Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Анастасия Владимировна Пашинина (Попкова)

информация к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информация к педсовету26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста

В последнее время  в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста  все чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевой игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру видеофильмов и телепередач и т. д.), что игра уходит из жизни ребенка, что она не развивается, что становится более примитивной по тематике и по содержанию. С другой стороны некоторые авторы отмечают стремление отдельных воспитателей превратить игру в «заорганизованное массовое действо», в средство «проработки программного материала» (Н.Я. Михайленко,  Н.А. Короткова) [36, С.49]. 

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения — преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Для детей, свободно владеющих различными способами построения игры свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня. [36, С.49].

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. [36, С.50].

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая  человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается ему от сверстников или старших детей (братьев, сестер), уже овладевших игровыми навыками,  или от взрослых (воспитателей, родителей). Естественным образом это происходит, если ребенок находится в разновозрастном детском коллективе или семье, в которой воспитывается несколько детей. В такой группе игра проявляется во всей своей полноте: старшие дети используют знакомые им способы развертывания сюжета, построения игры, а младшие подключаются на доступном им игровом уровне, накапливают игровой опыт, чтобы в дальнейшем передать его другому поколению младших дошкольников. Но, посещая дошкольное учреждение, ребенок в основном находится в коллективе своих сверстников, а не в разновозрастной группе. Поэтому более актуальным становится другой путь обучения ребенка игровым умениям – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнер ребенка по игре. Воспитатель знакомит ребенка с новыми способами построения игры, направляет  на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создает условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно,  в игре недопустимо со стороны взрослого  принуждение, навязывание  темы, игровых ролей, формы игры, партнеров для играющих детей. Ребенок сам выбирает свою игру [36, С.50].

В целом в педагогическом процессе необходимо различать по отношению к сюжетно-ролевой игре две составляющие:

·       совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются  новые игровые умения;

·       самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для  активизации имеющегося у детей арсенала  игровых умений.

Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе, но их удельный вес изменяется в зависимости от возраста детей и степени овладения ими игровыми навыками.

Оценивая уровень развития игровой деятельности дошкольников,  прежде всего, отмечают умение ребенка включать в игру

·       условные действия с предметом;

·       ролевые диалоги;

·       комбинации разнообразных игровых событий.

 Диапазон игровых умений детей  различного возраста существенно различается (см. табл. 1) [36, С.51].

Таблица 1.

Диапазон игровых умений

     1,5 - 3 года

  3-5  лет

      5-7 лет

Ребенок младшего дошкольного возраста

Ребенок среднего дошкольного возраста

Ребенок старшего дошкольного возраста

может осуществлять условные действия с  игрушками и предметами-заменителями, выстраи-вает их в смысловые цепочки, вступает в кратковременный контакт с сверстником

может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами  и ролевую речь, вступает в ролевые взаимоотношения с  партнером-сверстником

может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия

 

Для перевода дошкольников на новую, более высокую ступень развития игры детям необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывать индивидуальные замыслы в общем сюжете игры и вступать в ролевое взаимодействие.

Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.        

Чтобы определить, какими игровыми умениями уже владеют дети, и выбрать соответствующие методики для дальнейшего развития игры, необходимо обратить внимание на следующее:

- используют ли дети в своей игре предметы-заместители;

- принимают ли они на себя роли, вступают ли в ролевой диалог;

- играют ли все время в одно и то же или выдумывают новые сюжеты, объединяют ли в сюжете разные темы и какие;

- легко ли вступают дети в совместную игру со сверстниками.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребенка-дошкольника. Непринужденный характер игры выражается в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, “правильного” использования. Творческая свобода игры выражается и в том, что ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая во время игры максимальное удовольствие.

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней: ребенка  

1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;

2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами

3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

В педагогике существуют различные подходы к определению содержания понятия «педагогические условия». Например, О. Артамонова определяет педагогические условия как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение исследовательских задач [1, С.5].

Под педагогическими условиями формирования мы понимаем совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, разработанного на базе современных технологий.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Успешность выделения условий зависит от четкости определения структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью или результатом, которые должны быть достигнуты, а также от понимания того, что совершенствование, как правило, достигается за счет реализации не одного, а целого ряда условий, их комплекса [1, С 67]. На определенных этапах условия могут выступать как результат, достигнутый
в процессе их реализации.

К педагогическим условиям относятся те, которые создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов. В основании этих процессов - деятельность [2, С.78].

Во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка.

Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен  решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью,  окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает  опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых  игровых способов познания действительности. Ребенок  поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи   ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.

Во – первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту  исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность  -  воображаемая ситуация.

Во – вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию,  невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация  вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой  особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения [36, С.50].

Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную  основу.

Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим [10, С.29].

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей [8, С.10].

Итак, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые педагогические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой         деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Детская игра заключает в себе два слоя: слой предметно-символический или сюжетно-игровой и слой собственно взаимоотношений, развертывающийся по ходу и в связи с осуществлением игровой символической деятельности. Вот эта особенность сюжетно-ролевой игры и создает условия для развертывания у играющих детей рефлексии, направленной на осознание схемы совершаемой деятельности, а также на осознание своего собственного места, своей позиции по отношению и к деятельности, и к лицам, ее осуществляющим. При этом дети, умеющие играть, одновременно движутся и в сфере конкретной реализации роли, эпизода, и в сфере планирования не только своей деятельности, но зачастую и деятельности других партнеров [26, С.628].

Исследуя показатели, что и в этих условиях возможно рассогласование деятельности. Оно возникает тогда, когда один из играющих почему-либо уклоняется от точного выполнения действий, заданных сюжетом-образцом. В этих ситуациях дети тотчас выходят из заданных ролевых отношений и делают замечания друг другу по поводу допущенных нарушений. Этот тип взаимоотношений был назван реальным в отличие от игровых взаимоотношений, репрезентируемых самим сюжетом игры.

Подготовила:

воспитатель А.В. Попкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...

Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» подготовительная группа

Перспективный план позволит педагогам в формировании двигательных умений и  навыков у детей 6-7 лет. (программа Детство Т.И. Бабаева)...

Использование подвижных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста

Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое...

5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

        1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста...