Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)

Рахманова Анастасия Викторовна

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год:

Рахмановой Анастасии Викторовы

Тема:

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста».

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии дидактических игр и пособий своими руками.

2. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

3. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

4. Совершенствовать технические умения и навыки по изготовлению пособий и дидактических игр.

5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская. В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину , форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Методологический раздел

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. Самонадеянно? Но ведь это только попытка. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.

Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

Игры-задумки

Игры-поручалочки

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-рассуждения (игры- беседы, диалоги)

Практический раздел

№ Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

1 В течение года

Изучение литературы по данной теме.

Список литературы

2 В течение года

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете.

Список литературы, ссылки

3Октябрь

Разработка и оформление плана работы по самообразованию.

 План работы

4 В течение года

Картотека дидактических игр.

Картотека

5 В течение

года

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

 Картотека

6 В течение года

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»).

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»

3.«Какую роль занимают  игры в жизни ребенка».

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

7 Декабрь

Мастер класс тема «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка»

Мастер класс

8 В течение года

Изготовление пособий и дидактических игр своими руками из подручных материалов.

Картотека изготовленных игр

9 Январь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Фотогазета с участием родителей в изготовлении Д. И

10 Февраль

Мастер класс на тему: «Изготовление дидактических игр»

 Мастер класс

11 Март

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Папка-передвижка

12

Апрель

Организация выставки изготовленных дидактических игр своими руками используемые в детском саду.        .

Оформление выставки изготовленных дидактических игр для детей.

13  Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Отчёт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя МБДОУ « Браженский д /сад» Рахмановой А.В. на 2020-2021 учебный год

Слайд 2

Известный педагог А.С . Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

Слайд 3

Актуальность выбранной темы Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Слайд 4

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Воспитание познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: -изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме; -составить картотеку дидактических игр для детей дошкольного возраста; -повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру. -развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Слайд 5

Приступая к работе по данной теме, использовали литературу: 1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» 2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности.Система работы в младшей группе детского сада» 3. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» 4. Изучение статей в журналах: « Воспитание в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребёнок в детском саду» 5.Сайты интернета.

Слайд 6

Основные функции дидактической игры Дидактическая игра является: игровым методом обучения детей дошкольного возраста; формой обучения; самостоятельной игровой деятельностью; средством всестороннего воспитания личности ребенка

Слайд 7

Дидактическая игра имеет две цели Обучающая которую преследует взрослый Игровая ради которой действует ребенок

Слайд 8

Основные виды дидактических игр Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Настольно – печатные игры Настольно - печатные игры. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывая предметы выделяя характерные их признаки. Словесные игры Словесные игры. построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

Слайд 9

Игры с предметами и игрушками

Слайд 10

С южетно-дидактические игры

Слайд 11

И гры-инсценировки

Слайд 12

Настольно-печатные игры .

Слайд 13

Словесные игры

Слайд 14

Работа с родителями

Слайд 15

Выводы: дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, это наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию его личности. Процесс сенсорного развития у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 1. отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала; 2. работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности; 3. содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.

Слайд 16

Перспективы на следующий год: 1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе); 2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр. 3. Изучить новинки методической литературы, интернет-ресурсов . 4. Продолжить работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством внедрения дидактических игр в современные техн...

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе...

Проект "Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста"

   Развитие ребенка в дидактической игре происходит в непрерывной связи с развитием у него познавательных действий. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предмето...