Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
рабочая программа
Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми
- чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr3.docx | 747.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога-психолога
по развитию и коррекции
эмоционально-волевой сферы дошкольников
Разработал педагог-психолог:
Короткова С.Г.
г. Смоленск
Актуальность
Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми
- чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.
Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В связи с этим одним из важных направлений деятельности ДОУ является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания и обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях ДОУ.
Детский сад имеет ресурсы для решения задач, направленных на обеспечение развития психологического здоровья детей дошкольного возраста. Анализ обращений к психологу показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы.
Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:
- нарушение социальной адаптации;
- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- агрессивность;
- гиперактивность;
- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи;
- нарушения в развитии личностной сферы;
- нарушение детско-родительских отношений.
Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т.е. помимо эмоциональных трудностей у ребенка может быть задержка психического развития, общее недоразвитие речи и т.д. Все это требует от специалистов
комплексного подхода к вопросам психолого-педагогического сопровождения такой категории детей.
Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.
Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта педагога-психолога ДОУ, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы дошкольников. В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В.
Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М.
И. Чистякова и др.
Методологические и теоретические основы программы
- основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
- Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
- Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
- связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.
Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:
- Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической
деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
- Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.
- Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в
коррекционно-педагогическомпроцессе,предполагаетучет
«нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического
развития.
- Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-
первых,использованиевсегопсихолого-педагогическогои
коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.
- Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в
сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.
Занятия по данной программе включают в себя элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии телесно-ориентированных и релаксационных упражнений.
Характеристика программы
Цели, задачи, ожидаемые результаты.
Программа направлена на помощь детям 4-7 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности,
устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Основная цель программы ― коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
- соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- формировать у детей адекватную самооценку;
- помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ-ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Организация, формы и методы работы
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.
Методические средства, используемые в программе.
- процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным
задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование
- детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного
живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом
- на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
Условия формирования коррекционно-развивающей группы
Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:
- нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;
- особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;
- проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за
себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;
- нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;
- проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;
- психосоматические проблемы: частые «простудные заболевания» и
т.д.;
- нарушение детско-родительских отношений
При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:
- Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
- Снижение интеллекта до степени умеренной умственной отсталости. Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста
Структура программы и занятий Программа включает в себя следующие блоки
Блок 1. «Я и Я»- блок включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о себе, развитие навыков самоанализа, Изучения своих переживаний и желаний; способность различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Также в данном блоке представлены игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
Блок 2. «Я и мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения,
направленные на знакомство с эмоциями человека, обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Блок 3. «Я и другие» - в этом блоке представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный блок призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.
Блок 4 «Я учусь владеть собой» - игры и упражнения данного блока, направленны наотреагированиенегативных эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п), обучение навыкам социально-
приемлемого поведения, формирование адекватных способов эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
Для детей 5-7 лет вводятся дополнительные блоки:
Блок 5 «Я и мои черты характера» - данный блок включает в себя
игры и упражнения, направленные на актуализацию нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера человека; мотивировать детей на осознание собственных черт характера, определять черты характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях,обобщить представление детей о чертах характера важных для общения,развивать интерес и способность к самопознанию. В результате работы над данным блоком программы дети смогут освоить понятие «сильная личность», выработают навыки уверенного поведения.
Блок 6 «Я общаюсь» - игры и упражнения данного блока направлены на освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека, развитие способности принимать друг друга,помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми, способствовать преодолению барьеров в общении. Дети смогут совершенствовать навыки общения, познакомятся с правилами приветствия, ведения беседы и
прощания, получат представление о вербальных барьерах общения. Упражнения данного блока помогут детям в овладении умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
- Приветствие
- Разминка
- Основная часть
- Рефлексия занятия
- Прощание
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить
актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических
упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
План и содержание программы занятий на 4-5 лет
Задачи развития на 4-5 лет:
Развитие игровых навыков:
- ребенок действует от лица роли, соблюдает ролевое соподчинение;
- ребенок ведет ролевые диалоги, может принимать на себя роль в игре со сверстниками;
- ребенок может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам простые правила игры
- ребенок умеет согласовывать тему игры, распределять роли, действовать в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми.
Развитие коммуникативных навыков:
- ребенок употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества;
- ребенок пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждать,
доказывать, объяснять, проявлять инициативу
Развитие эмоциональной сферы – ребенок эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
- формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
- осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям
Блок 2. «Я и мои эмоции»
- знакомство с различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния
- отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.
Блок 2. «Я и другие»
- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы
- формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека
- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей
- обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения
Блок 4 «Я учусь владеть собой»
- проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования
- выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций
- формирование адекватных форм поведения
Тематическое планирование занятий для детей 4-5 лет
№ | Блок | Темы | На год | |
п/п | Кол-во | Кол-во | ||
занятий | часов | |||
1 | Я и Я | «Тайна моего | 1 | 1 |
имени» | ||||
«Мой внутренний | 2 | 2 | ||
мир. | ||||
«Автопортрет» | ||||
«Мой любимый | 2 | 2 | ||
сказочныйгерой» | ||||
«Моя семья» | 2 | 2 | ||
2 | Я и мои | «Радость» | 1 | 1 |
эмоции | «Гнев» | 1 | 1 | |
«Удивление» | 1 | 1 | ||
«Страх» | 1 | 1 | ||
«Грусть» | 1 | 1 | ||
«Наши эмоции» | 2 | 2 | ||
3 | Я и другие | «Мы так похожи» | 2 | 2 |
«Мальчики и | 1 | 1 | ||
девочки» | ||||
«Средства | 3 | 3 | ||
общения» (слово, | ||||
жесты, мимика) | ||||
«Правила | 2 | 2 | ||
общения» | ||||
«Давайте жить | 3 | 3 | ||
дружно» | ||||
4 | Я учусь | Я умею быть | 2 | 2 |
владеть | доброжелательным | |||
собой | Я учусь решать | 3 | 3 | |
конфликты | ||||
30 | 30 |
План и содержание программы занятий на 5-6 лет
Задачи развития на 5-6 лет:
Развитие игровых навыков:
- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры
- распределяет роли до начала игры и строит свое поведение,
придерживаясь роли
Развитие коммуникативных навыков:
- использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни.
- интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера.
- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника
- проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища
Развитие эмоциональной сферы
- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
- эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
- формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
- осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям
- осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье
Блок 2. «Я и мои эмоции»
эмоциональным состоянием, передаче своего эмоционального состояния через мимику и пантомимику
- развитие эмоциональной произвольности
Блок 3. «Я и мои черты характера»
- ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека
- осознание ребенком собственных черт характера
- формирование умения определятьособенностихарактера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях
- выработка навыков уверенного поведения
Блок 4. «Я общаюсь»
- освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека
- помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми
- совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания
- овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему
Блок 5. «Я и другие»
- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы
- обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей
- обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения
Блок 6 «Я учусь владеть собой»
- развитие навыков социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях
- реконструирование негативных поведенческих паттернов и формирование конструктивных форм поведения
- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля
Тематическое планирование для детей 5-6 лет
№ | Блок | Темы | На год | |
п/п | Кол-во | Кол- | ||
занятий | во | |||
часов | ||||
1 | Я и Я | «Тайна моего | 1 | 1 |
имени» | ||||
«Мой внутренний | 1 | 1 | ||
мир. | ||||
«Автопортрет» | ||||
«Мой любимый | 1 | 1 | ||
сказочныйгерой» | ||||
«Моя семья» | 1 | 1 | ||
2 | Я и мои | «Радость» | 1 | 1 |
эмоции | «Гнев» | 1 | 1 | |
«Удивление» | 1 | 1 | ||
«Страх» | 1 | 1 | ||
«Грусть» | 1 | 1 | ||
«Наши эмоции» | 1 | 1 | ||
3 | Я и мои | «Смелость» | 2 | 2 |
черты | «Честность» | |||
характера | «Обида» | 1 | 1 | |
«Жадность» | ||||
«Доброта» | 2 | 2 | ||
«Вежливость» | ||||
3 | Я общаюсь | «Средства | 1 | 1 |
общения» (слово, | ||||
жесты, мимика, | ||||
интонация) | ||||
«Правила | 2 | 2 | ||
знакомства» | ||||
«Правила | 1 | 1 | ||
общения» | ||||
3 | Я и другие | «Мы так похожи» | 1 | 1 |
«Мы такие | 1 | 1 | ||
разные» | ||||
«Мальчики и | 1 | 1 | ||
девочки» | ||||
«Давайте жить | 2 | 2 | ||
дружно» | ||||
4 | Я учусь | Я умею слушать | 1 | 1 |
владеть | других | |||
собой | Я умею | 1 | 1 | |
преодолевать | ||||
трудности | ||||
Я умею быть | 1 | 1 | ||
доброжелательным | ||||
Я учусь решать | 2 | 2 | ||
конфликты | ||||
«Я знаю, я умею, я могу! | 1 | 1 |
30 | 30 |
План и содержание программы занятий на 6-7 лет
Задачи развития
Развитие игровых навыков:
- в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации
- находит новую трактовку роли и исполняет ее
- может проявлять себя терпимым и доброжелательным партнером
- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья).
- в совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек, в плане речи-фантазии
Развитие коммуникативных навыков:
- в беседе может высказывать свою точку зрения
- инициативен в общении со взрослыми; поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы; беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.)
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
- развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности
- обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений
- осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям
- осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье
Блок 2. «Я и другие»
- обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии
- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы
- обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Блок 3. «Я и мои черты характера»
- ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека
- осознание ребенком собственных черт характера
- формирование умения определять особенности характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях
- выработка навыков уверенного поведения
Блок 4. «Я общаюсь»
- освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека
- помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми
- совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания
- овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему
Блок 5. «Я и мои эмоции»
- обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков
- ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состоянийчерез мимику и пантомимику, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций
- развитие эмоциональной произвольности
Блок 6 «Я учусь владеть собой»
- отреагирование негативных эмоций, переживаний
- обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, выработка социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях
- формирование конструктивных форм поведения
- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля
Тематическое планирование для детей 6-7 лет
№ | Блок | Темы | На год | ||||
п/п | Кол-во | Кол- | |||||
занятий | во | ||||||
часов | |||||||
1 | Я и Я | «Тайна моего | 1 | 1 | |||
имени» | |||||||
«Мой внутренний | 1 | 1 | |||||
мир. | |||||||
«Автопортрет» | |||||||
«Мой любимый | 1 | 1 | |||||
сказочныйгерой» | |||||||
«Моя семья» | 1 | 1 | |||||
2 | Я и мои | «Радость» | 1 | 1 | |||
эмоции | «Гнев» | 1 | 1 | ||||
«Удивление» | 1 | 1 | |||||
«Страх» | 1 | 1 | |||||
«Грусть» | 1 | 1 | |||||
«Наши эмоции» | 1 | 1 | |||||
3 | Я и мои | «Смелость» | 2 | 2 | |||
черты | «Честность» | ||||||
характера | «Обида» | 2 | 2 | ||||
«Жадность» | |||||||
«Доброта» | 2 | 2 | |||||
«Вежливость» | |||||||
3 | Я общаюсь | «Средства | 1 | 1 | |||
общения» (слово, | |||||||
жесты, мимика, | |||||||
интонация) | |||||||
«Правила | 1 | 1 | |||||
знакомства» | |||||||
«Правила | 2 | 2 | |||||
общения» | |||||||
3 | Я и другие | «Мы так похожи» | 1 | 1 | |||
«Мы такие | 1 | 1 | |||||
разные» | |||||||
«Мальчики и | 1 | 1 | |||||
девочки» | |||||||
«Давайте жить | 2 | 2 | |||||
дружно» | |||||||
4 | Я учусь | Я умею слушать | 1 | 1 | |||
владеть | других | ||||||
собой | Я умею | 1 | 1 | ||||
преодолевать | |||||||
трудности | |||||||
Я умею быть | 1 | 1 | |||||
доброжелательным | |||||||
Я учусь решать | 1 | 1 | |||||
конфликты | |||||||
«Я знаю, я умею, я | 1 | 1 | |||||
могу!» | |||||||
30 | 30 |
Эффективность использования программы
Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:
- На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
- На основе диагностического обследования эмоционально-
волевой сферы ребенка
Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика коррекционной работы педагога-психолога» на каждого ребенка и в отчете работы группы. Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально-волевой сферы от начала к концу совместной работы.
При проведении психодиагностического обследования (как входящей
диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:
Задачи | Критерии результативности | С какого | Диагностические | |
возраста | методы | |||
Способствовать | Ребенок знает свои | с 4 лет | Наблюдение | |
самопознанию | индивидуальные особенности | Методика | ||
ребенка, | (внешность, черты лица, пол) | «Лесенка» | ||
помогать ему | и свои отличия от других | с 4 лет | В.Г.Щур | |
осознавать свои | детей | Тест «Рисунок | ||
характерные | Ребенок осознает свои | с 4 лет | человека» | |
особенности и | физические и эмоциональные | Метод | ||
предпочтения; | ощущения | с 4 лет | «Незаконченные | |
формировать у | Самооценка ребенка | предложения» | ||
детей | соответствует возрасту | |||
адекватную | Позитивная динамика | |||
самооценку | эмоционального состояния и | |||
поведения ребенка | ||||
Помочь ребенку | Наличие позитивной динамики | с 4 лет | Минаева В.М. | |
овладеть языком | в умениях ребенка узнавать, | Задания для | ||
«эмоций» как | называть основные | изучения | ||
способом | эмоциональные состояния | с 5 лет | эмоциональной | |
выражения | сферы ребенка | |||
собственного | Наличие позитивной динамики | Урунтаева Г.А., | ||
эмоционального | в умениях ребенка графически | мимика – | АфонькинаЮ.А. | |
состояния, | изображать основные | с 4 лет | «Понимание | |
формировать | эмоциональные состояния | мимика, | эмоциональных | |
способности к | Умение ребенка передавать | пантомим | состояний» | |
эмоциональной | заданное эмоциональное | ика, | ||
саморегуляции. | состояние при помощи | жесты – с | ||
мимики, пантомимики, | 5 лет | |||
интонациии различать | ||||
определенные эмоциональные | с 4 лет | |||
состояния взрослых и детей | ||||
по особенностям жестов, | ||||
мимики, движений | с 5 лет | |||
Позитивная динамика у ребенка | ||||
в выражении эмоциональных | ||||
состояний социально | ||||
приемлемыми способами | ||||
Позитивная динамика в | ||||
развитии | ||||
произвольнойсаморегуляции | ||||
эмоционального состояния | ||||
ребенка | ||||
Развивать | Адаптированность ребенка в | Смирнова Е.О., | ||
навыки | группе, наличие у него в группе | с 4 лет | Калягина Е.А. | |
социального | взаимных симпатий с детьми, | методика | ||
поведения, | способность ребенка | «Картинки» | ||
чувства | взаимодействовать с разными | с 4 лет | Метод | |
принадлежности | детьми в группе | проблемных | ||
к группе | Рост продуктивной активности, | с 4 лет | ситуаций | |
инициативности ребенка, рост | Смирнова, | |||
проявления ими позитивных | Холмогорова | |||
чувств | оценка | |||
Ребенок может оказывать | других – | |||
помощь другому ребенку в | с 4 лет | |||
игре и совместной | оценка | |||
деятельности, делиться с | себя и | |||
другими детьми игрушками | других – | |||
Ребенок умеет оценивать | с 5 лет | |||
поступки и видеть | ||||
достоинства и недостатки | с 4 лет | |||
собственного поведения и | ||||
поведения окружающих, | ||||
умеет остановить другого | ||||
ребенка, если он делает что-то | ||||
плохое | ||||
Дети могут уступать друг | ||||
другу в конфликтных | ||||
ситуациях | ||||
Учить ребенка | Позитивная динамика в | с 4 лет | Методика | |
выражать свою | развитии способности к | «Рисунок семьи», | ||
любовь к | сотрудничеству и | с 4 лет | «Три дерева» | |
близким, | сопереживанию | Методика Рене | ||
воспитывать | Ребенок знает состав своей | Жиля | ||
интерес к | семьи; правильно определять | с 4 лет | Тест Розенцвейга | |
истории его | свою роль в семье (сын, дочь, | Тест Сказка | ||
семьи | внук, внучка). | Л.Дюсс | ||
Ребенок умеет выражать | ||||
благодарность за проявление | ||||
к нему внимания и доброты | ||||
Вырабатывать у | Позитивная динамика в | с 5 лет | Критерии | |
ребенка | овладении ребенком приемами | агрессивности у | ||
положительные | саморегуляции своего | ребенка по | ||
черты | поведения на основе | Лаврентьевой Г. П. | ||
характера, | самоконтроля и самоанализа | с 5 лет | и Титаренко Т. М. | |
способствующие | при взаимодействии со | Методика | ||
лучшему | взрослыми и сверстниками | с 4 лет | выявления детских | |
взаимопонимани | Позитивная динамика в | страхов «Страхи в | ||
ю в процессе | повышении мотивации ребенка | домиках». | ||
общения; кор- | к изменению поведения | детский тест | ||
ректировать его | Снижение негативных | тревожности | ||
нежелательные | эмоциональных реакций – | Р.Тэммл, М.Дорки, | ||
черты характера | тревоги, обиды, агрессивности | В.Амен | ||
и поведения | и деструктивных проявлений | «Кактус» | ||
ребенка в контактах | М.А.Панфилова | |||
Диагностическая | ||||
таблица для | ||||
выявления типа | ||||
неконструктивного | ||||
поведения ребенка, | ||||
разработанная | ||||
М.Э.Вайнер | ||||
Детский | ||||
апперцептивный | ||||
тест (CAT) | ||||
Развивать | Рост интереса к другим детям, | с 4 лет | Наблюдение | |
творческие, | желания общаться, | Методика | ||
коммуникативн | взаимодействовать | с 4 лет | «Расскажи сказку» | |
ые способности в | ||||
процессе | Рост коммуникативной | с 4 лет | ||
игрового | успешности детей, | |||
общения | совершенствование конкретных | с 4 лет | ||
навыков общения | ||||
Ребенок употребляет в речи | ||||
слова (спасибо, пожалуйста, | с 5 лет | |||
извините и т. п.) | ||||
Ребенок умеет познакомиться, | ||||
вести доброжелательный | ||||
диалог, умеет договариваться | ||||
Ребенок умеет устанавливать | ||||
и поддерживать контакты, | ||||
сотрудничать и решать | ||||
конфликтные ситуации, | ||||
находить компромиссные | ||||
решения | ||||
При оценке | результативности программы основным методом |
диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования
родителей, смежных специалистов. Педагог-психолог самостоятельно разрабатывает программу диагностического обследования ребенка по окончании программы (3-4 методики) в соответствии с диагностическими показателями, на основании которых ребенок был зачислен на занятия. Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.
Стимульный и наглядный материал
- CD-проигрыватель
- диски с записями классической и танцевальной музыки, звуков природы, медитативной музыки
- Клей, ножницы, цветные карандаши, мелки для рисования
- листы формата А4 чистые
- листы с тематическими заданиями
- декоративный материал, помогающий оформить помещение в соответствии с основной темой занятия
- демонстрационный материал: изображения эмоциональных состояний, пиктограмма
- раздаточный материал (по тематике занятий)
- мел, газеты
-стулья или картонные коробки различных размеров
- скотч и картон
- куски обоев
- секундомер, мягкие игрушки
- воздушные шарики
- атрибуты и символы волшебства
- игральный кубик – большого размера
- музыкальные инструменты
- колокольчик
- доска для рисования
- таинственная шкатулка, мешочек
- цветные платки
- природный материал (камушки,веточки, ракушки, перышки и т.д.)
- покрывало
- повязки для глаз
ЛИТЕРАТУРА
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
- Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010
- Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010
- Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. –
М., 2004.
- Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь»,
2011
- Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У -Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
- Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008
- Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
- Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения».-М.: УЦ «Перспектива»,
2001
- Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008
- Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008
- УльенковаУ. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. :Владос, 2002.
- Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.:
«Речь»,2011
- Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009
- Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. –
М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
- Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.
- Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.
Приложение | |||||
Упражнения на 4-5 лет | |||||
Тема | Наименование | Источники | |||
упражнения | |||||
«Тайна моего | Игра«Паровозикс | ПазухинаИ.А.«Давай | |||
имени» | именем»Игра | познакомимся. Тренинговое | |||
«Потерялся | развитие | и | коррекция | ||
мальчик(девочка)»Игра | эмоционального | мира | |||
«Поем имя»Игра «Ветер | дошкольников 4-6 лет». – | ||||
шепчет имя» «Рисунок | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||
имени» | 2010 | ||||
Творческое | задание | Саранская | О.Н. | ||
«Живые | имена» | Психологический | тренинг | ||
Упражнение | «Снежный | для дошкольников «Давай | |||
ком» | дружить». – М.: Книголюб, | ||||
2008 | |||||
Упражнение | «Ласковое | Погудкина И.С. «Работа | |||
имя» | психолога | с проблемными | |||
дошкольниками. | Цикл | ||||
коррекционных занятий». – | |||||
М.: Книголюб, 2008 | |||||
«Мой внутренний | Игра | «Дотронься | ПазухинаИ.А.«Давай | ||
мир. | до...»Игра | познакомимся. Тренинговое | |||
Автопортрет» | «Клубочек»Игра «Мой | развитие | и | коррекция | |
зверь» | эмоционального | мира | |||
дошкольников 4-6 лет». – | |||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||
2010 | |||||
Игра | «Пряничная | Хухлаева | О.В. | ||
куколка» | Игра | «Практические | материалы | ||
«Заяц-хваста» | для работы с детьми 3-9 лет. | ||||
Психологические | игры и | ||||
упражнения».-Москва: | |||||
«Генезис», 2006 | |||||
Упражнение «Я люблю» | Саранская | О.Н. | |||
Игра «Все-некоторые- | Психологический | тренинг | |||
только я» | для дошкольников «Давай | ||||
дружить». – М.: Книголюб, | |||||
2008 | |||||
Упражнение | Погудкина И.С. «Работа | ||||
«Паутинка» | психолога | с проблемными | |||
Рисунок «Какой Я» | дошкольниками. | Цикл | |||
коррекционных занятий». – |
М.: Книголюб, 2008 | ||||||
«Мой любимый | Игра- | Пазухина | И.А. | «Давай | ||
сказочный герой» | упражнение«Сказочные | познакомимся. Тренинговое | ||||
зайцы»Игра «Хоровод | развитие | и | коррекция | |||
сказочных героев» | эмоционального | мира | ||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||
2010 | ||||||
Игра «Загадай загадку» | Васильева | И.Ю. | ||||
Игра «Сказочный поезд» | «Волшебная книга игр». – | |||||
Игра | «Почему | грустит | СПб.: «Речь», 2010 | |||
Дюймовочка» | ||||||
Игра «Спаси принцессу» | ||||||
Игра «Придумай сказку» | ||||||
Игра «Когда герои были | Васильева | И. | «Книга | |||
маленькими» | сказочных игр» ». – СПб.: | |||||
Игра | «Перевоспитание» | «Речь», 2010 | ||||
Игра | «Снятиечар» | |||||
Игра «Сказка в помощь» | ||||||
Игра «Доброе дело» | ||||||
«Моя семья» | Этюд | «Маме(папе) | Пазухина | И.А. | «Давай | |
улыбаемся»Игра «Найди | познакомимся. Тренинговое | |||||
свою маму (папу)» | развитие | и | коррекция | |||
эмоционального | мира | |||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||
2010 | ||||||
Упражнение «Имя моей | Хухлаева | О.В. | ||||
мамы | «Практические | материалы | ||||
(папы)похоже…»Игра | для работы с детьми 3-9 лет. | |||||
«Угадайка» | Психологические | игры и | ||||
Игра «Родители и дети» | упражнения».-Москва: | |||||
«Генезис», 2006 | ||||||
Упражнение «Я люблю | ХухлаеваО.В.«Тропинкак | |||||
свою | семью» | своему Я».-М.: «Генезис», | ||||
Игра «Хочу-не хочу» | 2009 | |||||
«Радость» | Упражнение | Пазухина | И.А. | «Давай | ||
«Зеркало»Игра «Клоун | познакомимся. Тренинговое | |||||
Тяп-Ляп» | Рисунок | развитие | и | коррекция | ||
«Оживи кружочки» | эмоционального | мира | ||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||
2010 |
Упражнение | «Салют» | Хухлаева | О.В. | ||||||
Игра «Комната смеха» | «Практические | материалы | |||||||
для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||||
Психологические | игры | и | |||||||
упражнения».-Москва: | |||||||||
«Генезис», 2006 | |||||||||
Игра | «Моя | улыбка | Монакова | Н.И. | |||||
похожа | на | …» | «Путешествие с гномом. | ||||||
Игра | «Вспоминалки» | Развитие | эмоциональной | ||||||
Игра | «Разноцветные | сферы | дошкольников». | – | |||||
шары» | СПб.: «Речь», 2008 | ||||||||
«Гнев» | Упражнение | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
«Зеркало»Игра | «Тух- | познакомимся. Тренинговое | |||||||
тиби-тух» | развитие | и | коррекция | ||||||
эмоционального | мира | ||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
2010 | |||||||||
Упражнение | «Цирк» | Хухлаева | О.В. | ||||||
Упражнение | «Стоп, | «Практические | материалы | ||||||
кулак!» | для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||
Психологические | игры | и | |||||||
упражнения».-Москва: | |||||||||
«Генезис», 2006 | |||||||||
Игра | «Оживи | ХухлаеваО.В.«Тропинкак | |||||||
картинку»Игра | «Не | своему Я».-М.: «Генезис», | |||||||
хозяин | своих | чувств» | 2009 | ||||||
Упражнение | |||||||||
«Обзывалки – стоп» | |||||||||
Игра | «Акулы-рыбки» | ||||||||
Игра | «Превращаем | ||||||||
Танечку, | превращаем | ||||||||
Ванечку» | |||||||||
Этюд | «Злой | Монакова | Н.И. | ||||||
принц»Упражнение | «Путешествие с гномом. | ||||||||
«Прогони | злость», | Развитие | эмоциональной | ||||||
Упражнение | сферы | дошкольников». | – | ||||||
«Победитель | злости» | СПб.: «Речь», 2008 | |||||||
Упражнение | «Коврик | ||||||||
злости» | |||||||||
Упражнение | «Мешок с | Погудкина И.С. «Работа | |||||||
капризками» | психолога | с проблемными | |||||||
дошкольниками. | Цикл |
коррекционных занятий». – | ||||||||||
М.: Книголюб, 2008 | ||||||||||
«Удивление» | Упражнение | «Зеркало» | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
Игра | «Маски» | познакомимся. Тренинговое | ||||||||
Рисунок | «Оживи | развитие | и | коррекция | ||||||
кружочки» | эмоционального | мира | ||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||||
2010 | ||||||||||
Игра | «Фокусник | в | Монакова | Н.И. | ||||||
цирке» | «Путешествие с гномом. | |||||||||
Упражнение | «Круглые | Развитие | эмоциональной | |||||||
глаза» | рисунок | сферы | дошкольников». | – | ||||||
«Чудеса» | СПб.: «Речь», 2008 | |||||||||
Игра «Удиви мышку» | ||||||||||
Игра | «Удивительные | |||||||||
истории» | ||||||||||
«Страх» | Игра «Выбиваем пыль» | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||||
Упражнение «Зеркало», | познакомимся. | Тренинговое | ||||||||
развитие | и | коррекция | ||||||||
эмоционального | мира | |||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||||
2010 | ||||||||||
Игра | «Прогони | Бабу | Хухлаева | О.В. | ||||||
Ягу» | «Практические | материалы | ||||||||
для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||||
Психологические | игры | и | ||||||||
упражнения».-Москва: | ||||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||||
Игра «Я страшилок не | ХухлаеваО.В.«Тропинкак | |||||||||
боюсь, в кого хочешь – | своему Я».-М.: «Генезис», | |||||||||
превращусь» | 2009 | |||||||||
Упражнение | ||||||||||
«Театр»Игра«Темная | ||||||||||
комната»Игра «Грустная | ||||||||||
Темнота» | ||||||||||
Упражнение | «Победим | Монакова | Н.И. | |||||||
страх» | Упражнение | «Путешествие с гномом. | ||||||||
«Посмеемся | над | Развитие | эмоциональной | |||||||
страхами» | сферы | дошкольников». | – | |||||||
СПб.: «Речь», 2008 | ||||||||||
Упражнение | Погудкина И.С. «Работа | |||||||||
«Однажды…» | психолога | с | проблемными | |||||||
30 |
Рисунок «Мой страх» | дошкольниками. | Цикл | ||||||||
коррекционных занятий». – | ||||||||||
М.: Книголюб, 2008 | ||||||||||
«Грусть» | Упражнение | «Зеркало» | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
Игра «Маски» | познакомимся. Тренинговое | |||||||||
развитие | и | коррекция | ||||||||
эмоционального | мира | |||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||||
2010 | ||||||||||
Игра | «Я | грущу, | Монакова | Н.И. | ||||||
когда…»Игра | «Путешествие с гномом. | |||||||||
«Рассмеши | принцессу | Развитие | эмоциональной | |||||||
Несмеяну» | сферы | дошкольников». | – | |||||||
СПб.: «Речь», 2008 | ||||||||||
Упражнение | Крылова Т.А., Сумарокова | |||||||||
«Фотография» | А.Г. | «Чувства | всякие | |||||||
Упражнение | «Загадки- | нужны, | чувства | всякие | ||||||
топотушки» | важны» | Программа | ||||||||
Игра «Лужайка Грусти» | эмоционально-волевого | |||||||||
развития | детей. | – | СПб.: | |||||||
«Речь», 2011 | ||||||||||
«Наши эмоции» | Упражнение | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||||
«Зеркало»Упражнение | познакомимся. Тренинговое | |||||||||
«Выбери | такое | же | развитие | и | коррекция | |||||
настроение»Этюд | эмоционального | мира | ||||||||
«Разные | дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
настроения»Игра | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
«Облако» | 2010 | |||||||||
Упражнение | «Пальцы» | Хухлаева | О.В. | |||||||
Упражнение «Мусорное | «Практические | материалы | ||||||||
ведро» | для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||||
Психологические | игры | и | ||||||||
упражнения».-Москва: | ||||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||||
Упражнение «Стаканы с | Крюкова С.В., Слободянник | |||||||||
настроением» | Н.П. «Удивляюсь, злюсь, | |||||||||
боюсь, | хвастаюсь | и | ||||||||
радуюсь». - М.: «Генезис», | ||||||||||
2007 | ||||||||||
Игра «Хозяин чувств» | Хухлаева О.В. «Тропинка к | |||||||||
своему Я».-М.: «Генезис», | ||||||||||
2009 | ||||||||||
Упражнение | Погудкина | И.С. | «Работа |
«Волшебные стулья» | психолога | с проблемными | |||||
дошкольниками. | Цикл | ||||||
коррекционных | занятий». – | ||||||
М.: Книголюб, 2008 | |||||||
«Мы так похожи» | Упражнение | «Чем | я | ПазухинаИ.А.«Давай | |||
похож | на | соседа | познакомимся. Тренинговое | ||||
справа»Игра | развитие | и | коррекция | ||||
«Обезьянки»Игра | эмоционального | мира | |||||
«Люблю | ― | не | дошкольников 4-6 лет». – | ||||
люблю»Игра | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||
«Превращения» | 2010 | ||||||
Упражнение «Разные, но | Погудкина И.С. «Работа | ||||||
похожие» | психолога | с проблемными | |||||
дошкольниками. | Цикл | ||||||
коррекционных | занятий». – | ||||||
М.: Книголюб, 2008 | |||||||
«Мальчики и | Игра «Мальчик или | ПазухинаИ.А.«Давай | |||||
девочки» | девочка» | познакомимся. Тренинговое | |||||
развитие | и | коррекция | |||||
эмоционального | мира | ||||||
дошкольников 4-6 лет». – | |||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||
2010 | |||||||
Игра «Какие девочки- | ХухлаеваО.В.«Тропинкак | ||||||
какие | мальчики» | своему Я».-М.: «Генезис», | |||||
Игра | «Девочки | и | 2009 | ||||
мальчики | умеют» | ||||||
Упражнение «Я люблю» | |||||||
Упражнение | «Я | ||||||
мама(папа)» | |||||||
Упражнение | «Мама | ||||||
делает, папа делает» | |||||||
«Средства | Игра «Покажи руками» | ПазухинаИ.А.«Давай | |||||
общения» (слово, | Игра | «Походки»Игра | познакомимся. Тренинговое | ||||
жесты, мимика) | «Расскажи | стихи | развитие | и | коррекция | ||
руками» Этюды: «Это я! | эмоционального | мира | |||||
Это мое!», «Тише!», «До | дошкольников 4-6 лет». – | ||||||
свидания!» | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||
2010 | |||||||
Упражнение | «Ребята | и | Погудкина И.С. «Работа | ||||
зверята» | Упражнение | психолога | с проблемными | ||||
«Пантомима» | дошкольниками. | Цикл | |||||
коррекционных | занятий». – | ||||||
М.: Книголюб, 2008 |
«Правила | Упражнение | Саранская | О.Н. | |||||
общения» | «Необычное | Психологический | тренинг | |||||
приветствие» | для дошкольников «Давай | |||||||
дружить». – М.: Книголюб, | ||||||||
2008 | ||||||||
Упражнение «Как вести | Монакова | Н.И. | ||||||
себя | во | время | «Путешествие с гномом. | |||||
разговора» | Развитие | эмоциональной | ||||||
Этюд «Я слушаю друга» | сферы | дошкольников». | – | |||||
Игра «Без слов» | СПб.: «Речь», 2008 | |||||||
«Да и нет» | Хухлаева | О.В. | ||||||
«Практические | материалы | |||||||
для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||
Психологические | игры | и | ||||||
упражнения».-Москва: | ||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||
Игра «Лишнее слово» | Погудкина И.С. «Работа | |||||||
психолога | с проблемными | |||||||
дошкольниками. | Цикл | |||||||
коррекционных занятий». – | ||||||||
М.: Книголюб, 2008 | ||||||||
«Давайте жить | Упражнение | «Назови | Пазухина | И.А. | «Давай | |||
дружно» | соседа | ласково»Игра | познакомимся. Тренинговое | |||||
«Поезд»Игра «Передай | развитие | и | коррекция | |||||
мячик»Игра | эмоционального | мира | ||||||
«Рукавички» | дошкольников 4-6 лет». – | |||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||
2010 | ||||||||
Игра | «Звериное | Хухлаева | О.В. | |||||
пианино» | Игра | «Практические | материалы | |||||
«Вулкан» | для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||
Психологические | игры | и | ||||||
упражнения».-Москва: | ||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||
Игра | «Переход через | Баженова О.В. «Тренинг | ||||||
реку» | Игра | эмоционально-волевого | ||||||
«Морские | хищники» | развития для дошкольников | ||||||
Игра «Корабль» | и младших школьников».- | |||||||
СПб.: «Речь»,2010 | ||||||||
Игра «Собери игрушки» | Монакова | Н.И. | ||||||
Игра «Рисуем вместе» | «Путешествие с гномом. | |||||||
Развитие | эмоциональной | |||||||
сферы | дошкольников». | – | ||||||
СПб.: «Речь», 2008 |
Совместные | рисунки | Пилипко | Н.В. | |||||||
«Варежки», | «Домики», | «Приглашение | в | мир | ||||||
«Один карандаш», «Что | общения» ч.1. – М.: УЦ | |||||||||
на свете желтого цвета» | Перспектива, 2008 | |||||||||
Я умею быть | Игра | «Обижаться | не | Хухлаева | О.В. | |||||
доброжелательным | могу, | ой, | смеюсь, | «Практические | материалы | |||||
кукареку!»Упражнение | для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||||
«Когда | природа | Психологические | игры | и | ||||||
плачет»Упражнение | упражнения».-Москва: | |||||||||
«Стоп, | кулак!» | «Генезис», 2006 | ||||||||
Упражнение | «Мягкое | |||||||||
сердце» | Игра | |||||||||
«Мыльные | пузыри» | |||||||||
Упражнение | ||||||||||
«Старенькая бабушка» | ||||||||||
Игра | «Мама | и | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
детеныш»Упражнение | познакомимся. | Тренинговое | ||||||||
«Доброе | слово | развитие | и | коррекция | ||||||
медведю» | эмоционального | мира | ||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||||
2010 | ||||||||||
«Покажу, как я люблю» | Хухлаева | О.В. | ||||||||
«Практические | материалы | |||||||||
для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||||
Психологические | игры | и | ||||||||
упражнения».-Москва: | ||||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||||
Игра | «Капризуля» | Погудкина И.С. «Работа | ||||||||
Игра «Доктор Айболит» | психолога | с | проблемными | |||||||
дошкольниками. | Цикл | |||||||||
коррекционных занятий». – | ||||||||||
М.: Книголюб, 2008 | ||||||||||
Я учусь решать | Игра | «Злая | Черная | Хухлаева | О.В. | |||||
конфликты | Рука»Игра | «Практические | материалы | |||||||
«Хочукалки»Игра | для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||||
«Щекоталки»Игра | Психологические | игры | и | |||||||
«Кричалки-шепталки» | упражнения».-Москва: | |||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||||
Упражнение | «Я | хозяин | ХухлаеваО.В.«Тропинкак | |||||||
своих | чувств» | своему Я».-М.: «Генезис», | ||||||||
Упражнение | «Обида- | 2009 | ||||||||
стоп» | Упражнение | |||||||||
«Простучи | обиду | на |
барабане» | ||||||||||
Упражнение | «Чтоб | не | ||||||||
обижаться, | надо | |||||||||
расслабляться» | ||||||||||
Упражнение | Погудкина И.С. «Работа | |||||||||
«Поступки» | психолога | с проблемными | ||||||||
Игра «Упрямцы» | дошкольниками. | Цикл | ||||||||
коррекционных | занятий». – | |||||||||
М.: Книголюб, 2008 | ||||||||||
Упражнения на 5-7 лет | ||||||||||
Тема | Наименование | Источники | ||||||||
упражнения | ||||||||||
«Тайна моего | Игра | «Эхо» | Игра | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||
имени» | «Маленькое | имя»Игра | познакомимся. | Тренинговое | ||||||
«Объясни имя» | Игра | развитие | и | коррекция | ||||||
«Ласковое | эмоционального | мира | ||||||||
имя»Конкурс | «Кто | дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||
знает | больше | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||
имен»Игра | «Имя | 2010 | ||||||||
растет»Игра «Цветок- | ||||||||||
имя» | ||||||||||
«Мой внутренний | Игра | «Составь | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
мир. | фоторобот»Игра- | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
«Автопортрет» | ассоциация | «На | кого | развитие | и | коррекция | ||||
япохож»Упражнение | эмоционального | мира | ||||||||
«Слушаем | себя»Игра | дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||
«Выдуманная | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
биография»Игра | 2010 | |||||||||
«Знакомство- | ||||||||||
представление» | ||||||||||
Упражнение | «Я | очень | Хухлаева | О.В. | ||||||
хороший»Упражнение | «Практические | материалы | ||||||||
«Что я люблю» | для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||||
Психологические | игры и | |||||||||
упражнения».-Москва: | ||||||||||
«Генезис», 2006 | ||||||||||
Упражнение | «Мяч | в | Саранская | О.Н. | ||||||
кругу» | Психологический | тренинг | ||||||||
для дошкольников «Давай | ||||||||||
дружить». – М.: Книголюб, | ||||||||||
2008 | ||||||||||
Упражнение | Погудкина | И.С. | «Работа |
«Паутинка»Рисунок | психолога | с | проблемными | |||||||
«Какой Я» | дошкольниками. | Цикл | ||||||||
коррекционных | занятий». | – | ||||||||
М.: Книголюб, 2008 | ||||||||||
«Мой любимый | Игра | «Знакомство | со | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||
сказочный герой» | сказочным | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
героем»Игра- | развитие | и | коррекция | |||||||
пантомима | «Кто | эмоционального | мира | |||||||
здеськто?» | дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||||
2010 | ||||||||||
Игра «Загадай загадку» | Васильева И.Ю. «Волшебная | |||||||||
Игра | «Сказочный | книга игр». – СПб.: «Речь», | ||||||||
поезд» | Игра | 2010 | ||||||||
«Почему | грустит | |||||||||
Дюймовочка» | ||||||||||
Игра | «Спаси | |||||||||
принцессу» | Игра | |||||||||
«Придумай сказку» | ||||||||||
Игра | «Когда | герои | Васильева | И. | «Книга | |||||
были | маленькими» | сказочных | игр» ». – СПб.: | |||||||
Игра | «Речь», 2010 | |||||||||
«Перевоспитание» | ||||||||||
Игра «Снятие чар» | ||||||||||
Игра | «Сказка | в | ||||||||
помощь» | Игра « | |||||||||
Доброе дело» | ||||||||||
«Моя семья» | Игра | «Мы | очень | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||
любим» | Игра | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
«Родители | и | развитие | и | коррекция | ||||||
дети»Рисунок | «Мое | эмоционального | мира | |||||||
генеалогическое | дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
древо»Игра «Встань на | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
его (ее) место»Рисунок | 2010 | |||||||||
«Особый | деньмоей | |||||||||
семьи»Игра «Мы очень | ||||||||||
любим» | ||||||||||
Рисование | «Наш | |||||||||
теплый дом» | ||||||||||
Упражнение | «Что | Хухлаева | О.В. | |||||||
чувствует мама (папа), | «Практические | материалы | ||||||||
если…» | Игра | для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||
«Угадайка» | Психологические | игры | и | |||||||
Игра | «Родители | и | упражнения».-Москва: |
дети» | «Генезис», 2006 | ||||||||
Упражнение | «Рамка | Саранская | О.Н. | ||||||
для | картины» | Психологический | тренинг | ||||||
Пальчиковая | для дошкольников «Давай | ||||||||
гимнастика | «Моя | дружить». – М.: Книголюб, | |||||||
семья» | 2008 | ||||||||
Упражнение «Цветовые | |||||||||
ассоциации» | |||||||||
«Радость» | Игра | «Маски»Игра- | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||
ассоциация | «На | что | познакомимся. | Тренинговое | |||||
похожа радость» | развитие | и | коррекция | ||||||
эмоционального | мира | ||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
2010 | |||||||||
Игра | «Салют» | Хухлаева | О.В. | ||||||
Игра «Комната смеха» | «Практические | материалы | |||||||
для работы с детьми 3-9 лет. | |||||||||
Психологические | игры | и | |||||||
упражнения».-Москва: | |||||||||
«Генезис», 2006 | |||||||||
«Гнев» | Игра | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
«Маски»Упражнение | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
«Зеркало» | Игра | развитие | и | коррекция | |||||
«Ругаемся | овощами» | эмоционального | мира | ||||||
Игра | «Тигр | на | дошкольников 4-6 лет». – | ||||||
охоте»Упражнение | СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | ||||||||
«Уходи,злость, | 2010 | ||||||||
уходи!»Игра | «Порви | ||||||||
круг» | |||||||||
Игра | «Непослушные | Хухлаева | О.В. | ||||||
подушки», Упражнение | «Практические | материалы | |||||||
«Один день из жизни | для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||
плохого-хорошего | Психологические | игры | и | ||||||
мальчика(девочки)» | упражнения».-Москва: | ||||||||
Упражнение | «Конкурс | «Генезис», 2006 | |||||||
художников» | |||||||||
Упражнение | «Я | могу | |||||||
защитить…» | |||||||||
Игра | «Три | подвига | |||||||
Андрея»,«Рисование | |||||||||
кусочками» | |||||||||
Игра | «Жужа» | КряжеваН.Л.«Развитие | |||||||
Игра | «Два | барана» | эмоционального | мира |
Упражнение | «Час | детей».- | Ярославль: | ||||||
тишины и час можно» | «Академия развития» , 1996 | ||||||||
Игра «Сердитые львы и | Уханова А.«Развитие эмоций | ||||||||
веселые | котята» | и | навыков | общения | у | ||||
Упражнение | «Я | ребенка».-СПб.: «Речь»,2011 | |||||||
сержусь» | |||||||||
«Удивление» | Игра | «Маски»Этюд | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||
«Живая | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
шляпа»Упражнение | развитие | и | коррекция | ||||||
«Зеркало» | Игра | эмоционального | мира | ||||||
«Изобрази» | дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
2010 | |||||||||
Упражнение | А.Уханова «Развитие эмоций | ||||||||
«Необычное животное» | и | навыков | общения | у | |||||
ребенка».-СПб.: «Речь»,2011 | |||||||||
«Страх» | Игра | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
«Маски»Упражнение | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
«Зеркало» | развитие | и | коррекция | ||||||
эмоционального | мира | ||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
2010 | |||||||||
Игра | «Конкурс | Хухлаева | О.В. | ||||||
«боюсек»» Упражнение | «Практические | материалы | |||||||
«Закончи предложение» | для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||
Упражнение | «Одень | Психологические | игры | и | |||||
страшилку» | Игра | упражнения».-Москва: | |||||||
«Школа | пуганья» | «Генезис», 2006 | |||||||
Игра | |||||||||
«Парикмахерская» | |||||||||
Игра «Больница» | |||||||||
Занятие | «Баба | ХухлаеваО.В.«Тропинка | к | ||||||
Яга»Занятие | «Змей | своему Я».-М.: «Генезис», | |||||||
Горыныч» | Занятие | 2009 | |||||||
«Серый волк» | |||||||||
Игра | «Закалдованный | Баженова О.В. «Тренинг | |||||||
кубик» Игра «Монстр» | эмоционально-волевого | ||||||||
развития для дошкольников и | |||||||||
младших | школьников».- | ||||||||
СПб.: «Речь»,2010 | |||||||||
Игра | «Однажды…» | ПогудкинаИ.С.«Работа | |||||||
Рисунок «Мой страх» | психолога с | проблемными | |||||||
дошкольниками. | Цикл | ||||||||
38 |
коррекционных | занятий». | – | |||||||
М.: Книголюб, 2008 | |||||||||
Игра | «Напугаем | Уханова А.«Развитие эмоций | |||||||
страхи» | и | навыков | общения | у | |||||
ребенка».-СПб.: «Речь»,2011 | |||||||||
«Грусть» | Игра | Пазухина | И.А. | «Давай | |||||
«Маски»Упражнение | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
«Зеркало» | развитие | и | коррекция | ||||||
эмоционального | мира | ||||||||
дошкольников 4-6 лет». – | |||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
2010 | |||||||||
Упражнение | «Грустная | ХухлаеваО.В.«Тропинка | к | ||||||
Маша» | своему Я».-М.: «Генезис», | ||||||||
2009 | |||||||||
Упражнение «Мешок с | ПогудкинаИ.С.«Работа | ||||||||
капризками» | психолога | с проблемными | |||||||
дошкольниками. | Цикл | ||||||||
коррекционных | занятий». | – | |||||||
М.: Книголюб, 2008 | |||||||||
Игра | «Несмеяныи | Уханова А.«Развитие эмоций | |||||||
клоуны» | и | навыков | общения | у | |||||
ребенка».-СПб.: «Речь»,2011 | |||||||||
«Наши эмоции» | Игра | «Кривые | Пазухина | И.А. | «Давай | ||||
зеркала»Игра «Азбука | познакомимся. | Тренинговое | |||||||
настроения»Игра | развитие | и | коррекция | ||||||
«Угадай эмоцию»Игра | эмоционального | мира | |||||||
«Прочитай письмо» | дошкольников 4-6 лет». – | ||||||||
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», | |||||||||
2010 | |||||||||
Упражнение | Хухлаева | О.В. | |||||||
«Мимическая | «Практические | материалы | |||||||
гимнастика» | для работы с детьми 3-9 лет. | ||||||||
Игра | «Разные голоса» | Психологические | игры | и | |||||
Упражнение | «Вырази | упражнения».-Москва: | |||||||
чувства | глазами», | «Генезис», 2006 | |||||||
«Передай | чувства», | ||||||||
Упражнение | «Пальцы» | ||||||||
Упражнение | |||||||||
«Мусорное ведро» Игра | |||||||||
«Шурум-бурум» | |||||||||
Упражнение | «Стаканы | Крюкова С.В., Слободянник | |||||||
с настроением» | Н.П. «Удивляюсь, злюсь, | ||||||||
боюсь, | хвастаюсь | и |
радуюсь». - | М.: «Генезис», | |||||||
2007 | ||||||||
Игра «Раз, два, три, | ХухлаеваО.В.«Тропинка | к | ||||||
фигура чувства замри» | своему Я».-М.: «Генезис», | |||||||
2009 | ||||||||
Упражнение «Чувства» | < |