22.11.2021«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников».
консультация (младшая группа)

Селиванова Наталья Михайловна

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое

 «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников».

Подготовила воспитатель :

Селиванова Н.М.

2021

Цель: Сформировать у специалистов представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в ДОУ.

Задачи:

- актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков;

- содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально-личностное развитие дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Для дошкольника наиболее близки и естественны игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие дети  в детском саду  испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети часто не умеют организовывать общение, включающее:

- умение слушать собеседника;

- умение эмоционально сопереживать;

- умение планировать содержание акта общения;

- умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику) средства общения, адекватные ситуации;

- умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем – в категорию «принятых».

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте.

Наиболее  эффективным методы и приемы является игра.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания и т.д).

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Таким образом, к функции игровой технологии относятся:

1. Эмоционально развивающая функция ;

2. Диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3. Релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4. Компенсаторная функция – дает ребенку то, что ему не хватает;

5. Коммуникативная функция - является великолепным средством для

общения;

6. Функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7. Социокультурная функция- в процессе игры ребенок осваивает

социокультурные нормы и правила поведения;

8. Терапевтическая функция- может служить средством лечения

психических расстройств ребенка.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

Классификация социо- игровой направленности:

1. Игры для рабочего настроя. Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.

2. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.

3. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения - При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры на самоконтроль.

6. Игры вольные (на воле)- Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

7. Релаксационные игры  - игры направление снятие психоэмоционального напряжения у детей .

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Используя  игры  в работе с дошкольниками можно  достигнуть следующих результатов:

• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;

• у них не будет чувства страха за ошибку

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Практическая часть.

А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры.

«Цветок».

В руках у взрослого цветок. Я предлагаю по очереди передавать цветок по кругу и при этом говорить друг другу комплименты. Например (Света добрая!).

 «Веселый счет».

Все сидят или стоят по кругу. По команде взрослого (называется число не больше количества участников) должно встать определенное количество человек, (условие – не разговаривать).

 «Дружеская ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого мы обведем по контуру свою ладошку тем цветом, на которое похоже сейчас ваше настроение. Напишем на ней свое имя. Затем передаем листок с контуром вашему любому коллеге и пусть он оставит свое пожелание на ней (Пусть всегда будет мир).

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

материал взят для самообразования по социально-личностному развитии и коммуникации дошкольников....

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС  выдвигает ряд требований к социал...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников....

"Использование игровых технологий в социально- личностном развитии дошкольников"

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образова...

статья "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. "

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников....