Художественно-речевое развитие раннего возраста через совместную деятельность детей и родителей.
консультация (младшая группа)

Шишкина Екатерина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Художественно-речевое развитие раннего возраста через совместную деятельность детей и родителей.

                                                                          «Истоки творческих способностей и                        

                                                                         дарования детей – на кончиках их                      

                                                                          пальцев.  Другими словами: чем                      

                                                                          больше мастерства в  детской руке,        

                                                                          тем умнее ребенок».

                                                                                                                                             

                                                                                                      /В.А.Сухомлинский/

В настоящее время, число детей с проблемами речевого развития постоянно увеличивается, не развиты общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушения речи; плохо развивается готовность руки к письму, поэтому снижен интерес к различным видам продуктивной ручной деятельности. Следовательно, проблема преодоления недоразвитости ручного праксиса дошкольников с речевыми проблемами, является одной из важнейших задач в плане успешной коррекции звучащей речи. Так же значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно.

Для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. 

Все это способствует развитию продуктивной деятельности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Так решается задача развития коммуникативных навыков у детей. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

Поэтому учитывая полученные результаты диагностики, перед нами были поставлены следующие цели и задачи.

Цель работы:

Формирование у детей дошкольного возраста развития речи в процессе изобразительной деятельности, через совместную деятельность детей и родителей.

Основные задачи:

-развивать мелкую моторику рук не только на занятиях, но и в режимных моментах, свободной деятельности, совместнуой деятельности детей и родителей.

-формировать умение сопровождать двигательные навыки с речевым материалом

-развивать коммуникативные навыки речи

Задача педагога и родителей - помочь малышу увидеть образ. Для этого надо сначала научить видеть и понимать изображение на предметных картинках, иллюстрациях; «читать» вместе с ребенком его рисунок, обыгрывать детские рисунки. Это развивает воображение малыша, закрепляет его интерес к действиям с материалом, объединяет, сближает со взрослым, формирует чувство привязанности к нему.

Известно, что в появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если в предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их. Следовательно, представления о них связаны с названиями, вошедшими в активный словарь малыша.

Развивающиеся в процессе предметно-орудийной деятельности и общения со взрослыми восприятие и речь обогащают опыт ребенка, делают его более обобщенным, осознанным, и это ярко проявляется в процессе ассоциативного образного восприятия малышом своих каракулей.

Усложняется содержание ассоциативного образа.

Интересно, что предметы, узнанные ребенком в его каракулях, становятся своеобразными игрушками, предметами-заместителями в развертывающихся предметных играх на листе бумаги или с элементарными кусочками глины (лепка). Увидев в линии, кусочке глины самолет (машину), малыш начинает гудеть, как машина, двигает листочек (или кусочек глины) по столу и т.п. Увидев в штрихах водичку, звукоподражанием воспроизводит журчание воды, ритмичными движениями изображает, как она льется («Ш-ш-ш, слышишь, как льется?»).

Таким образом, в содержании ассоциативных образов детской изобразительной деятельности проявляется характерный этому периоду интерес к предметному миру.

Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша. Каким образом? Нужно продолжать демонстрировать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывать их, поощрять ребенка. В то же время необходимо обогащать впечатления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.

Каковы же задачи педагога в этот период?

Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им открытиям, обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых.

Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями.

Воспитывать у него интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках).

Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Нужно помогать малышу осваивать и доступные для пего способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глины, карандаши) и элементарными правилами их использования.

Чтобы малыш впоследствии не потерял интереса к рисунку, уже сейчас, в игре, можно незаметно, весело, легко познакомить его с простейшими и доступными способами изображения, научить пользоваться изобразительным материалом.

Так в нашей группе мы с малышами и родителями  занялись творчеством.

Первое наше творчество состоялось зимой. Тема «Зима в творчестве» . Первое что мы сделали - обговорили с детьми кая бывает зима. Рассмотрели снегиря.  Совместно с родителями сделали зимние картинки. Родители нарисовали деревья, вырезали снегирей. Дети рисовали пальчиком снег и красную рябинку на дереве.

Следущее наше творчество «Зимние картинки» (рисование манкой). До этого дети уже попробовали рисовать манкой на подносе.

«Подводное царство» следущее наше творчество. Все вместе мы окунулись в подводное царство, рассмотрели и рассказали какие бывают рыбки, и приступили делать своих рыбок. Дети сами размазыали пластилин по трафарету рыбок, далее украшали обрезанными трубочками. Родители следили, помогали чтоб ысё было красиво. И всех рыбок наклеили в один общий аквариум. Получилось очень красиво!

Следует приучать малыша вместе со взрослым, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.

Как решать все эти задачи?

Нужно знакомить детей с миром, смотреть, что малыш изображает, играть с ним в рисунке, побуждать ребенка игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешить придумывать за него), показать ему доступные способы изображения (если он не находит их сам).

В игровой форме можно стимулировать повторение действий. Необходимо следить при этом, чтобы ребенок разумно пользовался материалом. Контроль со стороны взрослых и упражнения помогают вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть веселым и радостным.

Итак, осваивая деятельность, ребенок обретает самостоятельность в ней.

Когда малыш становится более независимым от взрослого, он сравнивает свои действия с его действием, убеждается, что он действует, как взрослый, не вместе с ним, а сам. Ребенок, обособляясь от взрослого, впервые осознает себя как личность. Это приводит и к пересмотру его позиции по отношению к взрослым, своего места в сообществе людей, у ребенка отчетливо оформляется позиция «Я сам».

Таким образом, в специфических условиях изобразительной деятельности происходит развитие личности ребенка.

Чтобы ребенок успешно осваивал деятельность и полноценно развивался в ней, необходимо, чтобы и в семье родители создали соответствующие условия. Крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и разумная помощь ему. В общении с родителями педагог может и должен достаточно просто и убедительно объяснить, в чем суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте, как малыш осваивает ее и развивается при этом. Нужно показать возможности развивающего общения родителей с ребенком в условиях этого вида деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о проведении в группе раннего возраста выставки совместного творчества детей и родителей " Зимушка хрустальная".

В январе 2015 года в рамках проекта " Вместе весело играть" в группе раннего возраста была организована выставка совместного творчества детей и родителей на тему: "Зимушка хрустальная".Родители с удов...

Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста в совместной деятельности через «Оздоровительно-игровой час».

В презентации отражён опыт работы  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №101» города Дзержинска  по организации оздоровительного игрового часа, направленного на укрепление и ...

Программа саморазвития тема: "Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста, в совместной деятельности через «оздоровительно-игровой час"

Хорошее физическое развитие – это не обязательно спортивные достижения, скорее это необходимый минимум для растущего организма. Важно оно, прежде всего, для здоровья малыша.Физическое развитие детей –...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность»....

«Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей» обусловлена тем, что театрализованная деят...