Работа педагога- психолога с детьми раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog-_psiholog_v_detskom_sadu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Фомичева Юлия Валерьевна, педагог-психолог

                                                                              ГБДОУ центр развития ребенка-детский сад №38

                  Калининского района Санкт-Петербурга

«Работа педагога-психолога с детьми раннего возраста»

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие.

В условиях сопровождения детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего возраста.

2. Координирующая работа с воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:

- Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Цель этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:

- Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.

- Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;

- Помочь воспитателям в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.

Обычно через 3-4 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу, обнимаются, проявляют радость и желание играть.

Рекомендуемые занятия проводятся  вместе с воспитателями и имеют следующую структуру:

1) ритуал начала занятия, который сопровождается приходом гостя: кукла Маша, котенок, Мурка, Божья коровка, Солнышко).

2) далее проходит игровое задание на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, воображения, а также мелкой моторики, творчества. Рисование способствует не только развитию творчества. С помощью рисунка можно понять эмоциональное состояние ребенка, что его тревожит, беспокоит или наоборот, радует.

3) в целях профилактики утомления между заданиями проводятся физкультурные минутки, подвижные игры. 

4) затем следует релаксационные упражнения, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

- Очень полезны дыхательные гимнастики. Они способствуют не только снятию мышечного напряжения, но и развитию речи. Ведь правильное произношение слов возможно при правильном дыхании. Очень важно следить за тем, как дети выдыхают, дуют на фигурки. Губы должны быть вытянуты трубочкой, при этом щеки не надувать. 

- Большую помощь оказывает самомассаж и массаж. Например,  использование  таких упражнений, как «Солнечный зайчик», «Погода на лице, ручках, ножках, на спине», «Дождь в джунглях». Такие упражнения помогают не только расслабиться, но и благодаря телесному контакту происходит сближение, сплочение детей между собой, между ребенком и взрослым (педагогом).

- Очень любимы детьми «Массажные мячики». С помощью этого маленького шарика можно: развивать внимание, речь, мелкую моторику, восприятие цвета, формы, учить и закреплять признаки и свойства предмета (мягкий-твердый, гладкий-шершавый, из чего сделан), и, конечно же, можно и нужно делать массаж и самомассаж на руках, ногах, животе, спине.

- Очень эффективны в работе с детьми упражнения на релаксацию. Звучание приятной музыки, звуков природы, пения птиц в сопровождении с движениями или полным расслаблением тела, представлениями красивых образов способствует снятию мышечного, эмоционального напряжения, способствуют улучшению самочувствия и поднятию настроения.

Работа педагога-психолога с педагогами

Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

- психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

- психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;

- исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

- консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии.

Вопросы, обсуждаемые с воспитателями:

- взаимоотношения с родителями воспитанников,

- индивидуальные особенности ребенка,

- возрастные особенности детей,

- смена настроения ребенка,

- поведение ребенка в период адаптации,

- детские страхи,

- самооценка ребенка.

Работа педагога-психолога с родителями

С целью просвещения, предупреждения негативных последствий, оказания помощи в приемных групп, созданы уголки психолога, где размещаю консультационную информацию для родителей об особенностях протекания адаптационного периода детей, трудностях адаптации детей к новым условиям, возрастных особенностях.

С целью получения объективной информации о протекании адаптации каждого ребенка проводится анкетирование родителей, в котором они отмечают, оценивают эмоциональное  напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками, воспитателями. Эта информация очень полезна для воспитателей, которые с ними работают и педагогу-психологу. В течении года на встрече с родителями провожу анкетирование с целью определения стиля воспитания в семье.

Очень действенным в работе с родителями являются совместные встречи, собрания, занятия, тренинги. После 2-3 месяцев посещения детьми детского сада на собрании родителям представляется мини-лекция «Адаптация детей к детскому саду или чем родители могут помочь своему ребенку в период адаптации?» На следующей встрече обсуждаем вопрос «Кризис 3-х лет». А также провожу практические занятия, где представляю родителям комплекс упражнений, с помощью которых можно снять чрезмерное напряжение, установить контакт с детьми, сблизиться.

По запросам родителей провожу индивидуальные беседы.

Вопросы, с которыми родители обращаются за помощью, разнообразны:

- особенности прохождения адаптации,

- возрастные и индивидуальные особенности детей,

- взаимоотношения в семье,

- как воспитывать ребенка,

- рисунки ребенка,

- поведение детей,

-страхи детей.

Очень эмоционально проходят встречи-тренинги. Совместное мероприятие помогает сблизить участников между собой, продемонстрировать друг другу свои чувства, переживания. Ласковые прикосновения мамы или папы помогают ребенку обрести чувство уверенности и доверия, а также избавляет его от страха. Ведь если рядом родители, то ничего не страшно.

И всегда очень приятно услышать нежные папины и мамины слова, похвалу в свой адрес, а затем всем-всем рассказать о том, какая замечательная у него мама и какой добрый его папа. Ведь «Неразлучные друзья – это дети и родители!»

И в заключении хочу сказать, сопровождение детей раннего возраста – очень важный этап в жизни и развитии каждого ребенка. И лишь при сотрудничестве воспитателей, родителей и педагога-психолога можно рассчитывать на положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная  на сохранение и укрепление психолог...

Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»

Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...

«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...

Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...

Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста

Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста...

Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминан...

План работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год.

План работы педагога - психолога с  детьми раннего дошкольного   возраста       на 2023-2024 учебный год....