Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста
материал

Губайдуллина Миляуша Ильдусовна

Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_pedagoga.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста

Губайдуллина Миляуша Ильдусовна,

Педагог- психолог МБДОУ № 7

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

"...Развитие ребенка — от момента появления на свет и до зрелости — есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку..."  (Даниил Борисович Эльконин)

  В период адаптации детей к детскому саду и далее на протяжении всего учебного года, являясь педагогом – психологом, свою работу  с детьми младшего дошкольного возраста осуществляю по трем направлениям:

это занятия с детьми на основе авторской программы «Развивай-ка».

Целью  программы  является эмоционально-личностное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения, а также развитие интеллектуальных способностей, познавательной сферы, всех психических процессов. Развитие речи, представлений об окружающем мире, развитие творческих способностей малышей, мелкой моторики и коммуникативных навыков.

Развитие мышления, памяти, воображения происходит в процессе предметной деятельности. Этому способствует универсальный дидактический материал, развивающие игры - логические блоки Дьенеша, логические стаканчики, вкладыши, шнуровки, макси – пазлы, геометрические пирамидки, планшет. Они содействуют формированию комплекса необходимых для образования у детей сенсорных  мыслительных умений, развивающих творческие способности.

Качественное развитие ребенка с 2 лет дает отличные результаты в будущем. Такие дети легче приспосабливаются к учебе в школе, лучше усваивают знания, имеют больше талантов и увлечений, они заметно сильнее в интеллектуальном и социальном плане.

 Также, с февраля по май в детском саду функционирует адаптационная группа.

Занятия с детьми до 2 – х лет проходят в сопровождении родителей.

Целью создания адаптационной группы является

- социализация детей раннего возраста в обществе сверстников и их развитие в основных видах детской деятельности.

- содействие личностному развитию детей раннего возраста.

- индивидуальное и подгрупповое развитие детей в совместной деятельности со взрослыми.

- формирование чувства комфортности, пребывания в кругу детей и педагогов.

- общение детей друг с другом, их сотрудничества в процессе разнообразных видов деятельности.

Занятия проводят 4 специалиста:

Воспитатель по русскому языку, занятия которого направлены на речевое развитие и общение,  овладение ребенком пассивного словаря, в ходе игровой деятельности и вовлечения малыша в ролевую игру (больница, магазин, семья).

Музыкальный руководитель – знакомит детей с музыкальными произведениями, доступными для восприятия детьми раннего возраста. организует подвижные игры совместно с детьми и родителями, учит выполнять несложные музыкально- ритмические движения, приучает под музыку выполнять движения с предметами. Выполняет движения, согласовывая с характером музыкального произведения (имитирует зайчика, медведя и т.д.)

Инструктор по физ. Воспитанию. Для детей раннего возраста физкультурные занятия планируются в игровой форме, по сюжету определенной сказки, т.е. интегрированные, на которых решаются не только задачи физического развития, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи.

На физкультурных занятиях используется логоритмические упражнения, народные потешки, пальчиковая гимнастика, элементы самомассажа.

Занятия педагога - психолога направлены на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук. В занятиях используется игры с песком и водой, соленым тестом и пластилином, рисование пальчиками, с использованием пальчиковых красок, рисование гуашью на бумаге и гипсовых  барельефах. Также использую различный дидактический материал.

Ожидаемые результаты. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Облегчение адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

3) В рамках сенсорного воспитания, силами заведующей и коллектива д/с  в 2014 году была открыта сенсорная комната. Сенсорная комната - это окружающая среда, организованная особым образом и наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.  Основа сенсорных комнат - свет, так как более 90% информации человек получает через глаза.

Помещение подготовлено соответствующим образом: цвет стен пастельных тонов, в пастельных тонах значительная доля белого цвета, придающего им характерную белесость или припудренность, способность зрительно расширять пространство.

 Затемненность- в темной сенсорной комнате максимально усиленно  влияние световых приборов на восприятие.

Полы - утеплены за счет ковров. Использовано минимум мебели - низкий шкаф и стол, светлой и безопасной формы.

Зонирование сенсорной комнаты предполагает:

- световую среду: зоздушно пузырьковую колонну, световую сцену и панель со святящимися нитями, светильники - месяц и 2 звезды, святящийся шар.

- мягкую среду: сухой бассейн, сухой дождь, круг «Гете», коврики (песок, трава, вода, цветы), подушки, мягкая тактильная сцена, мягкая тактильная карусель.

- музыкальную среду: свето- музыкальное оформление.

- терапевтическую среду: аромотерапия, стол для песочной анимации, арт - терапия (глина, песок, пластилин, краски), игротерапия (магнитная доска, дидактические игры), массажная терапия (массажные дорожки)Многое в сенсорной комнате создавалось своими руками.

Работа с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие зрительно- моторной координации (в том числе и на ее коррекцию), ориентировочной реакции, сенсорики, пассивного словаря.

Занятия в сенсорной комнате приносят детям массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, преодолеть страхи, успокоиться, настроиться на позитивный лад и снизить тревожность, развивать мелкую и общую моторику, развивать тактильные ощущения, улучшить координацию движений, развивать  позитивное общение детей и взаимодействие друг с другом, получить мощный заряд положительных эмоций.

Итак, адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок ясельного возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью и  были созданы  все три формы работы с детьми младшего дошкольного возраста в нашем д/с.

По итогам проведенной работы с детьми раннего возраста поступивших в детский сад в 2013- 2014 учебном году, анализ листов адаптации показал, что:

- у 92%  детей  течение адаптации прошло в легкой форме: период адаптации длился от 7 до 14 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они  легко вступали в контакт со сверстниками, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит;

- у 8 % детей наблюдалась адаптация средней тяжести: период адаптации длился 30 дней,  дети на короткое время теряли в весе из-за плохого аппетита, у них наступало однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная  на сохранение и укрепление психолог...

Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»

Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...

формы работы педагога- психолога с детьми раннего возраста

В статье описаны различные направления работы с детьми 2-3 лет...

«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...

Работа педагога- психолога с детьми раннего дошкольного возраста

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные с...

Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминан...

План работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год.

План работы педагога - психолога с  детьми раннего дошкольного   возраста       на 2023-2024 учебный год....