Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группах раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)

В программе представлены 31 занятие по сенсорному развитию  с детьми раннего возраста.Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов, а также снятие напряжение и тревожности, по средствам игр, упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyshi_sensorika.docx34.32 КБ
Файл сенсорное развитие34.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

ХВАСТОВИЧСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято                                                                                            Утверждаю   Педагогическим советом                                                        Заведующая   МКДОУ д-с

МКДОУ «Буратино»                                                                       «Буратино»                                                                                                                                                                                                          

Протокол №_____                                                                   Приказ №75-оп от 31.08.2023г.                    

От «____» ______2023 г.                                                    _________________Л.Т.Ефремкина

Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группе раннего возраста на 2023-2024 учебный год на основе ФОП ДО и ФГОС ДО

        

                            Педагог-психолог:

             Шавергина Т.В.

Хвастовичи, 2023

                                          Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, эталонных представлений о цвете, форме, величине. Программа способствует приобретению дошкольником знаний о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; направлена на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Через развитие все видов восприятия закладывается основа для развития умственной деятельности. Уровень освоения программы – ознакомительный.

Актуальность программы обусловлена тем, что  с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, память, воображение – основаны на основе образов восприятия. Поэтому без опоры на полноценное восприятие невозможно нормальное умственное развитие. Условием успешного освоения любой практической деятельности является сенсорное развитие, так для успешного выполнения практических действий необходимо предварительное восприятие и анализ того, что необходимо сделать.

Программа призвана помочь детям с самого раннего возраста овладеть системой знаний, умений и навыков познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в познавательной и практической деятельности.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в познавательной и практической деятельности.

Программа направлена на то, чтобы систематически включить сенсорное воспитание в процессы познания окружающей действительности. Сенсорное развитие является основой успешного осуществления ребенком различных видов деятельности, формирования различных способностей.

        В жизни ребенок сталкивается с различными формами, видами красок, свойств предметов. Безусловно, даже без целенаправленного воспитания, ребенок воспринимает все увиденное. Но если усвоение происходит без грамотного педагогического руководства со стороны взрослого, оно может оказаться поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Научные, методологические и методические основания программы

Данная программа построена на основе возрастного культурно-исторического подхода развития психики к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка. Основным идеями данного подхода Л.С. Выготского являются:

  • Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
  • О роли взрослого как посредника в психическом развитии ребенка;
  • Средства является источником развития ребенка.

Объем программы: Срок обучения по программе – 1 год.

Объем обучения по программе составляет –32  занятия.

Адресат: программа предназначена для работы с детьми раннего возраста от 1,5 до 3лет.

Режим занятий: один раз в неделю(вторник), длительностью - 10 мин. (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Общая структура занятий:

  • Игровые проблемные ситуации, дидактические и развивающие игры, упражнения;
  • Динамические паузы;
  • Практический этап;
  • Рефлексивно-оценочный этап.

                               Взаимодействие с родителями.

Формы

Период

Содержание

Анкетирование родителей

1 раз

в год в начале года

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Наглядная информация (стенд, папки, сайт)

1 раз в месяц

«Что такое «сенсорика» и почему так важно её развивать»

«Игры с песком – лучшее развлечение для детей»

«Роль цвета в развитии ребенка»

«Как правильно играть с игрушками» и др.

Консультации (групповые и индивидуальные)

1 раз в квартал

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»                              

«Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»                      

«Как развивать мелкую моторику рук»

Мастер-класс

1 раз в год

«Дидактические игры своими руками»

Выставки творчества

1 раз в год

«Калейдоскоп игр»

Родительское собрание

2 раз в год

В начале и в конце года

Познакомить родителей с работой на занятиях (в начале учебного года).

Подведение итогов (конец учебного года).

                  Цель: формирование у детей раннего дошкольного возраста способов чувственного познания, совершенствование ощущений и восприятия, стимулирование познавательного, речевого, социального развития.

Задачи:

  • Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
  • Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  • Формировать у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
  • Учить детей называть свойства предметов.

обучающие:

дать представления о времени, цвете, форме, величине предметов, о себе и других людях, объектах и явлениях окружающего мира.        

развивающие:

развивать внимание, память; воображение, образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук.

воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, навыки организации своей деятельности;

формировать навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), уважительного отношения друг к другу, своему и чужому труду.

Учебно-тематический план занятий по реализации программы

Занятие№1 «Давайте поиграем»

Дидактические игры: «Давай знакомиться», «Приветствие». Кукла Катя в гости к нам пришла».

Подвижные игры: «Дотронься до», «Побежали по дорожкам»

Задачи: Создать положительное отношение к совместной деятельности. Уметь отзываться на свое имя, узнавать и показывать основные части тела. Развивать доверительные отношения детей друг с другом и с педагогом. Способствовать развитию координации движений и чувства ритма.

Занятие №2. «Вместе весело играть»

Дидактические игры: «Соберем грибочки для белочки»

Динамическая пауза: «Флажок»

Рисование пальчиками «Ягодки для мишки»

Задачи: Развивать навыки общения. Развивать умение пользоваться прищепками, гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук, двигательные навыки.

Занятие №3. "Домик для мышки и мишки(медведь)"

Дидактические игры: «Большой-маленький», «Кто где живет»

Пальчиковые игры: «Мышки в норке»

Подвижные игры: «Мишка косолапый»

Задачи: обращать внимание детей на величину предметов. Продолжать развивать навыки общения.

Занятие №4. "Домик с треугольными окошками"

Дидактические игры: «Большой – маленький», «Возьми большой, возьми маленький»

Подвижные игры: «Добеги до…», Дотронься до…».

Задачи: Познакомить детей с геометрической фигурой – треугольник закрепить понятие большой - маленький. Развивать у детей умение чередовать предметы по величине.

Материалы: силуэты треугольников, дидактическая картинка с треугольными большими и маленькими окошками.

Занятие№5 «Катись колючий ёжик»

Дидактические игры: «Найди ёжика», «Иголки для ёжика».

Игровой массаж: «Катись колючий ёж»

Задачи: Обогащать пассивный и активный словарный запас. Развивать зрительное восприятие, внимание. Способствовать развитию желание детей помочь друг другу, вместе радоваться успехам, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: игрушка ёжик с вставляющимися иголками. Массажные мячики по количеству детей.

Занятие №6 «Кошка с котятами»

Пальчиковая гимнастика: «Все котята мыли лапки»

Дидактические игры: «Забавные животные», Кошка-котята»

Задачи: Уметь находить одинаковые картинки, уметь группировать их по цвету. Обогащать словарный запас, развивать координацию движений.

Материалы: игрушка кошка, парные картинки с изображением животных

 Занятие №7 "Мячи четырех цветов"

 Дидактические игры: «Найди такой же», «Найди похожий», «Покажи где…».

Задачи: обращать внимание детей на цвет предмета, развивать понимание слов "цвет", "не такой", "разные".

Материалы: мячи одинаковые по размеры, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), игрушка - игровой персонаж, бассейн с шариками.

Занятие №8 "Найди куклу по цвету"

Задачи: обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом; развивать умение различать цвета.

Материалы: две-три куклы одинакового размера, в разных по цвету платьях, белый лист бумаги а4, цветные карандаши, воздушные шарики в цвет платья кукол.

Занятие №9 «На полянке»

Дидактические игры: «Листочки», «На полянке светит солнышко», «Соберем листочки».

Подвижная игра: «Большие – маленькие»

Задачи: Закреплять понятие большой-маленький. Развивать внимание, координацию движений и чувства ритма. Учить действовать по сигналу.  Учить собирать листочки определенного цвета.

Материалы: игрушка белочка, парные листочки разной величины, колокольчик,

Занятие №9 "Наши пальчики"

Пальчиковые игры: «Кулачок», Мальчик-пальчик», «Пальчики танцуют».

Задачи: развитие мелкой моторики, внимание, ощущения и восприятия.

Материалы: силуэты цветных парных ладошек.

Занятие №10 «Корзина  овощами»

Дидактические игры: «Едет грузовик», «Есть у нас огород», «Угощаем зайчика»

Задачи: уметь находить одинаковые предметы. Иметь представление об особенностях питания животных. Расширять представления об окружающем. Формирование элементарных представлений об овощах.

Материалы: игрушки: грузовик и зайчик, картинки животных на магнитах, корзинка с овощами (муляжи).

Занятие №11 "Волшебные ручки"

 Задачи: закрепить пальчиковые игры, продолжать развивать мелкую моторику рук, что способствует развитию речи; снимает эмоциональное напряжение;

Материалы: игрушка зайчик, песочница с кинетическим песком, фигурки для лепки, различных фигур по количеству детей, маленькие лопатки для песочницы.

Занятие №12 «Колобок»

Дидактические игры: «Покати шар», «Колобки на полянке».

Показ сказки (настольный театр) «Колобок»

Лепка «Колобок»

Задачи: Узнавать диких животных. Уметь находить желтый цвет, Уметь катать шары по горизонтальной и наклонной поверхности. Расширять представление об окружающем, знакомство с р.н.с. «Колобок». Развивать интерес к художественной литературе. Расширять представление о лесных животных.

Материалы: шарики разных цветов, настольный театр р.н.с. «Колобок», пластилин.

Занятие №13 «Мишка косолапый по лесу идет»

Подвижная игра: «Прятки», «Мишка косолапый»

Задачи: Закреплять понятие «дикие животные, уметь называть и показывать их. Уметь сортировать и собирать заданные предметы (шишки) в корзинку. Развивать внимание, восприятие, мелкую моторику рук.

Материалы: игрушка медведь, корзинка с шишками, шариками, игрушки дикие животные (лиса, волк, заяц).

Занятие №14 «Пересыпание ложкой»

Пальчиковая гимнастика: «Наши пальчики»

Задачи: Формировать умения у детей пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность, глазомер.

Материалы: игрушка мышка, емкости, наполненные горохом, пустые стаканчики по количеству детей, ложки – по количеству детей, с помощью ложки пересыпать зерна гороха в глубокие емкости.

Занятие №15 "Прыг-скок по дорожке"

Подвижная игра: «Побежали наши детки»

Задачи: Знакомство с цветами: красный, желтый, синий, зеленый.

Материалы: Разноцветные дорожки - полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см,

Занятие №16 "Сортировка"

Дидактические игры: «Найди на ощупь», «Найди местечко»

Пальчиковая гимнастика: «Ежик»

Подвижная игра: «Дотронься до…».

Задачи: Развивать у детей внимание, восприятие в связи с визуальными представлениями. Формировать о различных фактурах (твердый, мягкий, пушистый, колючий)

Материалы: Мячи из разного материала, тактильная мешки (мешочки, наполненные разными крупами, теннисные шарики, камешки)

Занятие №17 «А у нас во дворе»

Дидактические игры: «А у нас во дворе», «Игры животными», «Кто сказал мяу».

Задачи: Узнавать и показывать домашних животных. Закреплять умение выбирать из множества предметов только определенные. Закреплять звукоподражание дом. животным и умение различать их по голосам. Воспитывать внимательное отношение ко всему живому.

Материалы: фигурки дом. животных.

Занятие №18 «Мамины помощники»

Дидактические игры: «Развесим платочки», «Посадим цветочки».

Подвижная игра «Ленточки платочки»

Рисование пальчиками «цветочки»

Задачи: Уметь пользоваться прищепками, пальчиковыми красками. Развивать зрительное восприятие, внимание. Развивать умение помогать друг другу, вместе радоваться успехам.

Материалы: игрушка кукла Катя, разноцветные ленты (основные цвета), носовые платочки, прищепки, пальчиковые краски.

Занятие № 19 «Вышла курочка гулять»

Дидактические игры: «Покорми петушка», «Помоги курочки найти цыпляток», «Курочки и цыплятки», «Зернышки для петушка, курочки и цыплят».

Подвижная игра: «Вышла курочка гулять».

Задачи: иметь представление о домашних птицах, особенностях их питания. Уметь находить одинаковые картинки. Способствовать развитию речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: игрушки курочка и петушок, карточки с изображением цыплят, карточки с изображением зерна.

Занятие №20 "Цветные палочки"

Дидактическая игра: «Найди такой же», «Дотронься до…».

Подвижная игра: «Добеги до…»

Задачи: Обратить внимание детей на цвет предмета, устанавливать сходства и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные»

 Материалы: цветные палочки двух цветов.

 Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай. Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.

Занятие №21"Шумящие коробочки"

Дидактические игры: «Где звенит/шумит», «Громче-тише».

Подвижная игра: «Беги где звенит»

Материалы: парные коробочки, наполненные различными мелкими и крупными деталями, мяч, колокольчик.

 Задачи: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Занятие №22 «Шарики»

Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч»

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик – пальчик»

Задачи: Упражнять детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Материалы: Шарики основных цветов.

Занятие №23 "Подбери по форме"

Дидактические игры: «Найди такой же», «Выбери все…»

Задачи: Способствовать развитию у детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

Материалы: Дидактическая игра «Геометрическое лото», каточки с набором цветных геометрических фигур.        

Занятие №23 "Выложи по образцу"

Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик кап-кап-кап»

Подвижная игра: «Мишка косолапый по лесу идет»

Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук, знание цветов, умения подбирать нужный.

Материалы: мягкая игрушка медведь, бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка

Занятие №24 "Золушка"

Подвижная игра: «Кто быстрее, выше».

Задачи: Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: фасоль, горох, тарелочки

Занятие №25 "Воздушные шары"

Дидактические игры: «Воздушные шары», «Большой – маленький»

Задачи: Закреплять знания цветов, величин: красный, желтый, синий, зеленый; большой, маленький.

Материалы: Воздушные шары, разноцветные шарики из картона, с ленточками в цвет шарика.

Дети рассматривают шарики и называют цвет, величину.

Занятие № 26 "Пальчиковые игры"

Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук.

Материалы: грецкие орехи по количеству детей.

Вращение грецких орехов между ладонями, катание по столу.

Занятие №27 "Поможем зайке разложить игрушки"

Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»

Задачи: Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Материалы: Игрушки: зайцы, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие №28 «Ткани»

Игровой массаж «Колючий ёж»

Задачи: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Материалы: игрушка ёжик, силуэты ежей с парой одинаковых на ощупь тканей (колючек).

Занятие №29 "Что лежит в мешочке?"

Дидактическая игра: «Найди на ощупь»

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик»

Задачи: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Материалы: Дидактическая игра «Волшебный мешочек», мягкий мешочек с затягивающим верхом, небольшие игрушки, геометрические фигуры.

       

 Занятие №30 «Сделаем кукле Кате бусы"

 Задачи: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

 Материалы: игрушка кукла Катя, шнурки или веревочки, разноцветные бусины, фигурки по количеству детей.

 Занятие №31 «Спрячь мышку»

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод»

Задачи: Закреплять у детей представления об основных цветах.

Материалы: игрушка мышка, дидактическая игра «Спрячь мышку». 4 квадрата разного цвета с белым окошком в середине, где изображена мышка.

Занятие №32 "Игры с палочками"

Задачи: Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

 Материалы: Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

Итоговое занятие

Задачи: Самоанализ работы.

Материалы: Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, посредством дидактического материала на конец учебного года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        1.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.К очетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007. – 26с.

2.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19с.

        3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 39с.

5.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96с.

6.Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. – М., 2012. – 57с.

7.Петрова И.В., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста – М.: Сфера, 2012. – 47с.

8. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г. – 69с.

9. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2004.  – 39с.

10.Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.– М.: Владос, 2018. – 158с.

Электронные ресурсы:

1. 12 упражнений для сенсорной интеграции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://si-speech.ru/sensorna-integraciya/12-uprazhnenij-dlya-sensornojintegracii.html, свободный.

2. Методика сенсорной интеграции и стимуляции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sensint.ru/articles/metodika-sensornaya-integracii-i-stimulyaciimetodika-sis-predmetoterapiya, свободный.

3. Ребенок и сенсорная интеграция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/26885311-Rebenok-i-sensornaya-integraciya-iz-opyta-raboty.html, свободный.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

ХВАСТОВИЧСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято                                                                                            Утверждаю   Педагогическим советом                                                        Заведующая   МКДОУ д-с

МКДОУ «Буратино»                                                                       «Буратино»                                                                                                                                                                                                          

Протокол №_____                                                                   Приказ №75-оп от 31.08.2023г.                    

От «____» ______2023 г.                                                    _________________Л.Т.Ефремкина

Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группе раннего возраста на 2023-2024 учебный год на основе ФОП ДО и ФГОС ДО

        

                            Педагог-психолог:

             Шавергина Т.В.

Хвастовичи, 2023

                                          Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, эталонных представлений о цвете, форме, величине. Программа способствует приобретению дошкольником знаний о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; направлена на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Через развитие все видов восприятия закладывается основа для развития умственной деятельности. Уровень освоения программы – ознакомительный.

Актуальность программы обусловлена тем, что  с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, память, воображение – основаны на основе образов восприятия. Поэтому без опоры на полноценное восприятие невозможно нормальное умственное развитие. Условием успешного освоения любой практической деятельности является сенсорное развитие, так для успешного выполнения практических действий необходимо предварительное восприятие и анализ того, что необходимо сделать.

Программа призвана помочь детям с самого раннего возраста овладеть системой знаний, умений и навыков познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в познавательной и практической деятельности.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в познавательной и практической деятельности.

Программа направлена на то, чтобы систематически включить сенсорное воспитание в процессы познания окружающей действительности. Сенсорное развитие является основой успешного осуществления ребенком различных видов деятельности, формирования различных способностей.

        В жизни ребенок сталкивается с различными формами, видами красок, свойств предметов. Безусловно, даже без целенаправленного воспитания, ребенок воспринимает все увиденное. Но если усвоение происходит без грамотного педагогического руководства со стороны взрослого, оно может оказаться поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Научные, методологические и методические основания программы

Данная программа построена на основе возрастного культурно-исторического подхода развития психики к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка. Основным идеями данного подхода Л.С. Выготского являются:

  • Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
  • О роли взрослого как посредника в психическом развитии ребенка;
  • Средства является источником развития ребенка.

Объем программы: Срок обучения по программе – 1 год.

Объем обучения по программе составляет –32  занятия.

Адресат: программа предназначена для работы с детьми раннего возраста от 1,5 до 3лет.

Режим занятий: один раз в неделю(вторник), длительностью - 10 мин. (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Общая структура занятий:

  • Игровые проблемные ситуации, дидактические и развивающие игры, упражнения;
  • Динамические паузы;
  • Практический этап;
  • Рефлексивно-оценочный этап.

                               Взаимодействие с родителями.

Формы

Период

Содержание

Анкетирование родителей

1 раз

в год в начале года

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Наглядная информация (стенд, папки, сайт)

1 раз в месяц

«Что такое «сенсорика» и почему так важно её развивать»

«Игры с песком – лучшее развлечение для детей»

«Роль цвета в развитии ребенка»

«Как правильно играть с игрушками» и др.

Консультации (групповые и индивидуальные)

1 раз в квартал

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»                              

«Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»                      

«Как развивать мелкую моторику рук»

Мастер-класс

1 раз в год

«Дидактические игры своими руками»

Выставки творчества

1 раз в год

«Калейдоскоп игр»

Родительское собрание

2 раз в год

В начале и в конце года

Познакомить родителей с работой на занятиях (в начале учебного года).

Подведение итогов (конец учебного года).

                  Цель: формирование у детей раннего дошкольного возраста способов чувственного познания, совершенствование ощущений и восприятия, стимулирование познавательного, речевого, социального развития.

Задачи:

  • Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
  • Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  • Формировать у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
  • Учить детей называть свойства предметов.

обучающие:

дать представления о времени, цвете, форме, величине предметов, о себе и других людях, объектах и явлениях окружающего мира.        

развивающие:

развивать внимание, память; воображение, образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук.

воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, навыки организации своей деятельности;

формировать навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), уважительного отношения друг к другу, своему и чужому труду.

Учебно-тематический план занятий по реализации программы

Занятие№1 «Давайте поиграем»

Дидактические игры: «Давай знакомиться», «Приветствие». Кукла Катя в гости к нам пришла».

Подвижные игры: «Дотронься до», «Побежали по дорожкам»

Задачи: Создать положительное отношение к совместной деятельности. Уметь отзываться на свое имя, узнавать и показывать основные части тела. Развивать доверительные отношения детей друг с другом и с педагогом. Способствовать развитию координации движений и чувства ритма.

Занятие №2. «Вместе весело играть»

Дидактические игры: «Соберем грибочки для белочки»

Динамическая пауза: «Флажок»

Рисование пальчиками «Ягодки для мишки»

Задачи: Развивать навыки общения. Развивать умение пользоваться прищепками, гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук, двигательные навыки.

Занятие №3. "Домик для мышки и мишки(медведь)"

Дидактические игры: «Большой-маленький», «Кто где живет»

Пальчиковые игры: «Мышки в норке»

Подвижные игры: «Мишка косолапый»

Задачи: обращать внимание детей на величину предметов. Продолжать развивать навыки общения.

Занятие №4. "Домик с треугольными окошками"

Дидактические игры: «Большой – маленький», «Возьми большой, возьми маленький»

Подвижные игры: «Добеги до…», Дотронься до…».

Задачи: Познакомить детей с геометрической фигурой – треугольник закрепить понятие большой - маленький. Развивать у детей умение чередовать предметы по величине.

Материалы: силуэты треугольников, дидактическая картинка с треугольными большими и маленькими окошками.

Занятие№5 «Катись колючий ёжик»

Дидактические игры: «Найди ёжика», «Иголки для ёжика».

Игровой массаж: «Катись колючий ёж»

Задачи: Обогащать пассивный и активный словарный запас. Развивать зрительное восприятие, внимание. Способствовать развитию желание детей помочь друг другу, вместе радоваться успехам, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: игрушка ёжик с вставляющимися иголками. Массажные мячики по количеству детей.

Занятие №6 «Кошка с котятами»

Пальчиковая гимнастика: «Все котята мыли лапки»

Дидактические игры: «Забавные животные», Кошка-котята»

Задачи: Уметь находить одинаковые картинки, уметь группировать их по цвету. Обогащать словарный запас, развивать координацию движений.

Материалы: игрушка кошка, парные картинки с изображением животных

 Занятие №7 "Мячи четырех цветов"

 Дидактические игры: «Найди такой же», «Найди похожий», «Покажи где…».

Задачи: обращать внимание детей на цвет предмета, развивать понимание слов "цвет", "не такой", "разные".

Материалы: мячи одинаковые по размеры, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), игрушка - игровой персонаж, бассейн с шариками.

Занятие №8 "Найди куклу по цвету"

Задачи: обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом; развивать умение различать цвета.

Материалы: две-три куклы одинакового размера, в разных по цвету платьях, белый лист бумаги а4, цветные карандаши, воздушные шарики в цвет платья кукол.

Занятие №9 «На полянке»

Дидактические игры: «Листочки», «На полянке светит солнышко», «Соберем листочки».

Подвижная игра: «Большие – маленькие»

Задачи: Закреплять понятие большой-маленький. Развивать внимание, координацию движений и чувства ритма. Учить действовать по сигналу.  Учить собирать листочки определенного цвета.

Материалы: игрушка белочка, парные листочки разной величины, колокольчик,

Занятие №9 "Наши пальчики"

Пальчиковые игры: «Кулачок», Мальчик-пальчик», «Пальчики танцуют».

Задачи: развитие мелкой моторики, внимание, ощущения и восприятия.

Материалы: силуэты цветных парных ладошек.

Занятие №10 «Корзина  овощами»

Дидактические игры: «Едет грузовик», «Есть у нас огород», «Угощаем зайчика»

Задачи: уметь находить одинаковые предметы. Иметь представление об особенностях питания животных. Расширять представления об окружающем. Формирование элементарных представлений об овощах.

Материалы: игрушки: грузовик и зайчик, картинки животных на магнитах, корзинка с овощами (муляжи).

Занятие №11 "Волшебные ручки"

 Задачи: закрепить пальчиковые игры, продолжать развивать мелкую моторику рук, что способствует развитию речи; снимает эмоциональное напряжение;

Материалы: игрушка зайчик, песочница с кинетическим песком, фигурки для лепки, различных фигур по количеству детей, маленькие лопатки для песочницы.

Занятие №12 «Колобок»

Дидактические игры: «Покати шар», «Колобки на полянке».

Показ сказки (настольный театр) «Колобок»

Лепка «Колобок»

Задачи: Узнавать диких животных. Уметь находить желтый цвет, Уметь катать шары по горизонтальной и наклонной поверхности. Расширять представление об окружающем, знакомство с р.н.с. «Колобок». Развивать интерес к художественной литературе. Расширять представление о лесных животных.

Материалы: шарики разных цветов, настольный театр р.н.с. «Колобок», пластилин.

Занятие №13 «Мишка косолапый по лесу идет»

Подвижная игра: «Прятки», «Мишка косолапый»

Задачи: Закреплять понятие «дикие животные, уметь называть и показывать их. Уметь сортировать и собирать заданные предметы (шишки) в корзинку. Развивать внимание, восприятие, мелкую моторику рук.

Материалы: игрушка медведь, корзинка с шишками, шариками, игрушки дикие животные (лиса, волк, заяц).

Занятие №14 «Пересыпание ложкой»

Пальчиковая гимнастика: «Наши пальчики»

Задачи: Формировать умения у детей пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность, глазомер.

Материалы: игрушка мышка, емкости, наполненные горохом, пустые стаканчики по количеству детей, ложки – по количеству детей, с помощью ложки пересыпать зерна гороха в глубокие емкости.

Занятие №15 "Прыг-скок по дорожке"

Подвижная игра: «Побежали наши детки»

Задачи: Знакомство с цветами: красный, желтый, синий, зеленый.

Материалы: Разноцветные дорожки - полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см,

Занятие №16 "Сортировка"

Дидактические игры: «Найди на ощупь», «Найди местечко»

Пальчиковая гимнастика: «Ежик»

Подвижная игра: «Дотронься до…».

Задачи: Развивать у детей внимание, восприятие в связи с визуальными представлениями. Формировать о различных фактурах (твердый, мягкий, пушистый, колючий)

Материалы: Мячи из разного материала, тактильная мешки (мешочки, наполненные разными крупами, теннисные шарики, камешки)

Занятие №17 «А у нас во дворе»

Дидактические игры: «А у нас во дворе», «Игры животными», «Кто сказал мяу».

Задачи: Узнавать и показывать домашних животных. Закреплять умение выбирать из множества предметов только определенные. Закреплять звукоподражание дом. животным и умение различать их по голосам. Воспитывать внимательное отношение ко всему живому.

Материалы: фигурки дом. животных.

Занятие №18 «Мамины помощники»

Дидактические игры: «Развесим платочки», «Посадим цветочки».

Подвижная игра «Ленточки платочки»

Рисование пальчиками «цветочки»

Задачи: Уметь пользоваться прищепками, пальчиковыми красками. Развивать зрительное восприятие, внимание. Развивать умение помогать друг другу, вместе радоваться успехам.

Материалы: игрушка кукла Катя, разноцветные ленты (основные цвета), носовые платочки, прищепки, пальчиковые краски.

Занятие № 19 «Вышла курочка гулять»

Дидактические игры: «Покорми петушка», «Помоги курочки найти цыпляток», «Курочки и цыплятки», «Зернышки для петушка, курочки и цыплят».

Подвижная игра: «Вышла курочка гулять».

Задачи: иметь представление о домашних птицах, особенностях их питания. Уметь находить одинаковые картинки. Способствовать развитию речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: игрушки курочка и петушок, карточки с изображением цыплят, карточки с изображением зерна.

Занятие №20 "Цветные палочки"

Дидактическая игра: «Найди такой же», «Дотронься до…».

Подвижная игра: «Добеги до…»

Задачи: Обратить внимание детей на цвет предмета, устанавливать сходства и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные»

 Материалы: цветные палочки двух цветов.

 Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай. Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.

Занятие №21"Шумящие коробочки"

Дидактические игры: «Где звенит/шумит», «Громче-тише».

Подвижная игра: «Беги где звенит»

Материалы: парные коробочки, наполненные различными мелкими и крупными деталями, мяч, колокольчик.

 Задачи: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Занятие №22 «Шарики»

Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч»

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик – пальчик»

Задачи: Упражнять детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Материалы: Шарики основных цветов.

Занятие №23 "Подбери по форме"

Дидактические игры: «Найди такой же», «Выбери все…»

Задачи: Способствовать развитию у детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

Материалы: Дидактическая игра «Геометрическое лото», каточки с набором цветных геометрических фигур.        

Занятие №23 "Выложи по образцу"

Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик кап-кап-кап»

Подвижная игра: «Мишка косолапый по лесу идет»

Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук, знание цветов, умения подбирать нужный.

Материалы: мягкая игрушка медведь, бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка

Занятие №24 "Золушка"

Подвижная игра: «Кто быстрее, выше».

Задачи: Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: фасоль, горох, тарелочки

Занятие №25 "Воздушные шары"

Дидактические игры: «Воздушные шары», «Большой – маленький»

Задачи: Закреплять знания цветов, величин: красный, желтый, синий, зеленый; большой, маленький.

Материалы: Воздушные шары, разноцветные шарики из картона, с ленточками в цвет шарика.

Дети рассматривают шарики и называют цвет, величину.

Занятие № 26 "Пальчиковые игры"

Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук.

Материалы: грецкие орехи по количеству детей.

Вращение грецких орехов между ладонями, катание по столу.

Занятие №27 "Поможем зайке разложить игрушки"

Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»

Задачи: Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Материалы: Игрушки: зайцы, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие №28 «Ткани»

Игровой массаж «Колючий ёж»

Задачи: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Материалы: игрушка ёжик, силуэты ежей с парой одинаковых на ощупь тканей (колючек).

Занятие №29 "Что лежит в мешочке?"

Дидактическая игра: «Найди на ощупь»

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик»

Задачи: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Материалы: Дидактическая игра «Волшебный мешочек», мягкий мешочек с затягивающим верхом, небольшие игрушки, геометрические фигуры.

       

 Занятие №30 «Сделаем кукле Кате бусы"

 Задачи: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

 Материалы: игрушка кукла Катя, шнурки или веревочки, разноцветные бусины, фигурки по количеству детей.

 Занятие №31 «Спрячь мышку»

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод»

Задачи: Закреплять у детей представления об основных цветах.

Материалы: игрушка мышка, дидактическая игра «Спрячь мышку». 4 квадрата разного цвета с белым окошком в середине, где изображена мышка.

Занятие №32 "Игры с палочками"

Задачи: Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

 Материалы: Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

Итоговое занятие

Задачи: Самоанализ работы.

Материалы: Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, посредством дидактического материала на конец учебного года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        1.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.К очетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007. – 26с.

2.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19с.

        3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 39с.

5.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96с.

6.Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. – М., 2012. – 57с.

7.Петрова И.В., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста – М.: Сфера, 2012. – 47с.

8. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г. – 69с.

9. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2004.  – 39с.

10.Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.– М.: Владос, 2018. – 158с.

Электронные ресурсы:

1. 12 упражнений для сенсорной интеграции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://si-speech.ru/sensorna-integraciya/12-uprazhnenij-dlya-sensornojintegracii.html, свободный.

2. Методика сенсорной интеграции и стимуляции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sensint.ru/articles/metodika-sensornaya-integracii-i-stimulyaciimetodika-sis-predmetoterapiya, свободный.

3. Ребенок и сенсорная интеграция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/26885311-Rebenok-i-sensornaya-integraciya-iz-opyta-raboty.html, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Вторая группа раннего возраста.

Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста....

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ детский сад «Солнышко» для детей дошкольного возраста (1,5-7 лет) на 2020-2021 учебный год

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...

Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"

Рабочая программа  педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...