Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
рабочая программа

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми

 

  • чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr3.docx747.84 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Downloads\2021-12-06_001.jpg

Рабочая программа педагога-психолога

по развитию и коррекции

эмоционально-волевой сферы дошкольников

Разработал педагог-психолог:

Короткова С.Г.

г. Смоленск

Актуальность

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми

  • чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.

Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В связи с этим одним из важных направлений деятельности ДОУ является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания и обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях ДОУ.

Детский сад   имеет ресурсы для решения задач, направленных на обеспечение развития психологического здоровья детей дошкольного возраста. Анализ обращений к психологу показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы.

Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:

  • нарушение социальной адаптации;

  • трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • агрессивность;

  • гиперактивность;

  • заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи;

  • нарушения в развитии личностной сферы;

  • нарушение детско-родительских отношений.

Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т.е. помимо эмоциональных трудностей у ребенка может быть задержка психического развития, общее недоразвитие речи и т.д. Все это требует от специалистов

комплексного подхода к вопросам психолого-педагогического сопровождения такой категории детей.

Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.

Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта педагога-психолога ДОУ, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы дошкольников. В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В.

Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова,        М.

И. Чистякова и др.

Методологические и теоретические основы программы

  • основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

  1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.

  1. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

  • связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.

Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:

  1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической

деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.

  1. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.

  1. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.

  1. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в

коррекционно-педагогическомпроцессе,предполагаетучет

«нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического

развития.

  1. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.

  1. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-

первых,использованиевсегопсихолого-педагогическогои

коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.

  1. Принцип  интеграции  усилий  ближайшего  социального  окружения.

Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.

  1. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в

сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.

Занятия по данной программе включают в себя элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии телесно-ориентированных и релаксационных упражнений.

Характеристика программы  

Цели, задачи, ожидаемые результаты.

Программа направлена на помощь детям 4-7 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности,

устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Основная цель программы  коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

  • соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  • учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ-ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать  творческие,  коммуникативные  способности  в  процессе игрового общения.

        

Организация, формы и методы работы

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.

Методические средства, используемые в программе.

  • процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным

задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы  предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры  это игры, направленные на формирование

  • детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения  вербальные игры  придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного

живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы  групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы  в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • этюды;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • рисование;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом

  • на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

Условия формирования коррекционно-развивающей группы

Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:

  • нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;

  • особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;

  • проблемы  в  поведении:  конфликтность,  неспособность  постоять  за

себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;

  • нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;

  • проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

  • ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;
  • психосоматические  проблемы:  частые  «простудные  заболевания»  и

т.д.;

  • нарушение детско-родительских отношений

При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:

  1. Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
  1. Снижение интеллекта до степени умеренной умственной отсталости. Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста

Структура программы и занятий Программа включает в себя следующие блоки

Блок 1. «Я и Я»- блок включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о себе, развитие навыков самоанализа, Изучения своих переживаний и желаний; способность различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Также в данном блоке представлены игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

Блок        2. «Я и мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения,

направленные на знакомство с эмоциями человека, обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Блок 3. «Я и другие» - в этом блоке представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный блок призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.

Блок 4 «Я учусь владеть собой» - игры и упражнения данного блока, направленны наотреагированиенегативных эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п), обучение навыкам социально-

приемлемого поведения, формирование адекватных способов эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

Для детей 5-7 лет вводятся дополнительные блоки:

Блок 5 «Я и мои черты характера» - данный блок включает в себя

игры и упражнения, направленные на актуализацию нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера человека; мотивировать детей на осознание собственных черт характера, определять черты характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях,обобщить представление детей о чертах характера важных для общения,развивать интерес и способность к самопознанию. В результате работы над данным блоком программы дети смогут освоить понятие «сильная личность», выработают навыки уверенного поведения.

Блок 6 «Я общаюсь» - игры и упражнения данного блока направлены на освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека, развитие способности принимать друг друга,помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми, способствовать преодолению барьеров в общении. Дети смогут совершенствовать навыки общения, познакомятся с правилами приветствия, ведения беседы и

прощания, получат представление о вербальных барьерах общения. Упражнения данного блока помогут детям в овладении умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

  1. Приветствие
  2. Разминка

  1. Основная часть
  2. Рефлексия занятия
  3. Прощание

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить

актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических

упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

План и содержание программы занятий на 4-5 лет

Задачи развития на 4-5 лет:

Развитие игровых навыков:

  • ребенок действует от лица роли, соблюдает ролевое соподчинение;

  • ребенок ведет ролевые диалоги, может принимать на себя роль в игре со сверстниками;

  • ребенок может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам простые правила игры

  • ребенок умеет согласовывать тему игры, распределять роли, действовать в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми.

Развитие коммуникативных навыков:

  • ребенок употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества;
  • ребенок пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждать,

доказывать, объяснять, проявлять инициативу

Развитие эмоциональной сферы  ребенок эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

  • формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания
  • формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

  • осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

Блок 2. «Я и мои эмоции»

  • знакомство с различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния

  • отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.

Блок 2. «Я и другие»

  • развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы

  • формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям

  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека

  • развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей

  • обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения

Блок 4 «Я учусь владеть собой»

  • проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования

  • выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций

  • формирование адекватных форм поведения

Тематическое планирование занятий для детей 4-5 лет

Блок

Темы

На год

п/п

Кол-во

Кол-во

занятий

часов

1

Я и Я

«Тайна моего

1

1

имени»

«Мой внутренний

2

2

мир.

«Автопортрет»

«Мой любимый

2

2

сказочныйгерой»

«Моя семья»

2

2

2

Я и мои

«Радость»

1

1

эмоции

«Гнев»

1

1

«Удивление»

1

1

«Страх»

1

1

«Грусть»

1

1

«Наши эмоции»

2

2

3

Я и другие

«Мы так похожи»

2

2

«Мальчики и

1

1

девочки»

«Средства

3

3

общения» (слово,

жесты, мимика)

«Правила

2

2

общения»

«Давайте жить

3

3

дружно»

4

Я учусь

Я умею быть

2

2

владеть

доброжелательным

собой

Я учусь решать

3

3

конфликты

30

30

План и содержание программы занятий на 5-6 лет

Задачи развития на 5-6 лет:

Развитие игровых навыков:

  • договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры
  • распределяет роли до начала игры и строит свое поведение,

придерживаясь роли

Развитие коммуникативных навыков:

  • использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни.

  • интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера.

  • умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника

  • проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Развитие эмоциональной сферы

  • умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями

  • эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

  • формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания
  • формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

  • осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

  • осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье

Блок 2. «Я и мои эмоции»

эмоциональным состоянием, передаче своего эмоционального состояния через мимику и пантомимику

  • развитие эмоциональной произвольности

Блок 3. «Я и мои черты характера»

  • ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека
  • осознание ребенком собственных черт характера

  • формирование умения определятьособенностихарактера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях
  • выработка навыков уверенного поведения

Блок 4. «Я общаюсь»

  • освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека
  • помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми

  • совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания

  • овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

Блок 5. «Я и другие»

  • развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы

  • обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии

  • формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей

  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека

  • освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека

  • развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей

  • обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения

Блок 6 «Я учусь владеть собой»

  • развитие навыков социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях

  • реконструирование негативных поведенческих паттернов и формирование конструктивных форм поведения

  • обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля

Тематическое планирование для детей 5-6 лет

Блок

Темы

На год

п/п

Кол-во

Кол-

занятий

во

часов

1

Я и Я

«Тайна моего

1

1

имени»

«Мой внутренний

1

1

мир.

«Автопортрет»

«Мой любимый

1

1

сказочныйгерой»

«Моя семья»

1

1

2

Я и мои

«Радость»

1

1

эмоции

«Гнев»

1

1

«Удивление»

1

1

«Страх»

1

1

«Грусть»

1

1

«Наши эмоции»

1

1

3

Я и мои

«Смелость»

2

2

черты

«Честность»

характера

«Обида»

1

1

«Жадность»

«Доброта»

2

2

«Вежливость»

3

Я общаюсь

«Средства

1

1

общения» (слово,

жесты, мимика,

интонация)

«Правила

2

2

знакомства»

«Правила

1

1

общения»

3

Я и другие

«Мы так похожи»

1

1

«Мы такие

1

1

разные»

«Мальчики и

1

1

девочки»

«Давайте жить

2

2

дружно»

4

Я учусь

Я умею слушать

1

1

владеть

других

собой

Я умею

1

1

преодолевать

трудности

Я умею быть

1

1

доброжелательным

Я учусь решать

2

2

конфликты

«Я знаю, я умею, я могу!

1

1

30

30

План и содержание программы занятий на 6-7 лет

Задачи развития

Развитие игровых навыков:

  • в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем

  • придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации

  • находит новую трактовку роли и исполняет ее

  • может проявлять себя терпимым и доброжелательным партнером

  • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья).

  • в совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек, в плане речи-фантазии

Развитие коммуникативных навыков:

  • в беседе может высказывать свою точку зрения

  • инициативен в общении со взрослыми; поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы; беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.)

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

  • формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

  • развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности

  • обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений

  • осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

  • осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье

Блок 2. «Я и другие»

  • обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии

  • развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы

  • обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций

  • формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;

  • развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;

  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;

  • освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;

  • развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Блок 3. «Я и мои черты характера»

  • ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека
  • осознание ребенком собственных черт характера

  • формирование умения определять особенности характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях

  • выработка навыков уверенного поведения

Блок 4. «Я общаюсь»

  • освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека

  • помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми

  • совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания

  • овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

Блок 5. «Я и мои эмоции»

  • обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

  • снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков

  • ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состоянийчерез мимику и пантомимику, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций

  • развитие эмоциональной произвольности

Блок 6 «Я учусь владеть собой»

  • отреагирование негативных эмоций, переживаний

  • обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, выработка социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях

  • формирование конструктивных форм поведения

  • обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля

Тематическое планирование для детей 6-7 лет

Блок

Темы

На год

п/п

Кол-во

Кол-

занятий

во

часов

1

Я и Я

«Тайна моего

1

1

имени»

«Мой внутренний

1

1

мир.

«Автопортрет»

«Мой любимый

1

1

сказочныйгерой»

«Моя семья»

1

1

2

Я и мои

«Радость»

1

1

эмоции

«Гнев»

1

1

«Удивление»

1

1

«Страх»

1

1

«Грусть»

1

1

«Наши эмоции»

1

1

3

Я и мои

«Смелость»

2

2

черты

«Честность»

характера

«Обида»

2

2

«Жадность»

«Доброта»

2

2

«Вежливость»

3

Я общаюсь

«Средства

1

1

общения» (слово,

жесты, мимика,

интонация)

«Правила

1

1

знакомства»

«Правила

2

2

общения»

3

Я и другие

«Мы так похожи»

1

1

«Мы такие

1

1

разные»

«Мальчики и

1

1

девочки»

«Давайте жить

2

2

дружно»

4

Я учусь

Я умею слушать

1

1

владеть

других

собой

Я умею

1

1

преодолевать

трудности

Я умею быть

1

1

доброжелательным

Я учусь решать

1

1

конфликты

«Я знаю, я умею, я

1

1

могу!»

30

30

Эффективность использования программы

Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:

  1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.

  1. На основе диагностического обследования эмоционально-

волевой сферы ребенка

Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика коррекционной работы педагога-психолога» на каждого ребенка и в отчете работы группы. Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально-волевой сферы от начала к концу совместной работы.

При  проведении  психодиагностического  обследования  (как  входящей

диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Задачи

Критерии результативности

С какого

Диагностические

возраста

методы

Способствовать

Ребенок знает свои

с 4 лет

Наблюдение

самопознанию

индивидуальные особенности

Методика

ребенка,

(внешность, черты лица, пол)

«Лесенка»

помогать ему

и свои отличия от других

с 4 лет

В.Г.Щур

осознавать свои

детей

Тест «Рисунок

характерные

Ребенок осознает свои

с 4 лет

человека»

особенности и

физические и эмоциональные

Метод

предпочтения;

ощущения

с 4 лет

«Незаконченные

формировать у

Самооценка ребенка

предложения»

детей

соответствует возрасту

адекватную

Позитивная динамика

самооценку

эмоционального состояния и

поведения ребенка

Помочь ребенку

Наличие позитивной динамики

с 4 лет

Минаева В.М.

овладеть языком

в умениях ребенка узнавать,

Задания для

«эмоций» как

называть основные

изучения

способом

эмоциональные состояния

с 5 лет

эмоциональной

выражения

сферы ребенка

собственного

Наличие позитивной динамики

Урунтаева Г.А.,

эмоционального

в умениях ребенка графически

мимика –

АфонькинаЮ.А.

состояния,

изображать основные

с 4 лет

«Понимание

формировать

эмоциональные состояния

мимика,

эмоциональных

способности к

Умение ребенка передавать

пантомим

состояний»

эмоциональной

заданное эмоциональное

ика,

саморегуляции.

состояние при помощи

жесты – с

мимики, пантомимики,

5 лет

интонациии различать

определенные эмоциональные

с 4 лет

состояния взрослых и детей

по особенностям жестов,

мимики, движений

с 5 лет

Позитивная динамика у ребенка

в выражении эмоциональных

состояний социально

приемлемыми способами

Позитивная динамика в

развитии

произвольнойсаморегуляции

эмоционального состояния

ребенка

Развивать

Адаптированность ребенка в

Смирнова Е.О.,

навыки

группе, наличие у него в группе

с 4 лет

Калягина Е.А.

социального

взаимных симпатий с детьми,

методика

поведения,

способность ребенка

«Картинки»

чувства

взаимодействовать с разными

с 4 лет

Метод

принадлежности

детьми в группе

проблемных

к группе

Рост продуктивной активности,

с 4 лет

ситуаций

инициативности ребенка, рост

Смирнова,

проявления ими позитивных

Холмогорова

чувств

оценка

Ребенок может оказывать

других –

помощь другому ребенку в

с 4 лет

игре и совместной

оценка

деятельности, делиться с

себя и

другими детьми игрушками

других –

Ребенок умеет оценивать

с 5 лет

поступки и видеть

достоинства и недостатки

с 4 лет

собственного поведения и

поведения окружающих,

умеет  остановить другого

ребенка, если он делает что-то

плохое

Дети могут  уступать друг

другу в конфликтных

ситуациях

Учить ребенка

Позитивная динамика в

с 4 лет

Методика

выражать свою

развитии способности к

«Рисунок семьи»,

любовь к

сотрудничеству и

с 4 лет

«Три дерева»

близким,

сопереживанию

Методика Рене

воспитывать

Ребенок знает состав своей

Жиля

интерес к

семьи; правильно определять

с 4 лет

Тест Розенцвейга

истории его

свою роль в семье (сын, дочь,

Тест Сказка

семьи

внук, внучка).

Л.Дюсс

Ребенок умеет выражать

благодарность за проявление

к нему внимания и доброты

Вырабатывать у

Позитивная динамика в

с 5 лет

Критерии

ребенка

овладении ребенком приемами

агрессивности у

положительные

саморегуляции своего

ребенка по

черты

поведения на основе

Лаврентьевой Г. П.

характера,

самоконтроля и самоанализа

с 5 лет

и Титаренко Т. М.

способствующие

при взаимодействии со

Методика

лучшему

взрослыми и сверстниками

с 4 лет

выявления детских

взаимопонимани

Позитивная динамика в

страхов «Страхи в

ю в процессе

повышении мотивации ребенка

домиках».

общения; кор-

к изменению поведения

детский тест

ректировать его

Снижение негативных

тревожности

нежелательные

эмоциональных реакций –

Р.Тэммл, М.Дорки,

черты характера

тревоги, обиды, агрессивности

В.Амен

и поведения

и деструктивных проявлений

«Кактус»

ребенка в контактах

М.А.Панфилова

Диагностическая

таблица для

выявления типа

неконструктивного

поведения ребенка,

разработанная

М.Э.Вайнер

Детский

апперцептивный

тест (CAT)

Развивать

Рост интереса к другим детям,

с 4 лет

Наблюдение

творческие,

желания общаться,

Методика

коммуникативн

взаимодействовать

с 4 лет

«Расскажи сказку»

ые способности в

процессе

Рост коммуникативной

с 4 лет

игрового

успешности детей,

общения

совершенствование конкретных

с 4 лет

навыков общения

Ребенок употребляет в речи

слова (спасибо, пожалуйста,

с 5 лет

извините и т. п.)

Ребенок умеет познакомиться,

вести доброжелательный

диалог, умеет договариваться

Ребенок умеет устанавливать

и поддерживать контакты,

сотрудничать и решать

конфликтные ситуации,

находить компромиссные

решения

При   оценке

результативности   программы   основным   методом

диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования

родителей, смежных специалистов. Педагог-психолог самостоятельно разрабатывает программу диагностического обследования ребенка по окончании программы (3-4 методики) в соответствии с диагностическими показателями, на основании которых ребенок был зачислен на занятия. Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.

Стимульный и наглядный материал

  • CD-проигрыватель

  • диски с записями классической и танцевальной музыки, звуков природы, медитативной музыки

  • Клей, ножницы, цветные карандаши, мелки для рисования
  • листы формата А4 чистые
  • листы с тематическими заданиями

  • декоративный материал, помогающий оформить помещение в соответствии с основной темой занятия

  • демонстрационный материал: изображения эмоциональных состояний, пиктограмма

  • раздаточный материал (по тематике занятий)
  • мел, газеты

-стулья или картонные коробки различных размеров

  • скотч и картон
  • куски обоев

  • секундомер, мягкие игрушки
  • воздушные шарики
  • атрибуты и символы волшебства
  • игральный кубик – большого размера
  • музыкальные инструменты
  • колокольчик
  • доска для рисования

  • таинственная шкатулка, мешочек
  • цветные платки
  • природный материал (камушки,веточки, ракушки, перышки и т.д.)
  • покрывало
  • повязки для глаз

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.

  1. Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010

  1. Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010
  2. Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. –

М., 2004.

  1. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.

  1. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь»,

2011

  1. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У -Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.

  1. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

  1. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.

  1. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.

  1. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения».-М.: УЦ «Перспектива»,

2001

  1. Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

  1. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008

  1. УльенковаУ. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. :Владос, 2002.

  1. Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.:

«Речь»,2011

  1. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

  1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. –

М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.

  1. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.

  1. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

Приложение

Упражнения на 4-5 лет

Тема

Наименование

Источники

упражнения

«Тайна моего

Игра«Паровозикс

ПазухинаИ.А.«Давай

имени»

именем»Игра

познакомимся.  Тренинговое

«Потерялся

развитие

и

коррекция

мальчик(девочка)»Игра

эмоционального

мира

«Поем имя»Игра «Ветер

дошкольников  4-6  лет».  –

шепчет  имя»  «Рисунок

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

имени»

2010

Творческое

задание

Саранская

О.Н.

«Живые

имена»

Психологический

тренинг

Упражнение

«Снежный

для  дошкольников  «Давай

ком»

дружить».  –  М.:  Книголюб,

2008

Упражнение

«Ласковое

Погудкина   И.С.   «Работа

имя»

психолога

с  проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных  занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Мой внутренний

Игра

«Дотронься

ПазухинаИ.А.«Давай

мир.

до...»Игра

познакомимся.  Тренинговое

Автопортрет»

«Клубочек»Игра   «Мой

развитие

и

коррекция

зверь»

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Пряничная

Хухлаева

О.В.

куколка»

Игра

«Практические

материалы

«Заяц-хваста»

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры   и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Упражнение «Я люблю»

Саранская

О.Н.

Игра    «Все-некоторые-

Психологический

тренинг

только я»

для  дошкольников  «Давай

дружить».  –  М.:  Книголюб,

2008

Упражнение

Погудкина   И.С.   «Работа

«Паутинка»

психолога

с  проблемными

Рисунок «Какой Я»

дошкольниками.

Цикл

коррекционных  занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Мой любимый

Игра-

Пазухина

И.А.

«Давай

сказочный герой»

упражнение«Сказочные

познакомимся.  Тренинговое

зайцы»Игра    «Хоровод

развитие

и

коррекция

сказочных героев»

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра  «Загадай  загадку»

Васильева

И.Ю.

Игра «Сказочный поезд»

«Волшебная  книга  игр».  –

Игра

«Почему

грустит

СПб.: «Речь», 2010

Дюймовочка»

Игра «Спаси принцессу»

Игра «Придумай сказку»

Игра «Когда герои были

Васильева

И.

«Книга

маленькими»

сказочных  игр»  ».  –  СПб.:

Игра

«Перевоспитание»

«Речь», 2010

Игра

«Снятиечар»

Игра «Сказка в помощь»

Игра «Доброе дело»

«Моя семья»

Этюд

«Маме(папе)

Пазухина

И.А.

«Давай

улыбаемся»Игра «Найди

познакомимся.  Тренинговое

свою маму (папу)»

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение «Имя моей

Хухлаева

О.В.

мамы

«Практические

материалы

(папы)похоже…»Игра

для работы с детьми 3-9 лет.

«Угадайка»

Психологические

игры   и

Игра «Родители и дети»

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Упражнение  «Я  люблю

ХухлаеваО.В.«Тропинкак

свою

семью»

своему  Я».-М.:  «Генезис»,

Игра «Хочу-не хочу»

2009

«Радость»

Упражнение

Пазухина

И.А.

«Давай

«Зеркало»Игра   «Клоун

познакомимся.  Тренинговое

Тяп-Ляп»

Рисунок

развитие

и

коррекция

«Оживи кружочки»

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение

«Салют»

Хухлаева

О.В.

Игра «Комната смеха»

«Практические

материалы

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Игра

«Моя

улыбка

Монакова

Н.И.

похожа

на

…»

«Путешествие   с   гномом.

Игра

«Вспоминалки»

Развитие

эмоциональной

Игра

«Разноцветные

сферы

дошкольников».

шары»

СПб.: «Речь», 2008

«Гнев»

Упражнение

Пазухина

И.А.

«Давай

«Зеркало»Игра

«Тух-

познакомимся.  Тренинговое

тиби-тух»

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение

«Цирк»

Хухлаева

О.В.

Упражнение

«Стоп,

«Практические

материалы

кулак!»

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Игра

«Оживи

ХухлаеваО.В.«Тропинкак

картинку»Игра

«Не

своему  Я».-М.:  «Генезис»,

хозяин

своих

чувств»

2009

Упражнение

«Обзывалки   –   стоп»

Игра

«Акулы-рыбки»

Игра

«Превращаем

Танечку,

превращаем

Ванечку»

Этюд

«Злой

Монакова

Н.И.

принц»Упражнение

«Путешествие   с   гномом.

«Прогони

злость»,

Развитие

эмоциональной

Упражнение

сферы

дошкольников».

«Победитель

злости»

СПб.: «Речь», 2008

Упражнение

«Коврик

злости»

Упражнение

«Мешок  с

Погудкина   И.С.   «Работа

капризками»

психолога

с  проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных  занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Удивление»

Упражнение

«Зеркало»

Пазухина

И.А.

«Давай

Игра

«Маски»

познакомимся.  Тренинговое

Рисунок

«Оживи

развитие

и

коррекция

кружочки»

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Фокусник

в

Монакова

Н.И.

цирке»

«Путешествие   с   гномом.

Упражнение

«Круглые

Развитие

эмоциональной

глаза»

рисунок

сферы

дошкольников».

«Чудеса»

СПб.: «Речь», 2008

Игра   «Удиви   мышку»

Игра

«Удивительные

истории»

«Страх»

Игра  «Выбиваем  пыль»

Пазухина

И.А.

«Давай

Упражнение «Зеркало»,

познакомимся.

Тренинговое

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Прогони

Бабу

Хухлаева

О.В.

Ягу»

«Практические

материалы

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Игра  «Я  страшилок  не

ХухлаеваО.В.«Тропинкак

боюсь, в кого хочешь –

своему  Я».-М.:  «Генезис»,

превращусь»

2009

Упражнение

«Театр»Игра«Темная

комната»Игра «Грустная

Темнота»

Упражнение

«Победим

Монакова

Н.И.

страх»

Упражнение

«Путешествие   с   гномом.

«Посмеемся

над

Развитие

эмоциональной

страхами»

сферы

дошкольников».

СПб.: «Речь», 2008

Упражнение

Погудкина   И.С.   «Работа

«Однажды…»

психолога

с

проблемными

30

Рисунок «Мой страх»

дошкольниками.

Цикл

коррекционных  занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Грусть»

Упражнение

«Зеркало»

Пазухина

И.А.

«Давай

Игра «Маски»

познакомимся.  Тренинговое

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Я

грущу,

Монакова

Н.И.

когда…»Игра

«Путешествие   с   гномом.

«Рассмеши

принцессу

Развитие

эмоциональной

Несмеяну»

сферы

дошкольников».

СПб.: «Речь», 2008

Упражнение

Крылова  Т.А.,  Сумарокова

«Фотография»

А.Г.

«Чувства

всякие

Упражнение

«Загадки-

нужны,

чувства

всякие

топотушки»

важны»

Программа

Игра «Лужайка Грусти»

эмоционально-волевого

развития

детей.

СПб.:

«Речь», 2011

«Наши эмоции»

Упражнение

Пазухина

И.А.

«Давай

«Зеркало»Упражнение

познакомимся.  Тренинговое

«Выбери

такое

же

развитие

и

коррекция

настроение»Этюд

эмоционального

мира

«Разные

дошкольников  4-6  лет».  –

настроения»Игра

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

«Облако»

2010

Упражнение

«Пальцы»

Хухлаева

О.В.

Упражнение  «Мусорное

«Практические

материалы

ведро»

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Упражнение «Стаканы с

Крюкова С.В., Слободянник

настроением»

Н.П.   «Удивляюсь,   злюсь,

боюсь,

хвастаюсь

и

радуюсь». -  М.: «Генезис»,

2007

Игра «Хозяин чувств»

Хухлаева О.В. «Тропинка к

своему  Я».-М.:  «Генезис»,

2009

Упражнение

Погудкина

И.С.

«Работа

«Волшебные стулья»

психолога

с  проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных

занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Мы так похожи»

Упражнение

«Чем

я

ПазухинаИ.А.«Давай

похож

на

соседа

познакомимся.  Тренинговое

справа»Игра

развитие

и

коррекция

«Обезьянки»Игра

эмоционального

мира

«Люблю

не

дошкольников  4-6  лет».  –

люблю»Игра

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

«Превращения»

2010

Упражнение «Разные, но

Погудкина   И.С.   «Работа

похожие»

психолога

с  проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных

занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Мальчики и

Игра    «Мальчик    или

ПазухинаИ.А.«Давай

девочки»

девочка»

познакомимся.  Тренинговое

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра  «Какие  девочки-

ХухлаеваО.В.«Тропинкак

какие

мальчики»

своему  Я».-М.:  «Генезис»,

Игра

«Девочки

и

2009

мальчики

умеют»

Упражнение «Я люблю»

Упражнение

«Я

мама(папа)»

Упражнение

«Мама

делает, папа делает»

«Средства

Игра  «Покажи  руками»

ПазухинаИ.А.«Давай

общения» (слово,

Игра

«Походки»Игра

познакомимся.  Тренинговое

жесты, мимика)

«Расскажи

стихи

развитие

и

коррекция

руками» Этюды: «Это я!

эмоционального

мира

Это мое!», «Тише!», «До

дошкольников  4-6  лет».  –

свидания!»

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение

«Ребята

и

Погудкина   И.С.   «Работа

зверята»

Упражнение

психолога

с  проблемными

«Пантомима»

дошкольниками.

Цикл

коррекционных

занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Правила

Упражнение

Саранская

О.Н.

общения»

«Необычное

Психологический

тренинг

приветствие»

для  дошкольников  «Давай

дружить».  –  М.:  Книголюб,

2008

Упражнение «Как вести

Монакова

Н.И.

себя

во

время

«Путешествие   с   гномом.

разговора»

Развитие

эмоциональной

Этюд «Я слушаю друга»

сферы

дошкольников».

Игра «Без слов»

СПб.: «Речь», 2008

«Да и нет»

Хухлаева

О.В.

«Практические

материалы

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Игра «Лишнее слово»

Погудкина   И.С.   «Работа

психолога

с  проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных  занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

«Давайте жить

Упражнение

«Назови

Пазухина

И.А.

«Давай

дружно»

соседа

ласково»Игра

познакомимся.  Тренинговое

«Поезд»Игра   «Передай

развитие

и

коррекция

мячик»Игра

эмоционального

мира

«Рукавички»

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Звериное

Хухлаева

О.В.

пианино»

Игра

«Практические

материалы

«Вулкан»

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Игра

«Переход   через

Баженова   О.В.   «Тренинг

реку»

Игра

эмоционально-волевого

«Морские

хищники»

развития для дошкольников

Игра «Корабль»

и  младших  школьников».-

СПб.: «Речь»,2010

Игра «Собери игрушки»

Монакова

Н.И.

Игра «Рисуем вместе»

«Путешествие   с   гномом.

Развитие

эмоциональной

сферы

дошкольников».

СПб.: «Речь», 2008

Совместные

рисунки

Пилипко

Н.В.

«Варежки»,

«Домики»,

«Приглашение

в

мир

«Один карандаш», «Что

общения»  ч.1.  –  М.:  УЦ

на свете желтого цвета»

Перспектива, 2008

Я умею быть

Игра

«Обижаться

не

Хухлаева

О.В.

доброжелательным

могу,

ой,

смеюсь,

«Практические

материалы

кукареку!»Упражнение

для работы с детьми 3-9 лет.

«Когда

природа

Психологические

игры

и

плачет»Упражнение

упражнения».-Москва:

«Стоп,

кулак!»

«Генезис», 2006

Упражнение

«Мягкое

сердце»

Игра

«Мыльные

пузыри»

Упражнение

«Старенькая бабушка»

Игра

«Мама

и

Пазухина

И.А.

«Давай

детеныш»Упражнение

познакомимся.

Тренинговое

«Доброе

слово

развитие

и

коррекция

медведю»

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

«Покажу, как я люблю»

Хухлаева

О.В.

«Практические

материалы

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Игра

«Капризуля»

Погудкина   И.С.   «Работа

Игра «Доктор Айболит»

психолога

с

проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных  занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

Я учусь решать

Игра

«Злая

Черная

Хухлаева

О.В.

конфликты

Рука»Игра

«Практические

материалы

«Хочукалки»Игра

для работы с детьми 3-9 лет.

«Щекоталки»Игра

Психологические

игры

и

«Кричалки-шепталки»

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Упражнение

«Я

хозяин

ХухлаеваО.В.«Тропинкак

своих

чувств»

своему  Я».-М.:  «Генезис»,

Упражнение

«Обида-

2009

стоп»

Упражнение

«Простучи

обиду

на

барабане»

Упражнение

«Чтоб

не

обижаться,

надо

расслабляться»

Упражнение

Погудкина   И.С.   «Работа

«Поступки»

психолога

с  проблемными

Игра «Упрямцы»

дошкольниками.

Цикл

коррекционных

занятий».  –

М.: Книголюб, 2008

Упражнения на 5-7 лет

Тема

Наименование

Источники

упражнения

«Тайна моего

Игра

«Эхо»

Игра

Пазухина

И.А.

«Давай

имени»

«Маленькое

имя»Игра

познакомимся.

Тренинговое

«Объясни   имя»

Игра

развитие

и

коррекция

«Ласковое

эмоционального

мира

имя»Конкурс

«Кто

дошкольников  4-6  лет».  –

знает

больше

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

имен»Игра

«Имя

2010

растет»Игра   «Цветок-

имя»

«Мой внутренний

Игра

«Составь

Пазухина

И.А.

«Давай

мир.

фоторобот»Игра-

познакомимся.

Тренинговое

«Автопортрет»

ассоциация

«На

кого

развитие

и

коррекция

япохож»Упражнение

эмоционального

мира

«Слушаем

себя»Игра

дошкольников  4-6  лет».  –

«Выдуманная

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

биография»Игра

2010

«Знакомство-

представление»

Упражнение

«Я

очень

Хухлаева

О.В.

хороший»Упражнение

«Практические

материалы

«Что я люблю»

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры    и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

Упражнение

«Мяч

в

Саранская

О.Н.

кругу»

Психологический

тренинг

для   дошкольников   «Давай

дружить».  –  М.:  Книголюб,

2008

Упражнение

Погудкина

И.С.

«Работа

«Паутинка»Рисунок

психолога

с

проблемными

«Какой Я»

дошкольниками.

Цикл

коррекционных

занятий».

М.: Книголюб, 2008

«Мой любимый

Игра

«Знакомство

со

Пазухина

И.А.

«Давай

сказочный герой»

сказочным

познакомимся.

Тренинговое

героем»Игра-

развитие

и

коррекция

пантомима

«Кто

эмоционального

мира

здеськто?»

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра «Загадай загадку»

Васильева И.Ю. «Волшебная

Игра

«Сказочный

книга  игр».  –  СПб.:  «Речь»,

поезд»

Игра

2010

«Почему

грустит

Дюймовочка»

Игра

«Спаси

принцессу»

Игра

«Придумай сказку»

Игра

«Когда

герои

Васильева

И.

«Книга

были

маленькими»

сказочных

игр»  ».  –  СПб.:

Игра

«Речь», 2010

«Перевоспитание»

Игра    «Снятие    чар»

Игра

«Сказка

в

помощь»

Игра «

Доброе дело»

«Моя семья»

Игра

«Мы

очень

Пазухина

И.А.

«Давай

любим»

Игра

познакомимся.

Тренинговое

«Родители

и

развитие

и

коррекция

дети»Рисунок

«Мое

эмоционального

мира

генеалогическое

дошкольников  4-6  лет».  –

древо»Игра «Встань на

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

его (ее) место»Рисунок

2010

«Особый

деньмоей

семьи»Игра «Мы очень

любим»

Рисование

«Наш

теплый дом»

Упражнение

«Что

Хухлаева

О.В.

чувствует  мама  (папа),

«Практические

материалы

если…»

Игра

для работы с детьми 3-9 лет.

«Угадайка»

Психологические

игры

и

Игра

«Родители

и

упражнения».-Москва:

дети»

«Генезис», 2006

Упражнение

«Рамка

Саранская

О.Н.

для

картины»

Психологический

тренинг

Пальчиковая

для   дошкольников   «Давай

гимнастика

«Моя

дружить».  –  М.:  Книголюб,

семья»

2008

Упражнение «Цветовые

ассоциации»

«Радость»

Игра

«Маски»Игра-

Пазухина

И.А.

«Давай

ассоциация

«На

что

познакомимся.

Тренинговое

похожа радость»

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Салют»

Хухлаева

О.В.

Игра «Комната смеха»

«Практические

материалы

для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические

игры

и

упражнения».-Москва:

«Генезис», 2006

«Гнев»

Игра

Пазухина

И.А.

«Давай

«Маски»Упражнение

познакомимся.

Тренинговое

«Зеркало»

Игра

развитие

и

коррекция

«Ругаемся

овощами»

эмоционального

мира

Игра

«Тигр

на

дошкольников  4-6  лет».  –

охоте»Упражнение

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

«Уходи,злость,

2010

уходи!»Игра

«Порви

круг»

Игра

«Непослушные

Хухлаева

О.В.

подушки», Упражнение

«Практические

материалы

«Один  день  из  жизни

для работы с детьми 3-9 лет.

плохого-хорошего

Психологические

игры

и

мальчика(девочки)»

упражнения».-Москва:

Упражнение

«Конкурс

«Генезис», 2006

художников»

Упражнение

«Я

могу

защитить…»

Игра

«Три

подвига

Андрея»,«Рисование

кусочками»

Игра

«Жужа»

КряжеваН.Л.«Развитие

Игра

«Два

барана»

эмоционального

мира

Упражнение

«Час

детей».-

Ярославль:

тишины и час можно»

«Академия развития» , 1996

Игра «Сердитые львы и

Уханова А.«Развитие эмоций

веселые

котята»

и

навыков

общения

у

Упражнение

«Я

ребенка».-СПб.: «Речь»,2011

сержусь»

«Удивление»

Игра

«Маски»Этюд

Пазухина

И.А.

«Давай

«Живая

познакомимся.

Тренинговое

шляпа»Упражнение

развитие

и

коррекция

«Зеркало»

Игра

эмоционального

мира

«Изобрази»

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение

А.Уханова «Развитие эмоций

«Необычное животное»

и

навыков

общения

у

ребенка».-СПб.: «Речь»,2011

«Страх»

Игра

Пазухина

И.А.

«Давай

«Маски»Упражнение

познакомимся.

Тренинговое

«Зеркало»

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Игра

«Конкурс

Хухлаева

О.В.

«боюсек»» Упражнение

«Практические

материалы

«Закончи предложение»

для работы с детьми 3-9 лет.

Упражнение

«Одень

Психологические

игры

и

страшилку»

Игра

упражнения».-Москва:

«Школа

пуганья»

«Генезис», 2006

Игра

«Парикмахерская»

Игра «Больница»

Занятие

«Баба

ХухлаеваО.В.«Тропинка

к

Яга»Занятие

«Змей

своему   Я».-М.:   «Генезис»,

Горыныч»

Занятие

2009

«Серый волк»

Игра

«Закалдованный

Баженова    О.В.    «Тренинг

кубик» Игра «Монстр»

эмоционально-волевого

развития для дошкольников и

младших

школьников».-

СПб.: «Речь»,2010

Игра

«Однажды…»

ПогудкинаИ.С.«Работа

Рисунок «Мой страх»

психолога   с

проблемными

дошкольниками.

Цикл

38

коррекционных

занятий».

М.: Книголюб, 2008

Игра

«Напугаем

Уханова А.«Развитие эмоций

страхи»

и

навыков

общения

у

ребенка».-СПб.: «Речь»,2011

«Грусть»

Игра

Пазухина

И.А.

«Давай

«Маски»Упражнение

познакомимся.

Тренинговое

«Зеркало»

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение

«Грустная

ХухлаеваО.В.«Тропинка

к

Маша»

своему   Я».-М.:   «Генезис»,

2009

Упражнение «Мешок с

ПогудкинаИ.С.«Работа

капризками»

психолога

с   проблемными

дошкольниками.

Цикл

коррекционных

занятий».

М.: Книголюб, 2008

Игра

«Несмеяныи

Уханова А.«Развитие эмоций

клоуны»

и

навыков

общения

у

ребенка».-СПб.: «Речь»,2011

«Наши эмоции»

Игра

«Кривые

Пазухина

И.А.

«Давай

зеркала»Игра   «Азбука

познакомимся.

Тренинговое

настроения»Игра

развитие

и

коррекция

«Угадай  эмоцию»Игра

эмоционального

мира

«Прочитай письмо»

дошкольников  4-6  лет».  –

СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2010

Упражнение

Хухлаева

О.В.

«Мимическая

«Практические

материалы

гимнастика»

для работы с детьми 3-9 лет.

Игра

«Разные голоса»

Психологические

игры

и

Упражнение

«Вырази

упражнения».-Москва:

чувства

глазами»,

«Генезис», 2006

«Передай

чувства»,

Упражнение

«Пальцы»

Упражнение

«Мусорное ведро» Игра

«Шурум-бурум»

Упражнение

«Стаканы

Крюкова  С.В.,  Слободянник

с настроением»

Н.П.   «Удивляюсь,   злюсь,

боюсь,

хвастаюсь

и

радуюсь».  -

М.:  «Генезис»,

2007

Игра   «Раз,   два,   три,

ХухлаеваО.В.«Тропинка

к

фигура чувства замри»

своему   Я».-М.:   «Генезис»,

2009

Упражнение «Чувства»

<