РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Вторая группа раннего возраста.
рабочая программа на тему

Хрисанова Марина Юрьевна

Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_2018-2019_uch.god_.docx74.24 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики города Канаш Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19» города Канаш Чувашской Республики

Рассмотрена

на заседании педагогического совета

Протокол _____

«___»______________20__г

Утверждена

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 19»

_____________ Моргаева Е.В.

Приказ № _____

«___»______________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

 Вторая группа раннего возраста

на период 03.09.2018 - 31.05.2019 гг.

Составитель:

Хрисанова Марина Юрьевна, воспитатель, I категория

        

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет. Разработана с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; зарегистрирован в Министерстве образования и науки РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30  384;

-«Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.1.3049-13

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-Устав МБДОУ  «Детский сад №19» г.Канаш.

Ведущие Цели Программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Цели Программы достигаются через решение следующих ЗАДАЧ:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения .Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того,

что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

«Программа образования ребенка – дошкольника» под редакцией Кузнецовой Л.В.

Задачи:

-Охрана и укрепление физического и психического здоровья, забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии и саморазвитии каждого ребенка, приобщение его к ценностям здорового образа жизни;

-развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, к себе; развитие его познавательных интересов, способностей, потребностей;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к самовыражению;

-обеспечение предшкольной подготовки и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей из разных слоев населения.

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 Принципы и подходы определены в соответствии с ФГОС дошкольного образования, представлены в программе «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой   стр.9

«Программа образования ребенка – дошкольника» под редакцией Кузнецовой Л.В.

В основе программы лежат следующие принципы:

-природосообразности,

-культуросообразности,

-гуманизации,

-интеграции.

«Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики»:

Возрастные особенности детей группы:

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь восприятие, К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

-Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

-Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

-Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

-Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

-Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

2.Содержательный раздел.

2.1.Задачи воспитания и развития детей на данном возрастном этапе по  образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки ,башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.)и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных

предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.)

Ознакомление с предметным окружением

Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обув ,мебель, транспортные средства. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны(бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.),подбирать предметы по тождеству(найди такой же, подбери пару), группировать их  по способу  использования (из чашки пьют и т.д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч- синий мяч; большой кубик- маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий(игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с социальным миром

Напомнить детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т.д ) Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Ознакомление с миром природы

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанос им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают

бабочки.

2.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

«Программа образования ребенка – дошкольника» под ред. Кузнецовой Л.В.

2-3 года. Вторая группа раннего возраста.

Моя республика:

Ребенок осваивает элементарные знания о своем городе : знакомится с названием города  и улицы, на которой проживает.

2.3. Формы, методы и средства реализации программы

Образовательные области                                

                

Приоритетные виды деятельности

Формы организации

Познавательное развитие        

Познавательно  исследовательская        

Наблюдения, исследования, проблемные ситуации, экскурсии, целевые прогулки, дидактические и конструктивные игры,   просмотр презентаций, , фильмов,  и т.д.

Социально - коммуникативное развитие

Игровая, трудовая, коммуникативная

Совместные игры детей, игры с правилами, творческие игры, трудовые поручения,  совместный труд, коллективные работы, моделирование ситуации

        

Формы работы        

Способы

Методы

Средства

Индивидуальная  Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность  

Рассматривание Наблюдение

Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность  Развивающая игра Экскурсия

Проблемная ситуация

Наглядный

Наблюдение

Игра

Показ

Диалог

Беседа

Вопрос-ответ

Предметы материальной культуры

 Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы

Игровые пособия  

Макеты

Альбомы

Дидактический материал  

ТСО

2.4.Способы поддержки детской инициативности и освоения Программы. Использовать естественные и создавать специальные ситуации для развития у ребенка познавательного интереса к окружающей действительности, освоения им знаний о предметах и явлениях, путем непосредственного взаимодействия с ними и переживания при этом положительных эмоций.

Обеспечивать уравновешанный эмоциональный тонус, радостное настроение в группе сверстников; познавательную и физическую активность каждого ребенка; оказывать эмоциональную поддержку («умница», «ты очень хорошая девочка»); поощрять проявления нежности к близким людям. Поддерживать и стимулировать «экспериментирование» (элементарные опыты) ребенка, помогать ему «открывать» новые, выявлять «скрытые» свойства и качества различных объектов.

2.5.Взаимодействие с семьями воспитанников.

1. Беседы

2. Родительские собрания

3. Консультации

4. Папки передвижки

5. Конкурсы

6. Индивидуальные беседы        

7. Подготовка к праздникам

8. Создание фотоальбома

9. Анкетирования

2.6. Иные характеристики содержания программы

        Педагогическая диагностика детского развития проводится по эпикризным срокам.        

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Программные задачи по образовательной области « Познавательное развитие» решаются в непосредственной образовательной деятельности, в совместной образовательной деятельности педагога и детей, в режимных моментах, актуализируется в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки дозируется, не превышает максимальную нагрузку допустимую правилами и нормами нагрузки по действующему СанПиН2.4.1.3049-13. Непосредственная образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности не более 10 минут.  

Образовательная область

Периодичность

Интеграция

Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с предметным окружением.

1 раз в неделю

Социально – коммуникативное развитие (труд. безопасность, социализация)

Календарно – тематический план по образовательной области

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Месяц

Тема недели

      Тема НОД

 

 Программное содержание

 

   Интеграции

     Задачи

СЕНТЯБРЬ

«Наша группа»

1. «Вот какая наша группа».

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.15

Учить рассматривать картину, называть изображенные на ней предметы, учить соотносить изображенное на картине с реальной обстановкой группы. Активизировать словарь детей.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к окружающим. Формировать умения обращать внимание на изменения в группе.

«Наши игрушки»

 2. «Что могут делать игрушки?». 

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.

9-10

Побуждать совершать действия с игрушками по словесному указанию. Помочь понять значение слов, вверх-вниз, отчетливо произносить их.

Социально-коммуникативное развитие

Побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

«Овощи»

3. «Морковка от зайчика»  

Источник:

О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.21

Расширять представление детей  об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Социально-коммуникативное развитие

Приобщение  элементарным общепринятым нормам и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формировать умения обращать внимание на изменения в природе.

«Фрукты»

4. «Рассматривание фруктов»

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая  младшая группа стр.30

Закреплять представление о фруктах.

Способствовать формированию понятия фрукты.

Учить объединять предметы по разным признакам (цвет, форма, обобщающее понятие).

Упражнять в использовании прилагательных в сочетании с существительными в роде.

Дать представление о пользе свежих фруктов для здоровья.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к труду, окружающим. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

ОКТЯБРЬ

«Наш огород»    

1. «Что растет на грядке?».

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая  младшая группа стр.25

Учить узнавать и называть овощи: морковь, лук, картофель, помидор, капуста, огурец, репа, соотносить натуральные предметы с их изображением.

Подводить к усвоению обобщающего понятия «овощи». Упражнять в различении и правильном назывании цветов: зеленый, красный, желтый.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к труду. Формировать умения с  помощью взрослого ухаживать за грядками.

«Одежда»

2.«Как одета кукла Маша?» 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.34

Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей.

Учить запомнить последовательность одевания.

Учить различать и называть синий цвет.

Социально-коммуникативное развитие

«Осень»

3.«Вот какая осень!» 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.40

Закреплять представление о признаках осени: падают листья, холодно, дует ветер.

Уточнить знания об овощах и фруктах, упражнять в использовании обобщающих понятий.

Закреплять знания об изменениях в одежде с наступлением осени.

Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, участвовать в составлении рассказа по картине.

Социально-коммуникативное развитие

«Птицы»

4.«У кормушки» 

Источник:

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Первая младшая группа стр.25

Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

Социально-коммуникативное развитие

«Мир вокруг нас»

5. «Листопад, листопад листья желтые летят». 

Источник:

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» первая младшая группа стр.22

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.

НОЯБРЬ

«Мой  дом»

1. «Мой дом»

Источник:

См .конспект 3

Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Рассказать, что дома бывают разные. Воспитывать любовь к родному дому. Обогащать словарь детей.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать знания о расположении помещений в квартире.

«Мой город»

2.  «Мой город»

Источник:

См. конспект 2

Формировать у детей представление о родном городе Канаш. Расширять представления детей о малой родине, познакомить с флагом и гербом Канаша , расширить знания детей о названии родного города.

Развивать речь детей мышление, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности. Воспитывать патриотические чувства, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать первые представления о родной стране (название города, поселка)

«Моя семья»

3.  «Моя семья»

Источник:

См. конспект 4

Дать детям представление о семье; о том, что в семье все заботятся и любят друг друга;

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с детьми о членах семьи, закрепление умения называть их имена

«Посуда»

4. «Рассматривание посуды». 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа Стр.46

Закреплять представление о предметах посуды, умение использовать названия её предметов в активной речи, называть цвет, форму, величину.

Познакомить с обобщающим понятием «посуда», подводить к классификации предметов посуды по использованию.

Упражнять в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковое название.

Социально-коммуникативное развитие

                                                                 ДЕКАБРЬ

«Домашние животные и их детёныши»

1. «Рассматривание картины «Кошка с котятами»».

Источник:

 Н.С Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа Стр.50

Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия.

Закрепить знание названий детёнышей животных в единственном и множественном числе

Упражнять в длительном и отрывистом  произнесении звукоподражаний.

Способствовать формированию осторожного обращения с незнакомыми животными

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к окружающему и животному миру.

«Домашние птицы»

2. «Петушок и его семейка»  

Источник:

О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.30

Расширять представление о домашних животных и их характерных особенностях.

Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.

Социально-коммуникативное развитие

«Зимние забавы»

3. «У нас в гостях Снегурочка» (природное окружение)

Источник:

С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет». Стр.89.

Учить узнавать и называть ель; закреплять знание основных частей дерева.

Знакомство с деревьями ближайшего окружения.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к окружающему миру. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

«Новый год»

4. «Рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике»

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая  младшая группа стр.60

Учить понимать содержание картинки, называть персонажей, их действия. Воспитывать желание принимать участие в празднике. Закрепить знание понятий «большой-маленький», упражнять в использовании их в речи.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к окружающим. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

                                      ЯНВАРЬ

«Зима»

2. «Рассматривание картины «Таня не боится мороза». 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.65

Учить внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

Закрепить знание названий предметов зимней одежды.

Закрепить знание потешки «Наша Маша маленька».

Социально-коммуникативное развитие

Поощрять желание детей жить дружно, помогать друг другу. Воспитывать желания участвовать в трудовой деятельности.

«Дикие  животные»

3. «Кто в лесу живет?»

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.69                      

Закреплять умение рассматривать картинки, соотносить их с игрушками. Упражнять в использовании в речи названий диких животных, простейших фраз, передавая интонации просьбы.                                                    

Социально-коммуникативное развитие        

             

«Дикие  птицы»

4. «Кто прилетел к нам в гости?».

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  

Первая младшая группа

 Стр.73

   

Познакомить с птицами, учить отличать по внешнему виду. Побуждать воспроизводить звукоподражание голосами птиц, имитировать их поведение. Способствовать использованию в речи пространственных понятий (внизу, наверху, около и т.д.).

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к окружающему и животному миру. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

                                                        ФЕВРАЛЬ

«Рыбы»

1. «Рыбка плавает в воде»

Источник:

 О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.24

Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках. Формировать интерес к обитателям аквариума.

Социально-коммуникативное развитие

«Мебель»

2. «Устроим кукле комнату»

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.81

Закреплять умение различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Закреплять употребление в речи названий предметов мебели, посуды. Учить употреблять глагол «лежать» в повелительном наклонении. Побуждать принимать участие в обыгрывании ситуаций.

Социально-коммуникативное развитие

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формировать культурно гигиенических навыков.

«Транспорт»

3. «Рассматривание транспортных игрушек».

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» Первая младшая группа стр.86

Дать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения и поведения в транспорте. Закреплять знание цветов. Учить различать по внешнему виду и называть транспортные игрушки и их основные части: кузов, кабина, руль, колеса, окна. Побуждать употреблять слова: машина, автобус, грузовик, договаривать строчки стихотворения.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать первичные представления о труде взрослых. Развить игровую деятельность детей.

«Туалетные принадлежности»

4. «Купаем куклу Катю».

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно- тематических занятий». Первая младшая группа

Стр. 90

Помочь запомнить и употреблять в речи названия предметов качеств и действий (ванночка, мыло, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, теплая, холодная вода). Закрепить отчетливое произношение звука Ф.

Закрепить знание названий предметов одежды и последовательности раздевания. Уточнить понимание и использование слов «большой- маленький»

Социально-коммуникативное развитие

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

МАРТ

«Мамин праздник»

1. «Самая хорошая мамочка моя». 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.96

Закреплять представления о семье. Воспитывать любовь и привязанность к маме.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать игровую деятельность детей. Формировать уважительное отношение к окружающим.

«Комнатные  растения»

2. «Рассматривание комнатных растений».

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.104

Помочь вспомнить названия знакомых растений (фикус, травка). Рассказать, что растения живые: пьют воду, растут, их надо поливать. Упражнять в использовании слов: большие-маленькие. Поддерживать интерес, любовь и бережное отношение к комнатным растениям.

Социально-коммуникативное развитие

«Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Формировать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы.

«Разные материалы»

3. «Тонут-не тонут». 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» .  Первая младшая группа стр.108

Учит наблюдать, обследовать предметы. Формировать умение проводить простейшие наблюдения и опыты с водой (холодная-теплая), развивать тактильные ощущения. Подвести к пониманию свойств некоторых материалов: резина легкая, плавает; камень тяжелый, тонет. Воспитывать привычку не пить холодную воду. Формировать элементарные навыки безопасного поведения: нельзя трогать горячий чайник.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Формировать культурно гигиенических навыков.

«Разные материалы»

4.«Какая разная бумага» 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.114

Формировать представление о свойствах бумаги.

Побуждать сравнивать предметы по весу, использовать прилагательные: легкий, тяжелый. Учить делать простейшие обобщения.

Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к рассматриванию явлений природы.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

АПРЕЛЬ

«Народная игрушка»

1. «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой»

Источник:

См. конспект 1

Продолжать знакомить с русской народной игрушкой - матрешкой; Формировать интерес и любовь к народному творчеству; обогащать словарь детей прилагательными; создавать эмоционально положительный настрой.

Социально-коммуникативное развитие

«Цвет и форма»

2. «Поможем куклам найти свои игрушки». 

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.118

Закрепить умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету. Закрепить знание названий геометрических форм: шарик, кубик, кирпичик.

Упражнять в умении действовать по словесному указанию без показа.

Закреплять знание цветов и их названий.

Способствовать развитию слухового восприятия.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

«Цвет и форма»»

3. «Большие - маленькие».

Источник:

 Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа стр.122

Закреплять умение различать предметы по величине.

Формировать понимание и правильное употребление слов: большой, маленький.

Закрепить знание названий детенышей домашних животных и использование их в речи.

Закреплять знание звукоподражаний домашних животных, упражнять в произнесении их с разной высотой голоса.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать игровую деятельность. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Формировать культурно гигиенических навыков.

«Весна»

4. «Пришла весна»

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.127

Знакомить с характерными признаками весны, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Активизировать словарь по теме, закрепить знание названий предметов одежды.

Социально-коммуникативное развитие

Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Формировать культурно гигиенических навыков и ЗОЖ. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

МАЙ

«Праздник»

1. «Дети идут на праздник»

Источник:                   Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий»  Первая младшая группа ср.132

Создать праздничное настроение. Расширить словарь (праздник, барабан). Развивать слуховое восприятие

Социально-коммуникативное развитие

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Скоро лето»

2. «Лето красное идет»

Источник:

 Н.С. Голицына «конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.141

Дать первоначальное представление о наступающем сезоне.

Учить сравнивать природные явления весны и лета.

Активизировать в речи названия предметов одежды, обобщающее понятие, закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать культурно гигиенических навыков и ЗОЖ. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Вот какие мы большие»

3. «Что мы знаем о предметах»

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.1445

Закрепить представление о предметном мире.

Уточнить усвоение и использование в речи обобщающих понятий: одежда, посуда, мебель.

Способствовать развитию слухового внимания.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать уважительное отношение к окружающим. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

«Птичий дворик»

4. « Петушок и его семейка» 

Источник:

О.А.Соломенникова,

Ознакомление с природой в детском саду первая младшая группа. Стр.30

Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.

Социально –коммуникативное развитие

«Деревья»

5. «Вот и лето пришло»

Источник:

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста»стр.104

Учить слушать и понимать речь взрослого, различать и правильно называть растения(трава,деревья,цветы), называть окраску листьев, отвечать на вопросы взорослого об увиденном на прогулке.

Социально-коммуникативное развитие

 ИЮНЬ

3

4

«Здравствуй, лето!»

1. «Лето красное пришло» 

Источник:

С.Н.Теплюк

«Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.103

Закреплять представление детей о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому.

Социально –коммуникативное развитие

«Летние растения»

2. «На нашем участке выросли цветочки»

Источник:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.136

Закреплять представления о летних явлениях природы. Закреплять знание названий частей растения: стебель, листья, цветок. Учить любоваться цветами, не рвать их.

Социально –коммуникативное развитие

«Солнечное настроение»

3. «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»

Источник:

О.А.Соломенникова, «Ознакомление с природой первая младшая группа» стр.32

Дать детям представления о летних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы.

Социально –коммуникативное развитие

«Насекомые»

4. «Что есть на нашем участке?» (экскурсия)

Источник:

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы первая мл.гр. стр.280

Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, учить наблюдать за птицами и насекомыми на участке. Воспитывать бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное развитие

ИЮЛЬ

«Семья»

1. «Наша дружная семья»

Источник:

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста»стр.15

Учить внимательно рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы кто это?, называть членов семьи, активизировать в речи прилагательные, понимать и использовать в активной речи обобщающее слово «семья.»

Социально-коммуникативное развитие

«Цветная неделя»

2. «Радуга»

Источник:

См. конспект 3

Ознакомление с природным явлением -радуга. Формировать у детей интерес к явлениям природы.

Продолжать активизировать словарный запас детей, закрепить название цвета, ввести в словарь название цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый.

Развивать внимание, наблюдательность, память, учить отчетливо произносить слова и фразы.

Воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений.

Социально –коммуникативное развитие

«Лесные жители»

3.« Кто в лесу живет?» 

Источник:

Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.69-70

Закреплять умение рассматривать картинки, соотносить их с игрушками. Упражнять в использовании в речи названий диких животных, простейших фраз, передавая интонации просьбы.

Социально –коммуникативное развитие

«Мы – исследователи»

4. «Тонут-плавают»

Источник:

С.Н.Теплюк «Игры – занятия на прогулке с малышами 2-4 лет» стр.104

Уточнять знания  детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, одни предметы тонут, другие плавают в воде.

Социально –коммуникативное развитие

«Неделя здоровья»

5. «Посадим лук, чтобы кукла не болела»

Источник:

 О.В. Колесникова

«Развитие ребенка от 2 до 3 лет» стр. 48-49

Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, о том, что к больному надо пригласить доктора, проявить сочувствие, позаботиться о лечении. Познакомить детей с процессом посадки лука и элементарным уходом за ним.

Социально –коммуникативное развитие

АВГУСТ

«Цветочные фантазии»

1. «У цветочной клумбы»

Источник:

С.Н.Теплюк

«Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.110

Знакомить детей с цветами: тюльпан, ромашка, колокольчик. Закреплять представления о строении цветка: стебель, листья, цветы. Учить сравнивать (высокий, низкий)

Социально –коммуникативное развитие

«Вода-вода»

2. «Наши дочки» 

Источник:

С.Н.Теплюк

«Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.107

Учить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол, название частей тела. Дать образцы ролевого поведения.

Социально –коммуникативное развитие

«Спортивное лето»

3. «Поможем куклам найти свои игрушки»

Источник:

 Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий».  Первая младшая группа стр.118

Закреплять умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету. Закреплять знание геометрических форм: шарик, кубик, кирпичик. Упражнять в умении действовать по словесному указанию без показа.

Социально –коммуникативное развитие

«Детские радости»

4« Сыплем, лепим» 

Источник:

С.Н.Теплюк

«Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»стр.108

Пополнить знания детей  о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить). Учить детей пользоваться лейкой.

Социально –коммуникативное развитие

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с предметным миром. Ознакомление с социальным миром.

Социально-коммуникативное развитие

Большие карты лото, головные уборы, атрибуты представителей разных профессий,  тряпочки, кисти, полоски бумаги, лейки и т.п.

Плакаты большого формата

Большие карты «Лото»

Демонстрационный материал для фронтальных занятий:

  • Семья
  • Одежда, обувь ит.д.

Наглядно-дидактическое пособие:

  • Транспорт,
  •  Посуда
  • Птицы
  • Деревья и т.д.

Муляжи овощей и фруктов

Список литературы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". дата

2.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Министерства Образования и Науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. №1155

4.Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

6.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада.-М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.-64с.

7. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: первая младшая группа .-М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2-14.-152 с.

8.Теплюк С.Н. Игры - занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-176 с.

9.Колесникова О.В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии.-М.: Школьная Пресса, 2007.-80 с. («Дошкольное воспитание и обучение-приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 164).

10. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Методическое пособие.- СПб.: Паритет, 2005.-112 с.

11. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группа Тема: «Незнайка в большом городе»

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группаТема: «Незнайка в большом городе»Задачи:-обогащение опыта де...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»  в группе раннего возраста  на тему: &l...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»Подготовительная группа 2019-2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля подготовительной к школе группыпо образовательной области «Познавательное развитие»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" ( разделы: познвательно- исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математ...

Конспект образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Что такое хорошо»

Конспект образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Что такое хорошо&ra...