Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"
статья (старшая группа)

Тимошина Оксана Юрьевна

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formy_raboty_po_sensomotornomu_razvitiyu_detey.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ

 О.Ю. Тимошина,

МБДОУ ЦРР №179,

г.Ульяновск

Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка - развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия  пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.

В процессе использования различных  игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания
об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными
во взаимодействии со взрослыми.

Развитие мелкой моторики рук определяется социальным заказом, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», — одна из задач ФГОС дошкольного образования. Развитие мелкой моторики рук выступает в ряду ведущих задач образовательной области «Физическое развитие».

Одной из возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями
в обучении, различными нарушениями в  здоровье, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходима психологическая поддержка.

Одним из новых методов, способствующим сенсомоторному развитию является кинезиология– наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего
за развитие психических процессов и интеллекта. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста. Применение данного метода позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических
и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, профилактику отклонений в их развитии. К кинезиологическим упражнениям относят:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
  • Телесные упражнения позволяют лучше чувствовать свое тело
    и развивать крупную моторику.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики необходимы для точных координированных движений кистей и пальцев, чтобы одеваться, рисовать, писать.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

В наших образовательных учреждениях деятельность по развитию сенсомоторики организуется и проводится разнообразно, с учетом методических требований, в рамках совместной деятельности педагогов и детей с использованием кинезиоупражнений, а также упражнений с массажным мячом в утренней гимнастике, гимнастики пробуждения и физкультминуток
в образовательной деятельности. У детей наблюдается улучшение  уровня развития мелкой моторики, координации движений, внимательности, познавательного интереса, восприятия, что в свою очередь сказывается
на дальнейшем процессе формирования высших психических функций дошкольников. 

Игры  и упражнения, используемые в кинезиологии:

1.Рисование двумя руками.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации движений, мелкой моторики.

Ход: На листе бумаги двумя руками одновременно рисуется один и тот же рисунок. Предварительно, можно также нарисовать рукой в воздухе.

2. Хлопок бежит по кругу.

Цель: развитие внимания, слухового восприятия, слуховой образной памяти.

Ход: Участники встают в круг. Ведущий делает хлопок, каждый делает тоже, но в свою очередь и старается без пауз. Можно отстучать определенный ритм. Тот, кто сделал хлопок без очереди, выбывает из игры.

3. Упражнения на расслабление «Зима – лето».

Цель: улучшение тактильных ощущений напряжения и расслабления.

Ход: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. 

1 - на сигнал «Зима!» свернуться в клубок, напрягать все тело, изображая, что холодно; 

2 - на сигнал «Лето!» раскрыться, расслабить мышцы тела, показывая, что тепло. 

Упражнения для утренней гимнастики в работе с детьми старшего дошкольного возраста  с массажным мячом:

1.  «На одной ноге»

И. п.: пятки вместе, ноги врозь, руки внизу. Мяч в правой руке.

1 - развести руки в стороны;

2 - поднять правую (левую) ногу;

3 - сжать мяч и передать в левую (правую) руку. И. п.

2. «Поклоны»

И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу, мяч в правой руке.

1 - наклониться, сжать и положить мяч между ног; 

2 - выпрямиться; 

3 - наклониться, взять мяч левой рукой. И. п. 

То же левой рукой.

Упражнения для гимнастики пробуждения  ( с массажным мячом):

1. «Самомассаж ладоней»

И.п. – сидя на постели, ноги скрещены, руки перед грудью.

1 - быстро растирать свои ладони до появления тепла с использованием массажного мячика.

2 - теплыми ладонями «умыть» лицо. 

2. «Играем лежа»

И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища, мяч в правой руке.

1 - приподнять плечевой пояс; 

2 - развести руки в стороны  

3 - передать сзади мяч прямыми руками в левую руку. И. п. 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155): Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации – М.: Сфера, 2018. – 96с.
  2. Воробьева, Т.А. Мяч и речь   Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. -СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
  3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Колганов С.Н. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1. / Издательство: Айрис-Пресс, 2015 г.
  4. Матвеева, Л.Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму  / Л.Н. Матвеева, Е.М. Галкина // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 604-607.
  5. Улатова, Т.А. Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка  / Т.А. Улатова // Молодой ученый. - 2017. - №42. - С. 180-183.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели       Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титар...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...

Совместное мероприятие педагога-психолога и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по интеллектуальному развитию

Представленные игры направлены на развитие у детей дошкольного возраста познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи;Развитие умения выделять главное, сравнивать, систем...

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...