"Детский Мастер - класс"
материал (подготовительная группа)

Мунина Татьяна Валерьевна

Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл det_master-klass.docx30.83 КБ
Файл ssylka.docx10.45 КБ

Предварительный просмотр:

Детский «Мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

2 слайд

Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п.1.4.)

С введением в действие Федеральных государственных стандартов  дошкольного образования в жизнь педагогов дошкольных образовательных организаций вошёл термин «культурные практики». По определению Н. Б. Крыловой культурные практики -  это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересов ребёнка, виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающихся с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.

В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности.

В своей педагогической деятельности мы искали практики, при реализации которых можно получить проявления детской инициативы и самостоятельности.

Надо было создать такие условия, которые позволят ребёнку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести опыт и быть ответственным за результаты своей деятельности.

3 слайд

Во второй половине учебного года, в средней группе на занятиях продуктивными видами деятельности, некоторые наши воспитанниками заканчивали свою работу раньше своих сверстников. Чтобы они не отвлекали своих товарищей, мы стали привлекать их оказывать посильную помощь остальным детям, становясь таким образом «помощниками воспитателя». Наблюдая за детьми в ходе образовательной деятельности, мы заметили, что у детей появилась заинтересованность и все больше было желающих стать нашими помощниками, проявляя таким образом инициативу и самостоятельность.

В дальнейшем мы заметили, что дети, научившись чему - нибудь интересному, стали проявлять желание поделиться своим опытом со сверстниками.

И тут у нас возникла идея организовать такую практику «Детский мастер-класс», где ребёнок передаёт свой опыт другим детям, желающим научиться.

 Детский мастер-класс это эффективная форма организации  детской  деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

4 слайд

Цель: создать условия для формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формирование потребности в совместной деятельности со сверстниками.

2. Создание условий для развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3.  Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

4. Воспитание культуры общения со сверстниками, вежливости, доброжелательности, ответственности.

5. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.

На наш взгляд — это очень эффективная форма организации детской деятельности.

5 слайд

Организация и проведение «Мастер – класса» происходит на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, также в фронтальной, подгрупповой, индивидуальной формах деятельности.

Эффективным методом в работе является - наблюдение за детьми. Анализ результатов этих наблюдений позволяют создавать условия, которые помогают детям реализовывать и достигать их собственные цели.

Ёще одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы, которую мы используем, является утренний круг, групповой сбор. На нем дети выражают свое желание, готовность организовать и провести «Мастер – класс», предлагают тему.

Наглядный, словесный, практический и игровой  методы также являются неотъемлемой частью при организации и проведении «Мастер – класса».

6 Слайд

В процессе работы стало понятно, что для проведения «Мастер – класса» необходимо соблюдать правила, которые были также обсуждены и записаны  с детьми на групповом сборе:

Правила:

- выступая, говорим громко, внятно, не торопясь;

- слушаем внимательно, не перебивая Мастера;

- вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ;

- вопросы задаём вежливо;

-не стесняемся задавать вопросы;

- все работы признаются ценными, плохих работ не бывает;

- благодарим «Мастера» за проведенный «Мастер – класс» и представленный опыт.

7 слайд

Работа над «Мастер-классом» происходит в несколько этапов.

I этап - выбор темы «Мастер – класса», она может быть любой. Она предлагается на утреннем круге (групповом сборе) самим Мастером или дети предлагают сами интересующую их тему.

II этап- обсуждение содержания «Мастер - класса». Обсуждение происходит индивидуально с мастером. Обговаривается план выступления, необходимость вовлечения родителей, какие материалы, атрибуты, оборудование будут нужны во время проведения «Мастер – класса».

8 слайд

III этап – презентация (представление) «Мастер - класса». Форма представления может быть самой разной -  это могут быть загадки, стихи, проблемные ситуации, сказочные истории и т.д.

9 слайд

IV этап – представление опыта «мастером». На этом этапе ребенок «мастер» пошагово рассказывает о том, как был изготовлен (нарисован, сделан) данный продукт.

10 слайд    

V этап – практическая часть, на которой участники выполняют свою работу, если кто то затрудняется, то «Мастер» может подсказать или оказать практическую помощь.

11, 12 слайд - фото

13 слайд

VI этап – презентация продуктов деятельности, оформление выставки.

VII этап – благодарность «Мастеру».

14 слайд

Ценностью  детских мастер-классов является:

Для  детей,  дающих мастер-класс:

- Приобретение опыта публичных выступлений;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Возможность почувствовать  себя успешным, значимым, лидером;

- Формирование ответственности;

- Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

- Овладение новыми способами действий;

- Приобретение опыта коллективной деятельности;

- Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.

- Развитие вопросительности;

- Стимул самостоятельного поиска новых  способов действий.

15 слайд

Ценностью  детских мастер-классов:

Для педагога:

- способ поддержки детских инициатив;

- способ сплочения группы;

- возможность сделать  образовательный процесс увлекательным  для детей;

- возможность посмотреть  на своих воспитанников  со стороны;

возможность  выстроить сотрудничество  с родителями.

Для родителей:

- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;

- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

- способ участия в реализации образовательной программы;

- открыть неизвестные стороны собственного ребенка;

- испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

16 слайд – Видео

17 слайд – Ссылки

 в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

В связи с этим появилась потребность в новых педагогических подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. 

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами являются:

-проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности,

-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности,

-ребенок способен к волевым усилиям,

-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

-способен к принятию собственных решений.

Итак, давай те проверим, что у вас получилось…

Таким образом, развитие инициативы, является одной из основополагающей установкой социальной ситуации развития ребенка.

Инициативность является непременным условием познавательной и творческой деятельности ребенка. Только в процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, приобретает социальный опыт, в процессе которого происходит развитие психических процессов, формирование личностных качества.

 каких формах организации детской деятельности проявляется инициатива

  • совместная организованная деятельность,
  • совместная деятельность,
  • самостоятельная деятельность,

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются • Конвенция ООН о правах ребенка • Конституция Российской Федерации • Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Современные формы работы с детьми в ДОУ Современные тенденции к быстрому поглощению информации требуют соответствующих подходов, могущих заинтересовать детей. Внедрение в процесс образования нетрадиционных технологий оказывает позитивное влияние на мотивацию к дальнейшему обучению. Инновационный подход включает такие формы педагогического взаимодействия, как: Словесная — занимает лидирующее положение по объему применения в связи с постоянным воздействием на детей со стороны воспитателя. Хотя эта форма долгое время находилась в приоритете и не считается чем-то новым, ее пользу нельзя недооценивать; Наглядная — по существу также не является новой формой, но должна использовать для реализации последние технологические достижения. Современный ребенок, привыкший к ноутбуку и планшету, вряд ли заинтересуется бумажными карточками, но будет способен воспринимать демонстрацию с экрана; Практическая — позволяет овладевать новыми умениями и навыками и закреплять базовые. При этом преподаватель должен применять весь спектр доступных ему современных практических методик.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63291-qqq-18-m5-formy-raboty-s-detmi-v-dou-po-fgos

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Методы индивидуализации образовательного процесса.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. 

Формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

  • формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать групповой сбор для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.

В течение дня групповых сборов может быть несколько:

-1-ый сбор (утренний) - после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий сбор - после дневного сна.

ППРС

Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который обеспечит выбор деятельности по интересам, позволяющий ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это одно из требований Стандарта. Какие еще требования к среде определяет Стандарт?

Предлагаю каждой компании рассмотреть фотографии. (Приложение №4) Дайте характеристику среды согласно требованиям к ее условиям с позиции проявления инициативности.

Отметьте в дневниках основные требования к предметно- пространственной развивающей среде

Вы, верно, определили основные требования к ее условиям, согласно ФГОС

Следующий шаг – как активизировать ребенка в среде ?

Обогащение образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости с разнообразной детской деятельностью. Учитывая то, что предметно - развивающая среда должна выполнять не только образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но и должна быть направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности в выборе деятельности, при проектировании образовательного процесса, необходимо учитывать сферу инициативности

В педагогической практике выделены несколько сфер инициативы:

- творческая (Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника, включенность в какую либо деятельность связанную с творческой деятельностью).

- целеполагания и волевого усилия (умение ставить цель деятельности).

- коммуникативная (это установление отношений ребенка с взрослым и сверстниками)

- познавательная (стремления к деятельности).

Эти сферы определяются конкретными видами деятельности, определяемые Стандартом.

2. Направление: «Социализация»
2.1 «Говорящие стены» 



Предварительный просмотр:

Ссылки на презентацию «Детский Мастер – класс»

https://cloud.mail.ru/public/dxWE/Na8UeG54Y

https://cloud.mail.ru/public/3JRv/iLoTGPfd6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский мастер-класс "Закружила, замела Вьюга белые леса"

Мастер-класс для детей подготовительной группы владеющих грамотой и элементарными навыками работы с компьютером....

Детский мастер-класс.Овечка в загоне

Данный МК является составной частью комплексного занятия:  http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/17/4konspekt_ovechki_v_zagone.docx...

ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС (в помощь педагогу)

Мастер-класс как метод обучения широко используется в образовании взрослых. Я же решила попробовать применить мастер-класс, как метод творческого, интеллектуального и речевого развития детей. Наш маст...

Конструирование. Детский мастер-класс "Домик из берёзовых брёвнышек"

Презентация поможет познакомить детей с порядком работы по созданию домика....

Конструирование. Детский мастер-класс. Танк.

Танк. В основе поделки - втулки от туалетной бумаги. Детский мастер-класс поможет объяснить порядок создания поделки....

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...

Детско-взрослый проект «Детский мастер – класс»

Участие в Выставка-ярмарка педагогических идей» для дошкольных образовательных организаций в рамках XVII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. К...