Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности
статья

Матвеева Юлия Юрьевна

Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности

Матвеева Юлия Юрьевна

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад № 384 г. Челябинска»

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Модернизация дошкольного образования подразумевает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности детского сада, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка к самореализации. В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетенции.

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица, а так же круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания.

Таким образом, становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».

Необходимость формирования ключевых компетенций определяется ФГОС ДО и формируются в ходе всего образовательно-воспитательного процесса в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.).

Как мы считаем, проектная деятельность учит:

- самостоятельно мыслить;

- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;

- прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коллектив нашего ДОУ стремится к созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, для развития эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.

В этой связи, основным результатом деятельности  дошкольного образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетентностей  воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

 На наш взгляд, формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов, широко применяемый педагогами нашего учреждения. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. В практике нашего детского сада используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные. Воспитателями вместе с детьми и родителями реализованы следующие проекты  «Вода, вода…»,  « Русская изба», «Этот загадочный космос», «Профессии моей семьи», «Мы – россияне!»,  «Внимание – дорога!», «В гостях у сказки», «Птичья столовая», «Путешествие в страну Здоровья», «Зелёный детский сад» и др.

Рассмотрим на примере проектной деятельности, как формируются ключевые компетентности дошкольников.

Проект: «Зимующие птицы Южного Урала». Проект ориентирован на детей средней группы (4 – 5 лет).

На первом этапе мы сформулировали проблему-цель «Каких птиц мы можем встретить зимой в нашем городе». На этом этапе решали различные задачи с целью формирования информационной компетентности у детей, включающей умение получать информацию, использовать различные источники; делать выводы, задавать вопросы. Дети входили в проблему, вживались в игровую ситуацию. На этом же этапе ставились задачи по развитию технологической компетентности у детей: формировать умение ориентироваться в ситуации, решать проблему разными способами (понаблюдать за птицами, прилетающими на участок ДОУ, в парках и скверах города, зарисовать, сфотографировать, сравнить), планировать этапы своей деятельности. Во время работы над проектом мы стремились воспитать у детей социально – коммуникативную компетентность: умение общаться, выслушивать своего сверстника, уступать, убеждать, прийти к общему мнению.  С помощью воспитателя и родителей они создавали альбом с фотографиями, выставку рисунков, узнавали интересный материал из книг и энциклопедий о зимующих птицах родного края. Как мы видим, на этом этапе развиваются информационная компетентность, технологическая и социальная. 

Проектная деятельность позволяет интегрировать и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей; позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира; является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной-исследовательской деятельности; способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, здоровье сберегающей, когнитивной, эмоциональной.

Использование метода проектов целесообразно для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.

Девизом этой деятельности могут служить слова Э.Хаббарда: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности

Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествозн...

Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...

«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.

  В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...

«Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности»

laquo;К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А. СухомлинскийВ современном обществе востребована об...