Статья "Использование Кейс - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
статья

Данная статья раскрывает возможности использования кейс-технологии в ДОУ, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Систематическая работа педагогов в данном направлении вырабатывает у дошкольников устойчивый навык решения практических задач. Использование кейс-технологии в ДОУ позволяет на практике реализовать компетентностный подход в рамках ФГОС ДО,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matyuninoy_mbdou_ds_17.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Матюнина Л.Х.

МБДОУ «Д/с №17» МО «город  Бугуруслан»

Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация. Данная статья раскрывает возможности использования кейс-технологии в ДОУ, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Систематическая работа педагогов в данном направлении вырабатывает у дошкольников устойчивый навык решения практических задач. Использование кейс-технологии в ДОУ позволяет на практике реализовать компетентностный подход в рамках ФГОС ДО,

Педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети в дошкольном возрасте обнаруживают серьёзные затруднения в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности. Одна из причин подобного рода затруднений – подверженность современных детей впитыванию в себя большого объёма информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить всё по полочкам и спокойно объяснить. Подобная ситуация приводит к возникновению у детей таких проблем как: неумение по собственной инициативе обратиться к другому человеку; отсутствие умений поддержать и развивать установившийся контакт; неумение адекватно реагировать на просьбы и поручения, выражать свои чувства и мысли.

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности

Историческая справка происхождение термина: casus (от латинского) – запутанный необычный случай, ситуация; case (от английского) – портфель, чемоданчик; возникновение метода кейса относят к началу XX века (страна США, сфера деятельности – бизнес, экономика, позднее – образование), в России данная технология стала внедряться в начале 90-х годов, в сфере образования – с 2000 г., в дошкольном образовании – последние 3-4 года (период активного внедрения ФГОС ДО).

В основе Кейс-технологий лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, что способствует становлению самостоятельности воспитанников, продуктивности их мышления и субъектности, формирующих в итоге культуру познания, применения правил, отношений, суждений в области той действительности, в которой и был разработан кейс. Кейс-технологии позволяют воспитанникам приблизиться к реальной жизненной практике, развивают у них способность прорабатывать различные проблемы и ситуации, самостоятельно находя варианты их решения

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Кейс-метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявлять их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, они становятся активными участниками деятельности, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров.

 Ценность использования кейс- технологии в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия. Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Литература

  1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
  2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательномпроцессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017.
  5. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
  6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
  7. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
  8. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
  9. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения;- учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;- побуждать педагогов участвовать ...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, ...

Использование приемов «Кейс – технологии» в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приемов «Кейс – технологии» в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Данное мероприятие познакомит педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения; педагоги научатся самостоятельно придумывать кейс-ситуации; в процессе коллективной творческой деятельнос...