Первый раз в первый класс.
консультация

товстоляк елена николаевна

      Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Даже для самых подготовленных детей первые месяцы учебы, как правило, оборачиваются стрессом. Ещё недавно в детском саду нынешние ученики были самыми старшими, ощущая превосходство, а теперь они оказались в самом  низу возрастной лестницы. В результате в школе первоклассники нередко впадают в состояние заторможенности, которое служит им своеобразной психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, отвлекаться, не отвечать на самые простые вопросы учительницы. И если вовремя не преодолеть это состояние, защитная броня может стать не пробиваемой и среди сверстников за ребёнком закрепится прозвище «копуша». Нередки жалобы на то, что дома ребёнок соображает нормально, а в школе способен целый час просидеть, уставившись в пустой лист бумаги. Причины, которые приводят к таким последствиям, родителям начинающих учеников нужно знать.

    Но уже через два часа от голода (от страха) у них начинает кружиться голова, и в результате в тетради появляются ошибки. Чем помочь? Прежде  всего перестаньте нервничать сами. Мамы и бабушки, напуганные сложностью школьной программы , впадают в панику. Их нервозность предаётся детям. Нельзя создавать ажиотаж в начале учёбы. 

       Детская неловкость. Подчас ребёнок бывает не расторопен потому, что у него пока непослушные, неловкие пальцы. В начальной школе, где обращается особое внимание на чистописание и аккуратность ( чего нельзя добиться, если у ребёнка  не развита мелкая моторика ), эти трудности выходят на первый план. Чем помочь? Помочь в тренировке послушных пальцев могут постоянные упражнения: складывание мозаики, нанизывание бус, вышивание, лепка.

       Медлительность. Если ребёнок от природы медлителен, нежно обратить внимание на то, чтобы он научился сам контролировать все свои школьные обязанности. Портфель лучше собирать с вечера. Не пытайтесь брать всё на себя. Ваша задача – только помогать. Чем помочь? Вовлекайте ребёнка в подвижные игры, старайтесь развивать навыки быстрых ответов. И после школы давать ему возможность хорошо отдохнуть. Нельзя сразу усаживать ребёнка за кроки, говоря “Сделал дело – гуляй смело”. Своё дело он сделал в школе и имеет право на отдых.

    Родительская гиперопека. В школе “Садовские” дети оказываются в более в выигрышном положении, чем “домашние”. Учителя не хотят ( и не могут ) возится с маленькими неряхами, неумейками, которым нужно постоянно напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны и принесли фломастеры. Такие дети чувствуют себя неуютно: учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. У родительской гиперопеки есть и другой существенный минус: она лишает ребёнка инициативы, парализует его волю. Если у такого ребёнка спросить: «во что ты любишь играть?» или « какой твой любимый мультфильм?» - он растеряется и будет оглядываться на маму, ожидая её подсказки.

        Часто дети, которых постоянно контролируют взрослые, начинают бояться ответов, и в скоре у них проявляется так называемый детский школьный  невроз. Чем помочь? В этом случае стоит обратить особое внимание на развитие у ребёнка навыков самостоятельности. Чтобы снять страх и неуверенность, дома можно разыгрывать ситуации, с которыми ваш первоклассник может столкнуться в школе.

      Постарайтесь дать алгоритм поведения в ситуациях, которые, по вашему мнению, могут вызвать психологическую трудность. В игре всё усваивается быстрее, и для большинства это оказывается гораздо более эффективным, чем долгие уговоры и объяснения.

 Многие родители думают, что умение читать, считать показывает, что ребёнок будет отлично учиться, но это не так. Психологическая готовность к учёбе выражается прежде всего в психологической готовности ребёнка принять на себя роль ученика, т.е осознать необходимость дисциплинарных правил, свои новые обязанности. Кроме того, ребёнок должен работать по образцу, обладать определённым уровнем развития мышления и речи, уметь обобщать, различать отдельные звуки в словах, что в дальнейшем необходимо для хорошей техники чтения и грамотности письма.     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первый раз в первый класс"

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости,  которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...

Презентация для родителей "Первый раз в первый класс"

Консультация для родителей об адаптации первоклассников к школе...