Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»
методическая разработка

Кудряшова Татьяна Геннадьевна

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx576.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников.»

Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

Задачи: Познакомить воспитателей с развивающей игрой Воскобовича «Прозрачный квадрат», её особенностью, формами и методами работы с данной игрой.

Развивать творческий познавательный интерес к играм Воскобовича.

Воспитывать уважение к авторским играм; желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Ход мастер класса:

Сегодня я постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология. И более подробнее познакомить вас с игрой «Прозрачный квадрат».

Сразу хочу предупредить, мой опыт работы по данной технологии не большой. Познакомилась я с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем совсем недавно.  Прослушала его трехдневный семинар, который он провел в нашем городе.

Немного истории. Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

Развитие мелкой моторики.

Развивающие игры Воскобовича направлены на решение задач пяти развивающих областей ФГОС ДО:

1. Социально - коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Особенности развивающих игр Воскобовича

  • Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

  • Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

  • Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).

  • Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
  • Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

А теперь предлагаю более подробно познакомиться с игрой «Прозрачный квадрат или Нетающие льдинки озера Айс» и поиграть в неё.

Нам надо разделиться на 3 команды.

«Прозрачный квадрат или Нетающие льдинки озера Айс» - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач.

Игра развивает логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображение. А еще ребенок знакомится с геометрическими фигурами и их свойствами.

В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата.

Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром по ходу сказочного сюжета, ребенок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.

Задания в инструкции разделены на три группы (три дня провел Ворон Мэтр на Озере Айс, состязаясь с его хранителем). В первый день Ворон решал задачки на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй день он складывал квадраты из различных частей и самые разные фигурки, а на третий день играл с Хранителем Озера Айс в «Вертикальное домино». В эту игру можете сыграть и Вы со своим ребенком или всей семьей. Все пластинки кладутся на середину стола, игроки по очереди берут по одной пластинке и строят из них квадрат (если пластинка не подходит она кладется рядом и дает начало новому квадрату). Тот, кто достраивает квадрат до целого – забирает его себе и получает столько очков – сколько частей в квадрате. Выигрывает тот, у кого больше пластинок (или очков).

Правила конструирования квадрата.

  • При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.
  • При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пресечение) цветных элементов.

1. Предложить педагогам выложить точно такой же ряд из пластинок. Вопрос: Какая пластинка лишняя?  Чем она отличается от других? (Пластинка с квадратом, потому что на остальных пластинках изображены треугольники)

2. Предложить педагогам выложить точно такой же ряд из пластинок. Вопрос: Найдите лишнюю пластинку и докажите, что вы правы. (Лишняя пластинка с треугольником, т.к. на остальных четырехугольники)

   

3. Предложить педагогам выложить точно такой же ряд из пластинок. Вопрос: Что объединяет пластинки?  (На всех пластинках четырехугольники)

                   

4. Предложить педагогам выложить точно такой же ряд из пластинок. Вопрос: Найди закономерность и продолжи ряд. Чем отличаются пластинки друг от друга? (каждая пластинка больше предыдущей на 1 маленький треугольник)

       

5. Посмотрите на рисунок и положите перед собой такие же пластинки. Вопрос: Какие из них надо наложить друг на друга, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры? (Вторую и третью, получится треугольник, как на первой пластинке).

     

6. Посмотрите на рисунок и положите перед собой такие же пластинки.  Вопрос: Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился непрозрачный квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат (равных, неравных)? Придумайте и сложите свой квадрат из двух равных частей.

7. А теперь сложите 9 квадратов из всех пластинок. Сначала 5 квадратов из одинаковых геометрических фигур и 4 из разных. Потом сложи 9 квадратов из разных геометрических фигур.

8. Коллективная игра «Вертикальное домино».

В нее играют 2-6 человек и делают ходы по очереди. Задача игроков: сложить квадраты из пластинок и набрать как можно больше очков.

Правила игры:

  • Соберите все пластинки вместе и положите на середину стола. Это банк.
  • Тот, кто ходит первым, берет пластинку из банка и кладет ее на стол.
  • Следующий игрок берет пластинку из банка и, если она подходит, накладывает на первую, собирая таким образом квадрат из частей (см. правила конструирования квадрата).
  • Игрок, который построит квадрат, (то есть положит последнюю пластинку), забирает его себе (выигрывает).
  • Сколько пластинок в квадрате — столько очков.
  • Если пластинка не подходит, игрок кладет ее на стол рядом с недостроенным квадратом. В дальнейшем игроки могут собирать два квадрата по выбору. (Одновременно можно складывать три, четыре и более квадратов.)
  • Выигрывает тот, у кого больше всего пластинок или очков.

9. С помощью этой игры можно решать примеры и задачи.

 10. Составление фигурок по схемам из альбома.

Это разновидность конструирования. Главное правило: при складывании   фигур пластинки не накладываются друг на друга, а соединяются сторонами квадрата.

Таким образом, занимаясь этим игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.

В завершении нашего мастер – класса я предлагаю вам самостоятельно сделать «Нетающие льдинки» и предложить детям поиграть в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведе...

Мастер-класс для воспитателей "Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника"

Мастер-класс для воспитателей "Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника"...

«Использование развивающих игр В. В. Воскобовича для интеллектуального развития дошкольников»

Технология В. Воскобовича — это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач....

Мастер-класс на родительском собрании: «Палочки Кюизенера и их использование в интеллектуальном развитии дошкольников».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. И тема нашего родительского собрания выбрана не случайно,...