Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дорохова Ирина Викторовна

Развитие коммуникативных навыков - актуальная тема .Из -за экранной зависимости детей ,из -за редких коллективных игр во дворах,большая часть детей  не умеют общаться,дискомфорт чувствуют среди людей.

Большую помощь могут оказать коммуникативные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков общения дошкольников

Конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.

 Правильная организация по развитию коммуникативных навыков дошкольников способна дать эффективный и надежный результат.

 Многочисленными исследователями доказано: опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.

У многих детей уже в дошкольном возрасте возникает и закрепляется негативное отношение к другим, что может вызвать весьма печальные последствия в будущем. Дефицит общения мешает активному развитию личности, способствует формированию замкнутости, тревожности, агрессивности. Также одной из причин нежелания ходить в детский сад являются проблемы взаимоотношений с детьми в группе в результате неумение устанавливать с ними соответствующий контакт. 

В дошкольный  период основное взаимодействие детей между
собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования.

Трёхлетние дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу другого малыша, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом чувствуют общую непосредственную радость. Через эту общность дети пробуют и утверждают себя.
Трехлетние дети еще не умеют играть друг с другом, особенно когда в
играх присутствуют привлекательные игрушки. Общение малышей еще не связано с предметами и игрой. Новая игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Важно лишь чтобы партнер по играм был такой же, чтобы он делал и чувствовал тоже самое ,что и сам малыш. Младшие дети действуют одновременно и одинаково, рядом, но не вместе .
Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя.  
Таким образом, несмотря на странность и стремительность, такое эмоциональное общение очень полезное, но только до 4 лет .

 После четырех лет общение (в особенности у детей,
посещающих детский сад) со сверстником становится более привлекательным, чем общение со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. И этом возрасте зачастую диалог  распадается вследствие неумения услышать партнера. Каждый говорит о своем, демонстрирует свои достижения и совсем не реагирует на высказывания партнера . В начале, в младшем дошкольном возрасте одной из наиболее
результативных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели и тому подобное). Основной задачей первого этапа является формирование внимания к сверстнику. В таких играх, как "Зеркало", "Испорченный телефон", "Эхо", дети должны повторить действия или слова партнера.

Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке,(адаптация )именно игры со сверстниками под умелым руководством взрослого могут скрасить первое время пребывания в детском саду.

Сначала это игры на знакомство детей друг с другом: «Колокольчик», «Эхо?», «Чей голосок?» и другие)

Затем рекомендуется использовать самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).

Затем возможно использование более сложных игр, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

 О.А. Акулова большое внимание уделяла театрализованным играм. Она  считала, что в играх-драматизациях дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизаций являются игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей:
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной подготовки [

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Ценность игр-инсценировок и в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- должен обладать чувством собственного достоинства;
- должен обладать установкой положительного отношения к миру,
другим людям и самому себе;
- может выражать свои мысли и желания;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять
свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- должен стараться разрешать конфликты.

Литература:

  • 1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2015. - 142 c.
  • 2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.
  • 3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.
  • 4. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2015. - 551 с.
  • 5. Карабанова, О. А.Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2016. -96 с.

  • 6. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 6-7
  • 7. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2014. - 151 с.
  • 8. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук. - Кишинев: Штиинца, 2015. - 99 с.
  • 9. Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ А.В. Чернецкая. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2014.- 512 с.
  • 10. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре/ Е.И. Щербакова. - Москва: Просвещение, 2016. - 80 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...

Дидактическое пособие для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста "Многофункциональный кубик".

Дидактический материал, содержит несколько вариантов игры, которые способствуют общему развитию речи детей....