Профилактика агрессии в детском саду
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Актуальная на сегодняшний день статья на тему агрессии в детском саду. Какие последстаия агрессивного поведения дошкольника и что делать. Приведены  примеры игровых упражнений  в игротерапии, основного метода помощи  при агрессивном поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_agressii_v_dou.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

В XXI веке проблема детской агрессивности обострилась. Это связано с недостатком внимания к детям со стороны родителей, занятых большую часть дня трудовой деятельностью; ростом семейного неблагополучия, тяжелое материальное положение, пропаганда насилия с экрана, распространением компьютерных игр, содержащих сцены стрельбы и уничтожения противника («стрелялки»); увеличением времени пребывания в виртуальном пространстве; появлением в магазинах красивого разнообразного игрушечного оружия и пр.

    Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент будущей личности, формируются основные представления о мире, о поведении людей, ценностные ориентации. Агрессивное поведение -одно из самых распространенных нарушений у дошкольников, так как именно таким способом ребенок может получить желаемое. Агрессивное поведение способствует формированию  у ребенка тревожности и низкой самооценки. По мере взросления агрессивность  будет способствовать возникновению  у человека проблем в общении, формированию негативного, и возможно асоциального поведения.

     Проявление агрессивности в дошкольном возрасте варьируется в зависимости от реакции родителей и воспитателей: в случае нетерпимости к проявлениям открытой агрессии, могут формироваться такие формы агрессивного поведения как, фырканье, нытье, упрямство, непослушание. Агрессивные дети способны принести неприятности не только окружающим, но и самим себе.  Агрессивность многими учеными рассматривается как нанесение любого ущерба (физического или психического) другому человеку. По мнению З.Фрейда, агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил и проявляется как защитный механизм при тревоге или страхе. Австрийский биолог Лоренц считал, что агрессия порождается инстинктом борьбы за существование, при этом любовь, дружеские взаимоотношения, родственные чувства способны подавлять агрессивное поведение. Бандура полагал, что ребенок учится агрессивному поведению, перенимая его у других людей и подражая им.   Поэтому необходимо заниматься профилактикой агрессивного поведения уже в дошкольном возрасте.

По оценкам педагогических работников и родителей в их воспитательной работе одной из сложных задач является взаимодействие с агрессивными детьми, поведение которых провоцирует конфликты, ссоры, обиды между взрослыми и детьми, а также между сверстниками. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения.

Детский сад имеет возможности в формировании и развитии личности ребенка. ФГОС дошкольного образования предусматривает образовательную область «Социально- коммуникативное развитие», задачами которой являются привитие детям моральных и нравственных норм; обучение способам саморегуляции собственных действий,  формирование эмпатии и доверия, формирование чувства общности со сверстниками, снятие внешних проявлений агрессии, обучение приемлемым способам выражения гнева, оказание помощи ребенку в налаживании коммуникации со сверстниками, обучение способам разрешения конфликтов, работа с родителями.  В связи с вышеизложенным рассматриваемая проблема является актуальной.

Одной из наиболее распространенных основ для коррекционных программ является игротерапия (игровая деятельность).  Игротерапия является методом психотерапевтического воздействия на поведение ребенка (ролевые игры, релаксационные упражнения и др.), созданные на основе игр, чтобы дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Функции педагога- психолога в процессе игротерапии -это эмоциональное  сопереживание ребенку, отражение и вербализация его чувств, в создании атмосферы принятия ребенка и т.п. Основные средства-игрушки, настольные игры, раздаточный материал, книги, метод. пособия, музыкальные записи. Общие рекомендации к проведению игротерапевтического занятия: соответствие игр особенностям детей, продолжительность 20 минут, не большая наполняемость групп и т.д.    

       Для проведения диагностики уровня агрессивных проявлений старших дошкольников можно использовать, например, методику «Несуществующее животное».

В структуру каждого занятия включены следующие элементы: разминка (спросить о настроении, самочувствии, создать положительный настрой); основная часть (игровые упражнения до 3, например: «Попроси игрушку»-инструкция 1 участнику: Ты держишь в руках игрушку, которая тебе очень нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция 2 участнику: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1и  2 должны поменяться ролями. Есть и другие игры для снятия агрессии, мышечного напряжения «Коварные хищники», «Колючий еж», для преодоления упрямства и негативизма «Капризный ребенок», для сдерживания импульсивных проявлений  игра «Драка» и мн. др.; заключительная часть, где педагог подводит итог. Хвалить каждого ребенка за его заслуги и участие. Задать вопросы о том, что понравилось, что нет.

     Важно понимать, что адекватному поведению и умению держать себя в руках ребенок учится у взрослых (в основном педагогов и родителей). Для того чтобы взрослый мог совладать с негативными эмоциями и конструктивно избавиться от гнева, ему необходимо: наладить взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя со взрослым спокойно и уверенно (делиться с ним своим опытом, рассказывать о победах и неудачах, слушать его и т.п.); следить за собой, особенно под воздействием стресса; говорить детям о своих расстроенных чувствах; успокаивать себя в минуты злости, гнева; заранее готовиться к важным событиям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных технологий в профилактике плоскостопия в детском саду» . Презентация

Цель опыта:  Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта:  1. ...

Профилактика заболеваний сотрудников детского сада

Рекомендации по профилактике различных профессиональных заболеваний педагогов и по снижению синдрома профессионального выгорания....

Профилактика плоскостопия в детском саду

Причины плоскостопия, диагностика, профилактика, специальные упражнения, самомассаж, примерный комплекс гимнастики....

Профилактика осанки в детском саду

Следить за детской  осанкой необходимо с самого раннего возраста: и в семье, и в дошкольном учреждении....

Профилактика плоскостопия в детском саду

Возраст:3 года -7 летПлоскостопие у детей...

презентация "Насилие и агрессия в детских садах" "

Насилие и агрессия в детских садах...