Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Верютина  Любовь Петровна

Проект " Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника" включает в себя практический материал который можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_proekt.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40 «Золотая рыбка»

Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий

в целостном развитии дошкольника

 (инновационная технология целостного развития ребенка)

                                                             Авторы:

                                                             Крупа Е.И. – заведующий МБДОУ,      

                                                             Ульянова Л.В.– старший воспитатель

                                                             Верютина Л.П. – воспитатель,

                                                           Зубрилина В.Л. – воспитатель,

                                                             Вешневицкая О.В. – воспитатель,

                                                                                                      Сапрыкина Т.В. – воспитатель,

                                                             Хороших Н.Н. – воспитатель.

                                                             Панина Л.Н. – воспитатель

                     Алешина О. Ю. – Музыкальный

                                                   руководитель

Старый Оскол

2012

Пояснительная записка

Новый этап развития мировой педагогической мысли изменил общий взгляд на образование в направлении его гуманизации, определяющей приоритет общечеловеческих ценностей, создания условий для всестороннего развития личности. Важное значение придается персонализации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального развития.

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой,

А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью.

Актуальность. Сегодня много говорится о модернизации российского образования, об индивидуальных образовательных технологиях и программах. Конечно, все это затрагивает и дошкольное образование, наиболее актуальное направление которого – целостное развитие ребенка. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. В связи с этим инновационный режим функционирования и развития ДОУ является оптимальным, соответствующим современным требованиям, направленный на полноценное всестороннее развитие личности ребенка.

Однако не следует забывать о том, что успешный ребенок – это, в первую очередь, здоровый ребенок. Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.) здоровьесбережение занимает одно из важных мест. Оно выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых – использование здоровьесберегающих технологий как предпосылок не только физического, но и личностного развития детей.

Предложенная технология позволит детям выработать необходимые качества личности: устойчивость в различных жизненных ситуациях, стремление быть разумных хозяином жизни, чувство самоуважения, осознание собственной компетентности, оптимизм, а педагогам – достичь качественно новых результатов в работе с детьми.

При разработке технологии мы ориентировались на федеральные государственные требования – интегративные качества, которые ребенок должен приобрести в результате освоения общеобразовательной программы ДОУ.

Теоретической базой явились труды классиков и современных ученых в области философии, социологии, психологии, педагогики, теории физической культуры, в которых подвергнуты теоретическому анализу:

- философские, педагогические, психологические положения о человеке как субъекте  личности и индивидуальности (Л.И. Божович,

Л.С. Выготский, И.И. Резвицкий, Я.Л. Коломинский, Б.Т. Лихачев,

А.В. Мудрик, А.В. Петровский);

- концепция целостного развития человека (Б.Г. Ананьев,

Ю.К. Бабанский, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Соколова,

Д.Б. Эльконин);

- гуманистические социально-психологические и педагогические теории личности и ее развития (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А. Маслоу, И.С. Якиманская);

- концептуальные основы теории деятельности (В.В. Давыдов,

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- теоретические исследования в области теории и методики образования дошкольников (Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт);

- идея амплификации развития детей дошкольного возраста

(А.В. Запорожец);

- педагогические исследования, раскрывающие сущность физического воспитания детей дошкольного возраста (А.И. Быкова, Т.И. Осокина,

Е.А. Тимофеева, Л.Д. Глазырина);

- идеи Ефименко Н.Н., Базарного В.Ф., П. Деннисон и Г. Деннисон о влиянии здоровьесберегающих технологий на физическое и интеллектуальное развитие детей.

Новизна технологии заключается в комбинации элементов известных технологий здоровьесбережения.

В основу технологии положены следующие принципы:

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;

- принцип научности – проведение научно обоснованных и практически апробированных мероприятий, направленных на целостное развитие ребенка;

- принцип систематичности и последовательности – воспитательно-образовательный процесс должен быть систематическим, последовательным, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и входить в общую систему непрерывного образования;

- принцип личностно-ориентированного подхода – создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса;

- принцип природосообразности  предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений);

- принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов;

- принцип интегративности определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разнообразных видов детской деятельности;

- принцип комплексности – решение любой педагогической задачи  необходимо планировать с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени и формы проведения занятий;

- принцип оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания.

Все вышеуказанные принципы являются основой предложенной технологии.

Планируемые результаты освоения технологии:

- сформированность у дошкольника интегративных качеств: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками;

- повышение уровня качества образования;

- предупреждение психологических перегрузок;

- социализация личности ребенка;

- высокий уровень воспитанности и обученности, готовности к школе и школьной успеваемости;

- рост индекса здоровья, снижение показателя пропусков по болезни.

Содержание технологии

Технология целостного развития ребенка представляет собой систему педагогической работы, направленной на всестороннее развитие личности дошкольника, подготовку его к жизни в современном обществе.

Цель технологии:

  1. обеспечить целостное развитие личности дошкольника путем интегративного подхода через реализацию здоровьесберегающих технологий в условиях комбинированного вида ДОУ

Задачи:

- повысить уровень развития ребенка по физическому, познавательно-речевому, социально-личностному и художественно-эстетическому направлениям;

- создать условия для интеграции различных видов деятельности;

- обогатить предметно-развивающую среду;

- использовать здоровьесберегающие технологии для всестороннего развития личности ребенка с учетом особенностей ДОУ;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Этапы:

1 этап – организационный – определение приоритетных направлений деятельности, изучение научно-методической литературы, проведение первичного мониторинга, отбор содержания, форм, методов и приемов работы;

2 этап – практический – реализация содержания технологии и внедрение в практическую деятельность элементов здоровьесберегающих технологий с целью всестороннего развития ребенка-дошкольника;

3 этап – обобщающий – итоговый мониторинг, обобщение, выводы, рекомендации.

Приоритетные направления:

- физическое;

- познавательно-речевое;

- социально-личностное;

- художественно-эстетическое.

Задачи физического развития:

- формировать представления о здоровом образе жизни,

- внедрять здоровьесберегающие технологии,

- обогащать двигательный опыт детей,

- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,

- использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности.

Задачи познавательно-речевого развития:

- формировать умение обобщать способы и средства своей деятельности,

- развивать способность видеть общее в едином,

- дать представления о грамматических правилах построения устной и письменной речи,

- обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения,

- развивать устойчивый интерес к познанию окружающего мира.

- отрабатывать технику правильного дыхания у детей.

Задачи социально-личностного развития:

- формировать навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций,

- формировать качества социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности,

- развивать положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру,

- развивать речь и формы речевого общения,

- формировать черты гармоничной и незакомплексованной личности.

Задачи художественно-эстетического развития:

- познакомить с разными видами и жанрами искусства и народного творчества,

- формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства,

- развивать художественные способности ребенка,

- развивать детское творчество в различных видах детской деятельности,

- формировать умение интегрировать различные художественные виды деятельности,

- удовлетворять потребности в творческом самовыражении, развивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла,

- укреплять психофизическое здоровье детей в процессе их жизнедеятельности.

Мониторинг уровня целостного развития ребенка осуществлялся по следующим диагностическим методикам:

- методика Гилфорда и Торренса (уровень развития творческих способностей дошкольников),

- методика Михайловой Я.И. (уровень развития  социального интеллекта дошкольников),

- методика Романова А.А. (анализ поведения и эмоций),

-  методика Ушаковой О.С. (уровень речевого развития детей),

- методика Руновой М.А., нормативные показатели, разработанные Фроловым В.Г., Юрко Г.П. (уровень физического развития детей).

Для комплексной оценки состояния здоровья использовались следующие критерии:

- уровень физического развития (данные антропометрии, метод индексов – индекс Пинье),

- информация о  группе здоровья,

- степень резистентности организма,

- методика Деркунской В.А. (культура здоровья дошкольников).    

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать; обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

А также создать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными их которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме;  организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно с участием медицинских и педагогических работников: воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

В результате создания данной технологии, в которой будут объединены все виды детской деятельности в единый, целостный педагогический процесс, предполагается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

В ДОУ используются элементы следующих здоровьесберегающих технологий:

- технология раскрепощающего обучения В.Ф. Базарного,

- биоэнергопластика,

- дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой,

- «гимнастика мозга» Пола и Гейл Деннисон, адаптированные Захаровой Р.А. и Чупахой И.В. для работы с дошкольниками,

- театр физического развития и оздоровления Н.Н. Ефименко,

- психогимнастика,

- кинезиологические упражнения,

- динамические паузы,

- массаж по А.А. Уманской,

- закаливающие процедуры (босохождение, дорожки «Здоровья»),

 - технологии музыкального воздействия (музыкотерапия).

Рассмотрим их подробнее.

В практической деятельности применяем следующие элементы технологии В.Ф Базарного –

* режим динамической смены поз, где часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы; а часть занятия дети проводят сидя. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы, развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной), повышается иммунная система;

* схемы зрительных траекторий – используем для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку, фигуру и др. Затем «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху – вниз. В результате таких упражнений у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, зрительно-ручная и телесная координация, скорость ориентации в пространстве, а также реакция на экстренные ситуации в жизни.

Благодаря данной технологии достигается повышение уровня успеваемости и эффективности воспитательно-образовательного процесса, улучшение здоровья детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. С этой целью применяем биоэнергопластику – это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными: «Часики», «Качели», «Утюжок», «Футбол». Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения: «Улыбка», «Хоботок», «Жало», «Змейка», «Парус».

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой  включает упражнения на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

При выполнении стрельниковских дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов.

Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему, способствует преодолению стрессовых состояний.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой применяется педагогами с целью профилактики заболеваний дыхательной системы, нормализации снабжения организма кислородом, повышения иммунитета и мышечного тонуса.

Задача любого педагога  - помочь каждому ребенку в развитии умственных способностей, любознательности, воображения, самообучаемости. Применение в работе так называемой «гимнастики мозга» П. Деннисон и Г. Деннисон, адаптированные Захаровой Р.А. и Чупахой И.В. для работы с дошкольниками, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тела» и приводят ее в готовность к обучению. Главная идея – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Все движения комплексов «гимнастики мозга» воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

- упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически активных точек),

- упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения конечностями перекрестно-латерального характера),

- упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрестного характера).

Данные упражнения используются педагогами с целью активизации умственных способностей, стимулирования интеллектуального развития, улучшения контроля и регуляции деятельности. Они способствую улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышают работоспособность ребенка и снижают утомляемость.

Следуя рекомендациям  Н.Н. Ефименко («Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»),  занятия по физической культуре проводятся в образно-игровой, сюжетной форме.

Упражнения дети выполняют в виде «пластического балета», что снижает нагрузку на позвоночник, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. Дети учатся напряжению и расслаблению мышц, умению действовать по словесной инструкции, одновременно выполнять двигательные задания.

Занятия с использованием элементов театра физического развития дети ждут как праздник, так как их всех ожидает сюрприз, встреча с добрыми героями. Различные фантастические сюжеты обогащают познавательный мир ребенка.

Особое внимание уделяем психогимнастике: этюды, упражнения, игры, направленные на развитие  эмоциональной сферы психики ребенка. Элементы психогимнастики создают положительный эмоциональный настрой, настраивают детей на высокий, качественный результат на занятиях интеллектуального цикла.

Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Развивающаяся личность ребенка должна осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

Итак, для чего мы привлекаем психогимнастику?  - Развитие нравственных представлений, развитие познавательных процессов, развитие креативности, способности к творчеству, развитие эмоциональных реакций и способов их выражения, развитие эмпатии, развитие произвольности эмоциональной регулярности, развитие коммуникативной сферы.

Где и как используем психогимнастику:

- в качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия,

- в качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной),

- в качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации),

- как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми.

 На психогимнастике используем концентрический метод – от простого к сложному. Регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений способствует формированию положительного образа тела, что, в свою очередь, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия: включают в работу фантазию, поднимают настроение, проявляют детские артистические способности. Источником сюжетов для психогимнастических упражнений служат детские книги, мультфильмы, телепередачи, интересные авторские замыслы педагогов. Основной эффект таких упражнений – стимулирование психической и физической деятельности ребенка, содействие эмоциональному равновесию – важных критериев психологического здоровья ребенка-дошкольника.

Для интеллектуального развития дошкольников используем кинезиологические упражнения, которые  влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у дошкольника память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, перед работой применяем кинезиологический комплекс упражнений:

- растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость): «Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоки»;

- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность: «Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщик», «Облако дыхания»;

- глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма: «Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз-путешественник»;

- упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом: «Дирижер», «Путешествие на облаке». Упражнения для релаксации используем как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.

Велика роль динамических пауз в целостном развитии детей. Они выполняют следующие функции:

- развлекательную – создают благоприятную атмосферу,

- релаксационную – снимают напряжения, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга,

- коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию между собой,

- воспитательную – формируют моральные и нравственные качества,

- развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление,

- профилактическую – предупреждают появление психологических заболеваний.

В работе с целью предупреждения утомления и снижения работоспособности используем подвижные, пальчиковые игры, физкультурные минутки, ритмические упражнения, элементы гимнастики для глаз, массаж пальцев и кистей рук и др. Динамические паузы проводятся как необходимый отдых, в результате которого улучшаются обменные процессы, повышается внимание и активность детей на занятии.

Массаж  А.А. Уманской благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Во время проведения массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, пальцев рук, импульсы от которых одновременно проходят в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам  структурам. Систематическое воздействие на биологически активные зоны ребенка укрепляет иммунитет, гармонизирует организм, улучшает интеллектуальные способности.

В работе с детьми используем закаливающие процедуры, которые нормализуют состояние эмоциональной сферы, придают бодрость, улучшают настроение. В детском саду практикуем хождение босиком или босохождение.  При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Хождение босиком способствует тренировке мышц стоп, профилактике плоскостопия. Применяем дорожки «Здоровья» с целью укрепления иммунной системы организма ребенка.

В современной психологии существует такое  направление  как музыкотерапия. Она строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества  ребенка. Музыкотерапию используем в работе в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса.  Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

 Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Использование элементов данных здоровьесберегающих технологий, грамотная «встроенность» их в воспитательно-образовательный процесс способствуют всестороннему развитию ребенка, совершенствованию двигательных навыков, умению ориентироваться в окружающем мире, преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Для всестороннего развития ребенка в детском саду созданы оптимальные условия, обеспечивающие полноту развития деятельности дошкольника и его личности, охрану жизни и здоровья детей. Имеются физкультурный и музыкальный залы, бассейн, кабинеты: педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Все помещения имеют эстетический вид, достаточное освещение, соблюдается температурный режим.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, обеспечивающим такие направления развития как: физическое, речевое, социально-личностное, творческое. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществлены педагогами рационально, отвечают возрастным особенностям и потребностям детей.

Для реализации здоровьесберегающих технологий имеются необходимые условия: оборудован физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование (спортивный инвентарь, массажные коврики, массажные мячи, дорожки «здоровья», развивающие модули, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий). Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка с беговой дорожкой, полосой препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

В группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков.

В группах оборудованы социально-эмоциональные уголки, направленные на формирование социальных навыков и личностных черт, воспитание навыков взаимодействия с окружающими людьми, развитие навыков релаксации и саморегуляции.

В каждой группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и др., постоянно идет пополнение новыми играми, пособиями.

Состояние предметной образовательной среды детского сада позволяет реализовывать основную общеобразовательную программу обучения и воспитания детей дошкольного возраста:

  1.  «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А. Михайлова         и др.).

Кроме того, позволяет использовать в воспитательно-образовательном процессе элементы здоровьесберегающих технологий:

  1. В.Ф. Базарного «Технология раскрепощенного развития»,
  2. дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,
  3.  «Гимнастики мозга» Пол и Гейл Деннисон,
  4. Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
  5. массаж по А.А. Уманской.

Сотрудничество с семьей – одно из важнейших условий реализации данной технологии. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

- единство в понимании и достижении поставленных целей и задач,

- систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении,

- индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает:

- ознакомление родителей с результатами диагностики,

- ознакомление родителей с содержанием работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс,

- обучение конкретным приемам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания.

Для реализации этих задач в ДОУ используются: информация в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию, семинары-практикумы, игры и тренинги, совместная организация и проведение спортивных мероприятий.

Совместная деятельность всех педагогов, медицинского персонала и родителей способствует наиболее эффективной работе по реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Процессуальная часть

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные  убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. В связи с этим необходимо найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Структура интегрированной модели воспитательно-образовательного процесса включает в себя следующие блоки: специально организованное обучение (непосредственно образовательная деятельность), свободная совместная деятельность взрослых и детей, свободная активная самостоятельная деятельность детей, индивидуальная форма обучения и воспитания.

Коллектив педагогов ДОУ в работе по внедрению здоровьесберегающих технологий использует различные формы организации деятельности дошкольников, а также разнообразные методы и приемы.

Формы организации деятельности дошкольников: фронтальные, подгрупповые, работа в парах, индивидуальная.

Формы двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные праздники и досуги.

Методы педагогической деятельности:  игровой, практический, соревновательный; рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, наглядность, познавательная игра, дискуссия.

Приемы педагогической деятельности:

- защитно-профилактические – личная гигиена и гигиена обучения,

- компенсаторно-нейтрализующие – физкультминутки, динамические паузы, пальчиковая, дыхательная гимнастика, массаж и др.,

- стимулирующие – элементы закаливания.

Средства, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий:

- средства двигательной направленности,

- оздоровительные силы природы,

- гигиенические факторы.

Средства двигательной направленности – это движение, физические упражнения, физкультминутки, гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная), подвижные  игры, массаж, психогимнастика и др.

Оздоровительные силы природы – проведение занятий на свежем воздухе – способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.

К гигиеническим средствам относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, рекомендованных СанПиНом. Педагоги осуществляют постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена, проветривание помещений, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, обучение приемам здорового образа жизни.

Главное в работе – использование педагогами перечисленных выше средств в системе. Только при правильной организации воспитательно-образовательного процесса возможно сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления дошкольников.

Оптимальное сочетание методов и средств в соответствии с методическими принципами может обеспечить реализацию комплекса поставленных целей и задач воспитательно-образовательного процесса.

Средства реализации технологии: наличие диагностического инструментария, оптимизация режима двигательной активности, наличие методического обеспечения для внедрения здоровьесберегающих технологий, слаженная работа воспитателей и всех специалистов: педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских работников.

Систематическое использование в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберагающих технологий способствует целостному развитию дошкольников, воспитанию здоровой и творчески мыслящей личности.

Нужно сделать все, чтобы наши дети росли здоровыми и подготовленными к жизни в современном обществе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема: « Применение традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая  взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здор...

"Традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии"

Консультация для родителей , большое внимание уделено нетрадиционной технике здоровьясбережения....

Консультация для родителей. «Традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии»

Здоровье  – одна из главных ценностей в жизни. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт...

Обобщение опыта «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий».

Первые семь лет жизни человека – наиважнейший и самый неповторимый путь развития человека: физиологического, психического, интеллектуального. Именно в этот период идёт активное формировани...

Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»

Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....

Отчет по самообразованию тема ««Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»

Организовать социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство педагогов, детей и родителей, направленное на физическое развитие (профилактику простудных заболеваний и травматизма, приобщение д...