Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.
статья по логопедии по теме

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведения и организации  коррекционно-развивающих игр и практическая часть, в которую включены  примеры игр и упражненений. Данные игры можно использовать как базу для создания собственных КРИ, с учетом конкретных целей и задач определенного занятия или мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kri.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающие игры

и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

      У детей с нарушениями речи, как правило,  имеются и другие отклонения. Зачастую при обследовании данной группы детей отмечаются такие виды недостаточности как мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, недостаточность психических функций и т.д. Поэтому речь следует формировать не изолированно, а  в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.

      Всем известно, игра – основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является  и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактическая (обучающая) игра должна быть обязательно включена  в коррекционный процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя коррекционно - развивающую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.  

       В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным,  упражняется воля детей.

      Коррекционно - развивающие игры  способствуют развитию речи детей: они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов.

         Игры могут быть использованы на занятиях и во внеучебное время, как логопедом, так и воспитателем. Любую игру можно адаптировать в соответствии с возможностями и уровнем развития детей, с учетом возраста.

                Коррекционно – развивающие игры дают возможность:

  1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  2. Повысить речевую мотивацию;
  3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  5. Активизировать и восстанавливать высшие  психические функции;
  6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;
  7. Совершенствовать лексико-грамматический строй языка.

Приведем несколько примеров коррекционно-развивающих игр.

    Игры, направленные на совершенствование звукопроизношения.

  1. «Что без чего не бывает?»

Цель игры: автоматизация звука С.

Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

Без чего не бывает сливы? – Не бывает сливы без косточки.

Без чего не бывает часов? – Не бывает часов без стрелок.

Без чего не бывает стула? – Не бывает стула без спинки.

Без чего не бывает сосны? – Не бывает сосны без ствола.

Без чего не бывает автобуса? – Не бывает автобуса без колес.

  1. «Измени слово, чтобы появился звук Ш».

Цель игры: автоматизация звука Ш.

Детям предлагается изменить слово так, чтобы в нем появился звук Ш.

Например: скворец – скворушка.

Домик – домишко, хлеб – хлебушек, петух – петушок, заяц – зайчишка и т.д.

3. «Что с чем?»

Цель игры: автоматизация звука С.

Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

С чем скамейка? – Скамейка со спинкой.

С чем куст? – Куст с листьями.

С чем краски? – Краски с кисточкой.

С чем лес? – Лес со снегом.

С чем пастух? – Пастух со стадом.

  1. Рифмованная миниатюра.

Цель игры: автоматизация звука Р.

Педагог начинает стихотворение, дети по одному или коллективно продолжают, глядя на предъявленные картинки.

Вот со звуком  Р игра. Нам играть в нее пора:

Виноград, трамвай, топор, шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша, крыша, радуга, каркуша,

Рыба, курочка, тетрадка, крот, смородина, кроватка,

Груши, грузовик, петрушка, виноград, трамвай, пеструшка.

     5. «Найди предмет, к которому подходит действие».

Цель игры: автоматизация звука С.

Дети ищут предмет, который подходит к действию.

Саня слепил (снеговика)                   Саня снял (сапоги)

Саня связал (носки)                           Саня смял (скатерть)

Саня сварил (сосиски)                       Саня съел (ананас)

Саня спилил (сук)                              Саня срисовал (сосну)

Саня скинул (сандалии)                    Саня спас (собаку)

  1. «Четвертый лишний».

Цель игры: автоматизация звука Л.

Дети выбирают из четырех предъявленных  слов лишнее и объясняют, почему именно это слово не подходит к остальным.

Лось, лыжи, рыба, лапа;

Лужа, лавка, ложка, сумка;

Лошадь, зубы, лупа, лопата.

           Игры, направленные на формирование лексического состава языка, на развитие грамматического строя речи.

  1. «Кто у кого?»

Лексические темы: «Животные», «Птицы».

Цель игры:  - уточнение и расширение словаря;

      - правильное использование и образование форм род. падежа ед. числа и им. падежа ед. и мн. числа существительных.

Кто у курицы? – У курицы цыпленок,  у курицы цыплята.

Кто у утки? – У утки утенок, у утки утята.

Кто у собаки? – У собаки щенок, у собаки щенята.

  1. «Живой уголок»  

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель игры:  правильное использование и образование форм дательного, творительного и винительного падежей им. сущ.;

А. Винит. падеж.  

    «Кто что любит?»

 Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

Что любит кошка? - Кошка любит молоко.

Что любит собака? – Собака любит косточку.

Что любит черепаха? – Черепаха любит морковь.

Что любит попугай? – Попугай любит семечки.

«Найди в живом уголке место для каждого животного».

Дети подбирают нудную картинку и составляют предложение.

   Я посажу черепаху в коробку.

   Я пущу рыбку в аквариум.                                Я положу кота в корзину и т.д.

Б. Винит. падеж и твор. падеж.

 «Дай животным еду».  

Дети отвечают на вопрос, выбирая нужную картинку. Я дом кошке молоко.

                                                                                             Я дам собаке косточку.

                                                                                     Я дам черепахе морковь и т.д.

«Угости зверюшек».     Я угощу кошку молоком.

                                        Я угощу собаку косточкой.                                  

                                        Я угощу  черепаху морковью и т.д.

  1. «Без чего игрушка?», «С чем игрушка?»

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель игры:  - уточнение и расширение словаря;

  1. правильное использование и образование форм род. и твор. падежей ед. ч. им. сущ.

Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

Без чего машинка? – Машинка без колеса.

Без чего мишка? – Мишка без лапы.

Без чего паровоз? – Паровоз без трубы.

С чем машинка? – Машинка с колесом.

С чем мишка? – Мишка с лапой.

С чем паровоз? – Паровоз с трубой.

  1. Лексическая тема: «Посуда».

Цель игры: - согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже.

    -  практическое употребление предлогов.

А. «Расставь посуду на столе». На наборное полотно ставится картинка большая картинка с изображением белочки. Детям объясняется, что белочка ждет гостей, и предлагается помочь ей. Перед детьми выкладываются картинку с изображениями большой чашки, маленькой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия:

Я поставлю чайник на стол.

Я поставлю маленькую чашку рядом с чайником. И т.д.

Б. «Что изменилось?»

Картинки с изображением посуды  меняются. Дети комментируют:

Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка.

Вместо салфетницы на столе стоит сахарница и т.д.

В. «Где находится посуда?» Дети отвечают на вопросы.

Где чайник? – Чайник у белочки.

Где чашка? – Чашка около чайника.

Где вазочка? – Вазочка между молочником и сахарницей. И т.д.

  1.  Лексические темы: «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты».

Цель игры:  - обобщение предметов;

  1. согласование местоимений мой, моя, мое, мои с сущ.
  2. согласование числительных 1 – 2 – 5 с сущ.

А. «Назови одним словом».

 Дети, глядя на картинку, перечисляют предметы и называют обобщающее понятие:

чашки, стакан, тарелка, ножи – это посуда. И т.д.

Б. «Назови свою посуду»

Моя чашка, мой стакан и т.д.

В. «Считай 1 – 2 – 5 и называй».

1 чашка – 2 чашки – 5 чашек;

1 стакан – 2 стакана – 5 стаканов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игрушки вашего малыша, их роль в интеллектуальном развитии дошкольника"

               Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно ч...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возра...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности....

Игра в шашки - инновационная технология интеллектуального развития дошкольников

Актуальность проблемы. Проект "Умные шашки". История возникновения игры "Шашки". Правила игры в русские шашки для дошкольников. Перспективное планирование кружка "Умные шашки...

Методическая разработка "Использование игры - головоломки «Танграм» в процессе интеллектуального развития дошкольников"

Танграм – старинная китайская игра-головоломка.Методическая разработка раскрывает возможности её использования для развития у детей восприятия, внимания, памяти, воображения, а также с...

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...

"Игра - головоломка Танграм в процессе интеллектуального развития дошкольников".

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают мате...