Главные вкладки

    Программа саморазвития тема: "Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста, в совместной деятельности через «оздоровительно-игровой час"
    учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа) на тему

    Шеина Валентина Анатольевна

    Хорошее физическое развитие – это не обязательно спортивные достижения, скорее это необходимый минимум для растущего организма. Важно оно, прежде всего, для здоровья малыша.

    Физическое развитие детей – это движение, двигательная активность. Она определяется как количество движений, ко­торое малыш производит в течение всего бодрствования.

    Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сер­дечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под вли­янием движений улучшается обмен веществ.

    Следует отметить, что двигатель­ная активность оказывает положительное влияние не только на здоро­вье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развива­ется эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

    Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию Малыша.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samorazvitiyu_na_2014-2015_god.docx45.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принято

    на Совете педагогов МБДОУ

    «Детский сад №101»

    от 29.08.2014 г.

    протокол № 1

    Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ

     «Детский  сад №101»

    _______________ Шорохова Н.А.

    Программа саморазвития

    воспитателя II группы раннего возраста

    Шеиной Валентины Анатольевны  на 2014-2015 год

     Тема:

    «Физическое развитие и  формирование основ  культуры здоровья  детей раннего возраста,  в совместной деятельности через

     «оздоровительно-игровой час».

    Пояснительная записка

    Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах  воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Актуальность

    Хорошее физическое развитие – это не обязательно спортивные достижения, скорее это необходимый минимум для растущего организма. Важно оно, прежде всего, для здоровья малыша.

    Физическое развитие детей – это движение, двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.

    Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

    Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

    Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию Малыша.

    Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи (М. Кольцова).

    Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, длинный, короткий и т. п.). Малыш учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д.

    Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребенка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость  и разумная осторожность.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков также направлено на укрепление здоровья ребёнка. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается именно с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку, а, следовательно, приобщение его к основам здорового образа жизни.

    Вместе с тем,  воспитание культурно – гигиенических навыков  включает важную задачу – воспитание культуры поведения, и, следовательно, успешную социализацию детей.  Ведь необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  

    Сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  также от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

     Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    - развивает наблюдательность, интеллект, внимание, воображение

    -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    - расширяет словарный  запас ребенка;

     - развивает различные виды памяти( зрительную, слуховую, моторную, образную и др.)

    Цель профессионально – личностной программы

    1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий;

    2.Внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

    1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
    2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

    3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
    4.Апробация  инновационной   формы  по ф
    изическому развитию и  формированию основ  культуры здоровья  детей  раннего возраста «Оздоровительно-игровой час» 

    5. Модифицировать  традиционные методики, технологии и программы по здоровьесбережению и адаптировать в соответствии с имеющимися условиями ДОУ .

    6.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Физическое развитие и  формирование основ  культуры здоровья  детей раннего возраста,  в совместной деятельности через  «оздоровительно-игровой час».

    Направления саморазвития

    1.Изучение нормативно – правовых документов

    2.Изучение методической литературы

    3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

    4.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

    5.Работа с детьми

    6.Повышение квалификации

    7.Работа с семьей, социумом

    8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

    9.Аттестация

    Ожидаемые результаты:

    • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
    • Повышение уровня компетентности всех субъектов педагогического процесса ДОУ в формировании у детей привычки к ЗОЖ;
    • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности

    Формы работы

    Содержание работы

    Срок

    1.Изучение нормативно – правовых документов

    1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

    2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

    3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

    В течение года

    2.Изучение методической литературы

    1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в д/с. М.,2005
    2. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. М., 2007
    3. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста.
    4. М .,2008
    5. Кочетова Н. П. Подвижные игры и игровые упражнения //Играем с малышами. Под ред. Григорьевой Г.Г. М.,2007
    6. Л.Д. Глазырина  Физическая культура дошкольникам. Младший возраст.
    7. М., 2008
    8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М., 2009
    9. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Учебно-игровой комплект для детей дошкольного возраста. М., 2007
    10. Е.Г Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию. М.,1983
    11. А.А Венгер, Е.Г Пилюгина  Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988

    В течение года

    3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

    1.«Организация здоровьесберегающей деятельности в  формирование навыков здорового образа жизни детей младшего  дошкольного возраста» воспитатель высшей квалификационной категории Ушакова Юлия Анатольевна

    МБДОУ «Детский сад №101» г.Дзержинск

    2. «Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй группе раннего возраста»

    3. Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня Кулигина Е.А. - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №28» г. Дзержинск

    В течение года

    4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

    1.Выступление  на педагогическом совете ДОУ :

    «Использование игровых приемов в формирование культурно- гигиенических навыков детей раннего возраста »

    2.Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования в развитии движений детей раннего возраста»

    3.Творческая мастерская «Самоделкин»

    Изготовление коррекционных дорожек из подручного материала своими руками.

    4.Взаимопосещение групп раннего возраста  ДОУ с целью просмотров организации центров здоровья и зон двигательной активности.

    5.Открытый показ  НОД  во второй группе раннего возраста  по направлению физического развития детей  «Вот как мы умеем»

    6. Презентация  программы здоровьесберегающей направленности  «Будь здоров, малыш»

    7.Мастер – класс «Технология  закаливания детей раннего возраста. Рижский метод»         

    8. Круглый стол «Укрепление традиций детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни».

    9.Выступление на итоговом педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании первоначальных навыков культуры ЗОЖ  детей раннего и младшего дошкольного возраста»

    Сентябрь 2014

    Октябрь 2014

    Ноябрь 2014

    Декабрь 2014

    Январь 2015

    Февраль 2015

    Март 2015

    Апрель 2015

    Май 2015

    5.Работа с детьми

    Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа

    Игры  с водой.

    1. «Какая  бывает водичка?»

    2. «Наливай-ка!»

    3.«Весёлая рыбалка» (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).

    4.«Тонет – не тонет» (игры с заводными плавающими игрушками, с резиновыми, пластмассовыми и деревянными).

    5.«Открывай – закрывай»

    6. «Лейся - лейся»

    7. «Растворяется –

    не   растворяется».

    Игры с куклой:

    1.«Умоем куклу Катю»

    2.«Искупаем нашу Таню»

    3.«Помоем кукольную посуду»

    4.«Постираем кукле  Кате бельё»

    Игры с плоскостными планшетами.

    Найди такой же»

    «Найди блестящий»

    «Найди желтый, зелёный, синий»

    «Найди гладкий»

    «Найди  шершавый»

    Игры- путешествия:

    «Поедем в гости к зайчику»

    «Что нам повстречалось на пути»

    «Путешествие в лес»

    «Поедем в гости к мишке»

    «Поедем в гости к Деду Морозу»

    Игры на пробковой панели «Огород»:

    «Найди капусту»

    «Найди морковку»

    «Найди зелёного цвета»

    «Найди желтого цвета»

    «Кто в домике живёт?»

    «Что растёт на огороде?»

    Игры с предметами.

    «Крутись карандаш»

    «Непослушные шарики»

    «Спрячь в ладошке»

    «Найди игрушку»

    «Погремушка»

    Игра «Пластилиновые узоры»

    Игра «Волны»

    «Забавные шнурки, нитки»

    Игры с прищепками:

     « Бусы»

    «Понятие величины»

    Игры с пуговицами:

    « Где, чей домик?»

    « Такие разные пуговки».

    Февраль –апрель 2015

    6.Повышение квалификации

    1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
    2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

    7.Работа с семьей, социумом

    1. Совместная организация выставок фотографий на тему: «Здоровый образ жизни
    2. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений о физическом развитии и закаливании  детей.
    3. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по вопросу закаливания  ребёнка «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей», «Роль родителей в физическом развитии», «Подвижные игры для 2-3 лет», «Здоровье с детства».
    4. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта закаливания  ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
    5. Проведение праздников, досугов с привлечением родителей.
    6. Семинары-практикумы для родителей  по вопросам закаливания детей .
    7. Создание игротеки по здоровьесбережению.
    8. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
    9. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города.
    10. Совместное издание   журнала «От дух до семи» (статьи, фотографии,  сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).

    8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

    Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, зрения

    Подбор картотек.

    Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

    9.Аттестация

    Обобщение  педагогического  опыта работы по теме «Физическое развитие и  формирование основ  культуры здоровья  детей раннего возраста,  в совместной деятельности через  «оздоровительно-игровой час».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

    «Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

    Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста в совместной деятельности через «Оздоровительно-игровой час».

    В презентации отражён опыт работы  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №101» города Дзержинска  по организации оздоровительного игрового часа, направленного на укрепление и ...

    Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

    из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности...

    «Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»

    laquo;Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»...