Статья "Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников
статья

Игра, через которую дошкольник знакомится с окружающим миром, имеет важное, значение для интеллектуального и психического развития ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

        

                                                                  Иваник Оксана Васильевна

                                                                   МАОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты

                     воспитатель

                                                              первая квалификационная категория

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое, в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

            Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.

           Игра, через которую дошкольник знакомится с окружающим миром, имеет важное, значение для интеллектуального и психического развития ребёнка. Именно развивающая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Она помогает создать условия, которые будут способствовать полноценному развитию личности. Выполнение этих условий необходимо для возникновения у каждого ребёнка новых эмоций, умений, для расширения опыта общения, развития совместной и индивидуальной активности.                                                                                                                                                                                                        

          В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

          Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. 

                 Придя в детский сад, ребенок уже обладает определенным опытом, который пока, что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Поэтому задача педагога заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе различных средств, включая развивающие игры. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к школе и к будущей его жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.

              В настоящее время объем, и характер содержания умственного развития определены программами воспитания и обучения. Без сомнения, успешность умственного развития детей зависит от характера усвояемых знаний, а также от методов обучения. Обучение должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Сообщая знания, важно следить, чтобы развивалась мысль ребенка, чтобы у него формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.

И целью моей работы по теме «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников» стало нахождение путей оптимального решения задач интеллектуального развития дошкольников (в данном случае 3-4 лет) посредством развивающей игры: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

  • развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

  • развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;

  • последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

Организуя игры с ребёнком, я стараюсь   оценить  его индивидуальные особенности. Игры должны предлагаться в определённой последовательности: от простых и доступных каждому ребёнку к более сложным, в соответствии с учетом психического развития. Опираться в игре следует на то, что ребенок уже обладает какими- либо умениями, и на то, что он сам любит делать. Но педагогу важно понимать, что игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, хотя это один из основных аспектов, но и то, что она является важнейшим средством развития внимания, памяти, мышления, воображения. Играя, ребёнок должен приобретать новые знания, умения, навыки, у него развиваются определённые способности.

Необходимо выделить следующие группы игр, которые направлены на развитие разнообразных способностей: развитие внимания, развитие памяти, развитие мышления, которые являются основополагающими элементами, влияющими на уровень интеллектуального развитие ребёнка.

Игры, направленные на развитие внимания формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания, формирующиеся уже у дошкольника - это устойчивость внимания (способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь), переключение внимания (способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому), распределение внимания (умение действовать сразу с двумя или несколькими предметами).

Игры на развитие памяти способствуют запоминанию чего-либо, а также подбору средств, для облегчения процесс запоминания.

О развитии мышления речь идёт тогда, когда происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. В процессе действий с различными предметами, игрушками формируется наглядно-действенное мышление, мышление в действии, которое развивается уже у младших дошкольников Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, которое позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и  нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

            Играю всегда  вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играем  в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр. Высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития». Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Проводя дидактические игры, я как педагог пытаюсь целенаправленно воздействовать на детей, продумываю методические приёмы проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы,  через дидактические игры сообщаются доступные знания, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы.

Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

          Также экспериментирую  вместе с детьми. Знания, добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»). Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов.

              Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

       В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Важность игры состоит в том, что она является самым близким и доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.

        Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова).

Литература:

Арсентева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, учеб. пособие [Текст]/В. П. Арсентьева — М.: ФОРУМ, 2009. — 144с. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, учеб. пособие [Текст] И. С. Гринченко — М.:УЦ Перспектива, 2008. — 96с.Михайлова, Т. В. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников / Т. В. Михайлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведе...

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

В данной работе изложена роль различных  игр, направленных на развитие памяти, воображения, внимания у детей дошкольного возраста.  Развивающая игра - эффективное средство формирования таких...

Мастер - класс для родителей средней группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Мастер - класс для родителей средней  группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»...

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.В современной педагогике существует огромное количество игр, способных...

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».В. А. Сухомлинский...