Главные вкладки

    Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Важной проблемой современного общества является проблема повышения экологической культуры у детей. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с детского сада.

    Цель проекта: разработать и на практике проверить систему образовательных действий , способствующих формированию ответственного отношения дошкольников к окружающей среде .

     

    Задачи:

    • формировать

    - положительное отношение ребенка дошкольника к природе;

    - потребность ребенка выразить себя в конкретных делах и творческих работах;

    • мотивировать ребенка к наблюдениям за природой;

    • развивать нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать интерес к окружающей природе;

    • расширить кругозор и активизировать внимание в области экологии и окружающего мира.

     

    Гипотеза – процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективным, если:

     

    1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;

     

    1. систематически проводить с воспитанниками экологические экскурсии, беседы; наблюдения в живой природе.

     

    1. Спроектировать исследовательскую и практическую деятельность ребенка по решению экологических проблем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya1.docx17.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Большакова Екатерина Григорьевна, воспитатель

    ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга

    Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

    Важной проблемой современного общества является проблема повышения экологической культуры у детей. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с детского сада.

    Цель проекта: разработать и на практике  проверить систему образовательных действий , способствующих формированию ответственного отношения дошкольников  к окружающей среде .

    Задачи:

    • формировать

                         - положительное отношение ребенка дошкольника к природе;

                         - потребность ребенка выразить себя в конкретных делах и         творческих работах;

    • мотивировать ребенка к наблюдениям  за природой;
    • развивать нравственно-эстетические чувства  дошкольников, прививать интерес к окружающей природе;
    • расширить кругозор и активизировать внимание в области экологии и окружающего мира.

    Гипотеза – процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективным, если:

    1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;

    1. систематически проводить с воспитанниками экологические экскурсии, беседы; наблюдения в живой природе.

    1. Спроектировать  исследовательскую и практическую деятельность ребенка  по решению экологических проблем.

    Этапы работы над проектом.

    1. Подготовительный этап.

    Проведение мониторинга: анализ сформированности личных качеств, системы знаний у детей и осознанного отношения их к природе. Изучение проблемы в педагогической литературе. Разработка диагностических  анкет.

    1.  Этап реализации.
    • Разработка системы воспитательно-образовательной  работы по формированию экологической культуры у дошкольников (основными видами деятельности являются: игры, видеоэкскурсии, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические путешествия , викторины, выпуск стенгазет и др.;
    • Вовлечение детей в совместную деятельность, путём применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;
    • Участие в экологических конкурсах различного уровня.
    • Проведение промежуточной диагностики по выявлению у воспитанников уровня знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми.

    1. Обобщение и предъявление результатов.

    Анализ данных исследования, формулирование выводов, составление методических рекомендаций по формированию экологической культуры дошкольников.

    Как результат формирования экологической культуры у дошкольников можно охарактеризовать следующими показателями:

    • Повышение уровня информированности;
    • Повышение интереса к природе родного края;
    • Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
    • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку

     ( ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды);

    • Потребность  в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
    • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

    План реализации проекта.

    1 этап – подготовительный

    Цель: развитие интереса к окружающему миру

    Формы и методы

    Содержание работы

    Интеграция образовательных областей

    1.Мониторинг  «отношение ребенка  к окружающему миру, природе»

    Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале (высокий, средний и низкий уровни)

    Познавательные

    -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;

    Коммуникативные

    - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;

    Личностные

    - наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога;

    - освоение личного посильного участия в охране окружающего мира;

    - ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения»,

    «родина», «природа»

    2.Сезонные экскурсии в лес.

    Наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы.

    3.Экологические акции «Помоги птицам. Кормушка для пернатых»

    Изготовление кормушек и развешивание их на территории ДОО  и систематическая  подкормка птиц.

    4.Экскурсия в «Зоологический музей»- ( с родителями )

    Знакомство с животными и растениями леса ,редкими видами животных и растений.

    5. Видео путешествие «Всё о птицах»

    Беседа и рассказ о птицах живущих в городе. Знакомство с редкими видами городских птиц.

    6.Экологическая кругосветка

    Совместное проведение экологической игры педагогами , родителями и старшими дошкольниками

    7.Конкурс рисунков «Природа вокруг нас», «Береги природу»

    Выставка совместных с родителями творческих работ  в рамках проекта

    2 этап – Основной .Организация  образовательных мероприятий  по формированию экологической культуры

    Цель: включению дошкольников  в коллективно-творческие дела  по формированию экологической культуры с большей степенью самостоятельности воспитанников

    1. - экскурсии по знаменитым паркам города ( совместно с родителями)

    Знакомство с памятниками природы и создание фотоальбомов.( совместно с родителями)

    Личностные

    - Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу;

    - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) и уметь объяснять конкретные простые поступки;

    - учиться с помощью взрослого и  самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения;

    - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

    - уметь видеть и оценивать красоту окружающего мира;

    - развитие интереса к  исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

    Познавательные

    - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

    Коммуникативные

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого рассказа);

    - слушать и понимать речь других;

    - вступать в беседу;

    2.  игра «что я знаю о  природе;

    - игры (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери»)

     обсуждение , выражение своего мнения

    3. Экологические викторины

    викторина-игра «Берегите природу!»

    4. Дистанционные конкурсы различного уровня:

    конкурс «Хочу всё знать»

    - всероссийский конкурс «Радуга проектов»

    Организация коллективно- исследовательской  деятельности с помощью педагога.

    6. вечер досуга «Осенние посиделки», «Здравствуй, Птичья страна!» и др.

    Участие в разработке и проведении досуговых мероприятий

     7. Мониторинг «Моё отношение к природе».

    Заполнение диагностических анкет, формулирование выводов,

    3 этап – Заключительный .Коллективно-творческие дела по теме Экология  и посильный вклад в улучшение ее состояния

    Цель: организация работы с воспитанниками  по улучшению  состояния окружающей среды и экологии

    - детская конференция

    «О главном»;

    выступления – презентации ( совместно с родителями)

    Личностные

    - оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

    - ценить базовые ценности «добро», «культура поведения»,

    «родина», «природа»;

    - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    - в предложенных ситуациях, уметь делать выбор, какой поступок совершить;

    - воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

    Познавательные

    - использование полученных знаний, умений и навыков в экологически деятельности;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;

    Коммуникативные

    - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    - учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    -игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы»,

    «Птицы», «Звери»);

    Групповое обсуждение ,вопросы, дискуссия.

    - наблюдение за птицами;

    Создание фотоальбома или составление слайдов с описанием птиц.

    2. Дистанционные конкурсы различного уровня:

    - всероссийский конкурс «Человек и природа»;

    и другие.

    Организация коллективно- исследовательской  деятельности под педагога

    3.  Операция «Покорми птиц»

    Разработка и организация конкурса «Юные орнитологи»

    4. «Экологические кругосветки»

    Организация и проведение   интересных и  познавательных презентаций

    6. Диагностика экологической культуры воспитанников (опрос, анкетирование)

    Заполнение диагностических анкет, формулирование выводов, осуществление самооценки личностных качеств.

     

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Повышение экологической культуры дошкольников.
    2. Повышение развития познавательных способностей воспитанников.
    3. Повышение педагогического мастерства воспитателя

    Список литературы

    1. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21
    2. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. - №3.
    3. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7.
    4. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.
    5. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
    6. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996
    7.    Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
    8. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности

    Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествозн...

    Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

    Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...

    «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

    Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

    Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

    Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...

    Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

    Экологическое воспитание осуществляется в детском саду, как в повседневной жизни так и на занятиях.То что окружает ребенка -это прежде всего природа.С первых дней своей жизни ребенок являетсяпервооткр...

    Тема выступления Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...

    Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

    Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...