Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по окружающему миру на тему

Важной проблемой современного общества является проблема повышения экологической культуры у детей. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с детского сада.

Цель проекта: разработать и на практике проверить систему образовательных действий , способствующих формированию ответственного отношения дошкольников к окружающей среде .

 

Задачи:

  • формировать

- положительное отношение ребенка дошкольника к природе;

- потребность ребенка выразить себя в конкретных делах и творческих работах;

  • мотивировать ребенка к наблюдениям за природой;

  • развивать нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать интерес к окружающей природе;

  • расширить кругозор и активизировать внимание в области экологии и окружающего мира.

 

Гипотеза – процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективным, если:

 

  1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;

 

  1. систематически проводить с воспитанниками экологические экскурсии, беседы; наблюдения в живой природе.

 

  1. Спроектировать исследовательскую и практическую деятельность ребенка по решению экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya1.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Большакова Екатерина Григорьевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Важной проблемой современного общества является проблема повышения экологической культуры у детей. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с детского сада.

Цель проекта: разработать и на практике  проверить систему образовательных действий , способствующих формированию ответственного отношения дошкольников  к окружающей среде .

Задачи:

  • формировать

                     - положительное отношение ребенка дошкольника к природе;

                     - потребность ребенка выразить себя в конкретных делах и         творческих работах;

  • мотивировать ребенка к наблюдениям  за природой;
  • развивать нравственно-эстетические чувства  дошкольников, прививать интерес к окружающей природе;
  • расширить кругозор и активизировать внимание в области экологии и окружающего мира.

Гипотеза – процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективным, если:

  1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;

  1. систематически проводить с воспитанниками экологические экскурсии, беседы; наблюдения в живой природе.

  1. Спроектировать  исследовательскую и практическую деятельность ребенка  по решению экологических проблем.

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный этап.

Проведение мониторинга: анализ сформированности личных качеств, системы знаний у детей и осознанного отношения их к природе. Изучение проблемы в педагогической литературе. Разработка диагностических  анкет.

  1.  Этап реализации.
  • Разработка системы воспитательно-образовательной  работы по формированию экологической культуры у дошкольников (основными видами деятельности являются: игры, видеоэкскурсии, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические путешествия , викторины, выпуск стенгазет и др.;
  • Вовлечение детей в совместную деятельность, путём применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;
  • Участие в экологических конкурсах различного уровня.
  • Проведение промежуточной диагностики по выявлению у воспитанников уровня знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми.

  1. Обобщение и предъявление результатов.

Анализ данных исследования, формулирование выводов, составление методических рекомендаций по формированию экологической культуры дошкольников.

Как результат формирования экологической культуры у дошкольников можно охарактеризовать следующими показателями:

  • Повышение уровня информированности;
  • Повышение интереса к природе родного края;
  • Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку

 ( ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды);

  • Потребность  в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный

Цель: развитие интереса к окружающему миру

Формы и методы

Содержание работы

Интеграция образовательных областей

1.Мониторинг  «отношение ребенка  к окружающему миру, природе»

Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале (высокий, средний и низкий уровни)

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;

Личностные

- наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога;

- освоение личного посильного участия в охране окружающего мира;

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения»,

«родина», «природа»

2.Сезонные экскурсии в лес.

Наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы.

3.Экологические акции «Помоги птицам. Кормушка для пернатых»

Изготовление кормушек и развешивание их на территории ДОО  и систематическая  подкормка птиц.

4.Экскурсия в «Зоологический музей»- ( с родителями )

Знакомство с животными и растениями леса ,редкими видами животных и растений.

5. Видео путешествие «Всё о птицах»

Беседа и рассказ о птицах живущих в городе. Знакомство с редкими видами городских птиц.

6.Экологическая кругосветка

Совместное проведение экологической игры педагогами , родителями и старшими дошкольниками

7.Конкурс рисунков «Природа вокруг нас», «Береги природу»

Выставка совместных с родителями творческих работ  в рамках проекта

2 этап – Основной .Организация  образовательных мероприятий  по формированию экологической культуры

Цель: включению дошкольников  в коллективно-творческие дела  по формированию экологической культуры с большей степенью самостоятельности воспитанников

1. - экскурсии по знаменитым паркам города ( совместно с родителями)

Знакомство с памятниками природы и создание фотоальбомов.( совместно с родителями)

Личностные

- Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу;

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) и уметь объяснять конкретные простые поступки;

- учиться с помощью взрослого и  самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- уметь видеть и оценивать красоту окружающего мира;

- развитие интереса к  исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Познавательные

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого рассказа);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу;

2.  игра «что я знаю о  природе;

- игры (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери»)

 обсуждение , выражение своего мнения

3. Экологические викторины

викторина-игра «Берегите природу!»

4. Дистанционные конкурсы различного уровня:

конкурс «Хочу всё знать»

- всероссийский конкурс «Радуга проектов»

Организация коллективно- исследовательской  деятельности с помощью педагога.

6. вечер досуга «Осенние посиделки», «Здравствуй, Птичья страна!» и др.

Участие в разработке и проведении досуговых мероприятий

 7. Мониторинг «Моё отношение к природе».

Заполнение диагностических анкет, формулирование выводов,

3 этап – Заключительный .Коллективно-творческие дела по теме Экология  и посильный вклад в улучшение ее состояния

Цель: организация работы с воспитанниками  по улучшению  состояния окружающей среды и экологии

- детская конференция

«О главном»;

выступления – презентации ( совместно с родителями)

Личностные

- оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- ценить базовые ценности «добро», «культура поведения»,

«родина», «природа»;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, уметь делать выбор, какой поступок совершить;

- воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Познавательные

- использование полученных знаний, умений и навыков в экологически деятельности;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

-игры по блокам (Темы: «Растения», «Насекомые», «Рыбы»,

«Птицы», «Звери»);

Групповое обсуждение ,вопросы, дискуссия.

- наблюдение за птицами;

Создание фотоальбома или составление слайдов с описанием птиц.

2. Дистанционные конкурсы различного уровня:

- всероссийский конкурс «Человек и природа»;

и другие.

Организация коллективно- исследовательской  деятельности под педагога

3.  Операция «Покорми птиц»

Разработка и организация конкурса «Юные орнитологи»

4. «Экологические кругосветки»

Организация и проведение   интересных и  познавательных презентаций

6. Диагностика экологической культуры воспитанников (опрос, анкетирование)

Заполнение диагностических анкет, формулирование выводов, осуществление самооценки личностных качеств.

 

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Повышение экологической культуры дошкольников.
  2. Повышение развития познавательных способностей воспитанников.
  3. Повышение педагогического мастерства воспитателя

Список литературы

  1. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21
  2. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. - №3.
  3. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7.
  4. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.
  5. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
  6. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996
  7.    Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
  8. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...

«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду, как в повседневной жизни так и на занятиях.То что окружает ребенка -это прежде всего природа.С первых дней своей жизни ребенок являетсяпервооткр...

Тема выступления Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности.

Формирование экологической культуры  дошкольников средствами проектной деятельности....