Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
статья

Доклад на педсовете для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits.zdor_.sber_.tehnologii.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.        

        На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам, которые направлены на воспитание здоровых физически и психологически детей, обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

        Здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

        В практике работы в детских садах применяются разнообразные формы работы, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг,фитбол – гимнастика на мяче, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.

 ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».

 гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .Основу жизни составляет дыхание. Правильное дыхание — основа здоровья и долголетия. Все живые существа, и человек в том числе, с рождения дышат при помощи диафрагмы. Однако в экстремальных ситуациях, мы начинаем дышать грудью и животом одновременно, и наш организм испытывает недостаток кислорода. Для того, чтобы снять стресс и усилить иммунитет, человеку необходимо освоить технику правильного дыхания. В этом  помогает метод биологической обратной связи (БОС – Здоровье),который  является частью инновационной технологии Александра Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру.Технология "БОС — Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией (такие дети составляют 68 %)необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Эстетикотерапия - это целебность домашней одежды. В здоровом теле, еще по наблюдениям древних, здоровый дух. Доброе настроение («здоровый дух») способствует нормализации обменных процессов и регуляционных механизмов улучшающей здоровье. Красивая и удобная одежда как раз и поднимает настроение, вызывает удовлетворение, особенно проявляющееся в домашних условиях после напряжённого трудового дня.Руки - постоянно работающая часть нашего тела - нуждается в усиленном кислородном обмене. Правильному кожному дыханию, а следовательно, и нормальному самочувствию способствуют все эти решётки разных сортов, дырочки (кружева, филейные мережки, ришелье, тюлевые ткани и т. п.). Свободный покрой моделей одежды сохраняет естественное тепло. А пространство между тканью и теплом при движении производит воздушный массаж.Крашение тканей одежде терапевтический эффект, знакомый всем по ощущению глубокого отдыха на тщательно простиранном и выбеленном на солнце белье. Ведь белое - символ покоя, мира, света, добра.Рисунок, комбинация фигур тоже наряду с расцветкой тканей, характеризуется биоэнергетически различными диапазонами частот собственного излучения. Треугольник - низкочастотный, четырехугольник - высокочастотен. Смешанные конфигурации могут оказываться низкочастотными (что опасно для жизни!) и высокочастотными. Вот почему исследователи рассматривают покрой одежды (форму) именно в сочетании с расцветкой ткани как уникальную цветоформу с присущим ей энергетическим воздействием сетчатку глаз.Правильный выбор геометрических форм и цвета выполняет адаптационную (приспособительную) функцию в биоэнергетической структуре среды обитания, а разумная, отрегулированная биоэнергетика жилища, домашней одежды и украшений уменьшает энергетические потери человека, способствуя сохранению психического и физического здоровья, увеличивая работоспособность, повышает устойчивость к стрессовым ситуациям.Личный вкус, индивидуальный выбор расцветок и рисунка, покрой одежды по личностным меркам привносит в наше общение особые тональности, бережно охраняемые в культуре.

Биоэнергопластика развивает внимание, воображение,развивает пространст-венное мышление,стимулирует развитие речи,быстроту реакции и воспитывает эмоциональную выразительностьТермин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.«Чем больше уверенности в детской руке, тем ярче речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.»В.А.Сухомлинский

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Апитерапия. Лечение продуктами пчеловодство. Наружно и внутрь.

Камнетерапия,металлотерапия (медетерапия (медь, монеты до 1961 года), термосталехирурготерапия, серебротерапия) - это целительные металлы. Свойства некоторых металлов, действуют на здоровье человека. Кто не знает, как вредно производство, где присутствует, например, свинец и ртуть. И совсем другое дело - серебро, стоит его опустить в воду на некоторое время, и она обретает целительность.

3. Коррекционные технологии:

1.Арттерапия В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и

переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии: Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Кинезотерапия это музыкально – пластическое искусство отражающая жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из психоэмоциональной сферы человека бессознательно извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и регуляции психомоторного состояния.

Виды кинезотерапии: коррекционная ритмика, танцетерапия,ритмопластика,психогимнастика.  Психогимнастика относится кинновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления егопсихического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется. Психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т. д.

  Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:песочная терапия – игротерапия (игры с песком).

Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу.

Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия - участки тела, куда проецируется анатомическое строение человека в уменьшенном виде. Организм и системы соответствия активно взаимодействуют. Малейшая патология в органе отражается в зоне его проекции, а стимуляция этой зоны оказывает нормализующее действие на орган.

Наши руки и знания всегда с нами. Воздействовать на точку можно с помощью массажных колечек, специальных магнитов, звездочек, специальных или природных игл, семян, камушков… Метод особенно полезен детям.

Су" по-корейски - кисть, "Джок" - стопа.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Фитомодуль предполагает использование комнатных растений с выраженными фитонцидными и газопоглатительными свойствами для уменьшения микробной и химической загрязненности воздуха.Фитомодули – это специально оформленные композиции из обычных комнатных растений, которые позволяют очищать воздух, адсорбировать пыль, а так же оказывать общее благоприятное и оздоравливающее воздействие на организм человека.Ученые давно пришли к выводу, что комнатные растения улучшают состав воздуха, благотворна влияя на самочувствие и мозговую деятельность человека. Где, как ни в детском саду дети находятся большую часть времени, однако воздушная среда современных ДОУ, к сожалению, далеко не идеальна. Выход прост – прибегнуть к помощи фитомодулей, которые служат фильтром вредных веществ, являются детоксикаторами и ионизаторами воздуха.

Особое значение в укреплении здоровья детей, координации всестороннего физического и психического развития, придается построению двигательной предметно - развивающей среды. Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор физкультурного оборудования и спортивного  инвентаря.

     Наиболее интересно и результативно использование нестандартного игрового оборудования, объединяющее физкультуру с игрой.

  1. Дорожки. Способствуют развитию всех видов основных движений, равновесию, профилактике плоскостопия, внимания. Знакомят со свойствами предметов и со словами, обозначающими их.

     2. «Разноцветные канатики»

Можно использовать для перешагивания, перепрыгивания, ползания между канатиками, перебрасывания предметов через канат, натянутый на стойки.

3. «Лыжи»

Направлены на развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

4. «Поднимающиеся шары».

Способствует развитию глазомера, быстроты реакции, концентрации внимания

    5. «Браслеты»

В игре развивается мелкая моторика, профилактика плоскостопия.

    6. «Ловушка»

Развивает ловкость, меткость, глазомер

   7. «Ходули»

Упражнение, направлено на развитие координации движений, равновесия, ориентировки в пространстве; формирование правильной осанки; профилактика плоскостопия.

   8 . «Гамачок»

   Игра способствует развитию глазомера, ловкости рук, внимания, быстроты реакции.

   9. «Ворота для настоящего футболиста»

Упражнение тренирует меткость.

   10.  «Мягкие мишени»

Направлены на развитие координации, укрепление и развитие мышц спины, плечевого пояса.

    11. Коврик коррекции

Развитие координации; укрепление мышечного корсета, формирование знаний о форме, цвете. 

    12.  «Сюжетные коврики»

Развивают мелкую моторику. 

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника

Проект " Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника" включает в себя практический материал который можно использова...

Комплексно-тематическое планирование Нод "Физическая культура во второй младшей группе с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий."

Предлагаю  подробное  планирование НОД  в образовательной области  "Физическая культура "  во  второй младшей группе  с  использованием   нетрадиционн...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

"Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультиурно-оздоровительную деятельность ДОУ" (из опыта работы)

Обобщение опыта работы по внедрению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ. В приложениях представлены консультации для воспитателей и родителей,...

« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»

    Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...