Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
статья (старшая группа)

Царева Лилия Николаевна

В материале описаны современные технологии формирования у детей  старшей группы ДОО навыков безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Царева Лилия Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №82 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Современные технологии формирования у детей  старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

                                                                             

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы формировать осознанные навыки безопасного поведения. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

              Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

           При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

* достижение понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);

* формирование представлений о последствиях нарушения правил;

* организация наблюдений за поведением носителя нормы;

* включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

Цель работы воспитателя -  заложить основы формирования устойчивых навыков безопасного поведения у своих воспитанников.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях: на дороге, в транспорте, в быту, на природе.

Эффективная работа обеспечивается:

-  взаимодействием всех участников педагогического процесса,

- созданием развивающей предметно-пространственной среды,

- использование современных эффективных технологий.

В   практике своей работы я  широко использую такие  технологи как:  кейс технология; открытые задачи; технология критического мышления таксономия Блума; ментальные карты и др.

           Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей  на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка-дошкольника, чтобы не упустить  важнейший период в развитии его личности. Анализ работы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

          При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

          В детском саду дети постоянно окружены  вниманием взрослых, но скоро – в школу, там родители не смогут  постоянно опекать их. Кроме этого современные дети  с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых  они могут прожить несколько жизней, однако, наряду с этим возникает проблема,  заключающаяся в том, что у детей чувство страха  отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и  их жизнь  и здоровье это главная ценность. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.  Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

Осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения у своих воспитанников.

 Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи в работе с детьми:                                      

  -  дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм безопасного поведения.

- научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

- воспитывать у дошкольников самостоятельность и формировать ответственность.

Планирование работы осуществлялось, исходя из поставленных задач:

1 этап - констатирующий (изучение нормативно-правовых основ, научной и методической литературы  по вопросам  основ  безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности).

2 этап - формирующий (постановка цели, задач, определение алгоритма действий,  разработка конспектов НОД, сценариев  досугов и развлечений,  разработка нетрадиционных форм взаимодействия  с семьями воспитанников).

3 этап – заключительный (анализ результатов работы, распространение   педагогического опыта в  ДОУ,  районе, городе, РТ, РФ).         

Организация работы строилась с учётом принципов, которые взаимосвязаны  и реализовались в единстве.

Принцип системности.  Работа   проводилась систематически,  весь учебный год,  при гибком распределении материала  в течение недели.

Принцип сезонности. При ознакомлении детей с природными явлениями учитывать местные условия.

Принцип   адресного подхода. Учитывая индивидуальные особенности группы.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
         В своей работе я использую  наиболее приемлемые формы работы с  детьми дошкольниками:  непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций,  игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги,  игры-беседы, игры-инсценировки,  прогулки,  экскурсии,  дидактические игры,  развлечения по каждой теме.

        В разделе «Ребёнок и его здоровье»,  основой  которого является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего здоровья  и здоровья окружающих были проведены ознакомительные беседы по темам: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки»,  «Скорая помощь», «Безопасность в доме» «Осторожно микробы», «Сохрани своё здоровье сам» «Путешествие в страну здоровья»; НОД «Опасные предметы дома», с целью закрепить  у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для  человека, о правилах пользования ими. Проводила с детьми пропаганду здорового питания в процессе проведения показательных экспериментов с кока-колой.

Важное место в работе с детьми  занимает обучение правилам личной безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми.  В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др.,  обращалось  внимание детей на то, что может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. В НОД «Встреча с Бармалеем!» дети убеждались в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями.   

         Вспоминали и драматизировали русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок знакомились  с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации  «Правила безопасности для дошкольников».  

    В разделе «Ребёнок на улицах города» закреплялись и углублялись знания о правила   дорожного движения,  с детьми были проведены беседы «Знакомство с улицей»,  «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте» и др.

 В играх закреплялось  представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток»,   «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматривались  потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома,  ребята учились  мерам предосторожности. На занятие «Безопасность на дорогах».     В игровой форме формировались  знания о дорожных знаках, их классификация, назначении.   

Расширялись     представления  детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом   специального назначения  «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их   особыми правилами движения по улице.  Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт», закрепляли  понятие о  правилах  поведения в общественном транспорте. Дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился»  помогают лучше усвоить правила дорожного движения. Итогом  работы  стала акция «Письмо водителю», проведенная совместно с родителями.

        Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности  в  разделе «Ребёнок дома» с детьми были проведены беседы «Пожарный - герой, он с огнём  вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам  радость принесёт», также дети очень полюбили игру «Ромашка Блума» (данный метод уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера). Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому необходимо научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь по телефону, заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.  Для достижения поставленных задач проведено  занятие «Будь  осторожен  с огнём». Закрепить понятие «Пожарная безопасность», сформировать умение правильно действовать  в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту, с детьми помог конкурс «Нарисуй баннер». Как итог работы по данному разделу создали проект  «Подарок папе на 23 февраля

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе    в  разделе  «Ребёнок и природа»,   проведены беседы на темы «Домашние и бездомные животные», «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения»  и др.  

          В играх закреплялись  представления: о правилах поведения на воде, встрече с насекомыми.  Рассматривались  потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх с бездомными животными,  ребята учились  мерам предосторожности  с незнакомыми растениями и насекомыми и т. д.  Просматривая  презентацию  «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра  самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.  Ребята с огромным интересом   высказывали  предположения, свою точку зрения, рассуждали   в занятиях  «Путешествие в зимний лес»,  закрепляли  правила поведения в лесу, знания о диких животных о том, что каждое животное приносит пользу, собрали ментальную карту, что нас может ожидать в зимнем лесу.   

         Работа с родителями по  формированию основ безопасности жизнедеятельности. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Вопрос о взаимодействии детского сада  с  семьями  всегда  актуален  и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к  детям,  нужен  особый  подход. И далеко  не все родители охотно идут на  контакт  с детским садом.

         Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых,  нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников.

  В своей работе, помимо традиционных использую нетрадиционные  формы  работы  с  родителями,  для  установления   контактов,  привлечения внимания родителей к  ДОУ, повышения их образованности  в вопросах развития и  воспитания детей: информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные.

Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседы с родителями, в зависимости от того, с какой целью оно проводилось. Так же проводится индивидуальное консультирование  «Безопасные сказки для дошколят» и опрос родителей по различным вопросам.

Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду вместе с мамой или папой. Но не всем родителям это удается, в силу обстоятельств. Но, когда на собрании мы обсуждаем, как прошел тот или иной досуг,  родители, рассказавшие с восхищением о совместных играх с детьми, дают повод и стремление другим родителям принять участие в мероприятиях.   Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

          Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.  Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинары - практикуму  совместно с детьми  Семинары - практикумы  «Безопасность детей на улицах города».  
         Очень  эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.    Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками. Преследуя  данные цели, мы проводим мероприятия, совместно с родителями:  мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые занятия,  совместные  творческие выставки. Просмотр и участие родителей в подобных мероприятиях позволяют им увидеть своего ребенка в другой, не домашней, обстановке,  сблизиться с ним.  

         Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей (рекомендации, буклеты)  представленный в виде стендов и поделок:   «Азбука безопасности», «Правила важные - правила безопасные».  

 Внедрение  нетрадиционных  форм работы с семьями  дает свои положительные  результаты: дети радуются своим  достижениям, получают положительные   эмоции, внимание родителей к их проблемам.  

      В работе с родителями использую следующие формы работы:

- использование наглядной информации;

- познавательная информация (предлагала родителям познакомиться с деятельностью, которую мы проводим с детьми в детском саду и принять в ней участие);

- предлагала ознакомиться с методическим обеспечением группы;

Целевые ориентиры для детей старшей группы на конец учебного года:

1. Знает правила дорожного движения, используя их в различных практических ситуациях на транспортной площадке.

2. Знает назначение светофора на дороге и всех его цветов в отдельности.

3. Знает виды маршрутных транспортных средств (трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, метро)  и их назначение в жизни человека.

4. Знает правила пешеходов на дороге.

5. Знает назначение дорожных знаков  и «островка безопасности».

6. Имеет представление о специализированном транспортном средстве: «скорая помощь», «патрульная машина», «пожарная машина».

7. Рассказывает о работе сотрудников ДПС, ГИБДД, работу регулировщика.

8. Знает безопасный путь от дома к детскому саду.

9. Знает правила катания на велосипеде.

10. Знает особенности движения транспортных средств на перекрестке.

11. Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.

12. Рассказывает об особенностях работы водителя различного транспорта.

13. Выполняет элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду и на улице.

Библиографический список

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.:  АСТ, 1998.

2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.

5. Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.

6. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.

7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.

8. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/

Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приоб...

Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

   Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которо...

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга   Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...