-психическими расстройствами.

Музыкотерапия активно используется для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, а также двигательных и речевых нарушений у детей с задержкой психического развития. В современном мире она стала самостоятельной областью психокоррекции, основанной на двух основных аспектах воздействия:

  1. Психосоматическом – где осуществляется положительное влияние на функции организма;
  2. Психотерапевтическом – позволяющем через музыку исправлять нарушения в личностном развитии и психоэмоциональном состоянии.

Каждый из этих аспектов проявляется в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной. Восприятие музыки детьми открывает двери в воображаемый мир, наполненный яркими образами и эмоциями, что способствует улучшению их психоэмоционального состояния.

Изотерапия способствует расширению знаний и представлений детей с задержкой психического развития о предметах, их назначении, материалах и свойствах, а также о способах взаимодействия с ними. У детей развивается умение применять полученные знания в новых ситуациях. Они экспериментируют с изображением объектов, используя руки (ладонь, пальцы, кулак, ребро ладони), а также различные подручные материалы (например, нитки и веревки) и природные компоненты. Занятия, основанные на нетрадиционных техниках рисования, активизируют исследовательскую деятельность. Работа с такими техниками способствует формированию положительной мотивации к художественному творчеству, создает радостное настроение, снижает страх перед краской и тревогу по поводу процесса рисования. Многие виды нестандартного рисования помогают улучшить зрительно-моторную координацию, развивают мелкую моторику, терпение, аккуратность и внимательность. Нетрадиционные методы дают возможность педагогам использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и желания.

Пластилинография подразумевает создание картины с использованием лепки и изображением полуобъемных объектов на ровной поверхности. Данная методика работы способствует развитию личности ребенка, его творческих навыков и воображения. Дети приобретают знания и умения, учатся исследовать окружающий мир и осознавать свою личность и свою роль в нем, а также воспринимают единство человека и природы через знакомство с разнообразными предметами.

Игры с песком представляют собой «технику создания мира». С помощью песочных игр у детей эффективно развиваются интеллектуальные способности, тактильные ощущения, мелкая моторика и фонематическое восприятие. Кроме того, такие занятия помогают корректировать произношение звуков и обучать чтению и счету. Песок также снимает стресс, снижает уровень нервного напряжения и улучшает настроение, способствуя возникновению положительных эмоций.

Таким образом, главной целью коррекционно-педагогической деятельности воспитателя с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) является повышение их психического состояния: интеллектуального, эмоционального и социального.

В процессе планирования образовательной работы с такими детьми воспитатели ставят задачи, включающие заботу о здоровье, коррекцию негативных тенденций развития, обогащение познавательной, игровой и трудовой активности, а также профилактику вторичных отклонений и трудностей в обучении.

Совместное решение указанных задач обеспечивает эффективность коррекционного воспитания и подготовку детей с ЗПР к школе.

Подготовила материал воспитатель МДОУ д/с «Миляш» Саитхужина Д.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

«Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

«Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

Семинар на тему:  «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Семинар на тему: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития»...

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развитияЧто такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточ...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. .В работе анализируются прогр...

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

Что такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психическо...