«Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»
консультация (младшая группа)

Ядрихинская Ирина Николаевна

«Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 12 «Березка»

Тема курсов: «ФГОС ДО: особенности организации и содержание воспитания и обучения детей раннего возраста»

Тема семинара: «Организация работы с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема выступления:

«Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»

(презентация, видео зарядки «Вместе с мамой»)

        

                                                                      Воспитатель: Ядрихинская И.Н.

                                                                      первая квалификационная категория

п.Приводино

2020г

Сл.2.В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить  здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы взрослые рады видеть ребенка здоровым. Поэтому, работая с детьми раннего возраста,  особое внимание уделяется овладению ребенком основам двигательной активности.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития и воспитания ребёнка.

У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног.  

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности – плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями. Общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Движение – это эффективное лечебное средство. Вот почему очень важно правильно организовать двигательную активность детей в течение всего дня.

Сл.3 Работа по развитию двигательной активности в раннем возрасте ведется в следующих направлениях:

Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности, как отмечает Л. С. Выготский, играет построение развивающей предметной и двигательной среды. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, согласно образовательному стандарту

Сл.4 Так, в группах раннего возраста должно быть в достаточном количестве наборы игрушек, пособий и оборудования, способствующих развитию движений. Размещается это так, чтобы дети могли свободно пользоваться колясками, каталками, лошадками, всевозможными надувными игрушками (рыбы, черепахи и т.д.).

Сл.5Как показывает практика, особую радость доставляет детям подвешенные и прикрепленные к потолку бабочки, ленточки, шарики, а также имеющиеся в группе качалки, горки, велосипеды и всякого рода модули.

Сл.6 Малыши с удовольствием ползают, лазают, прыгают. Поэтому хорошо иметь в группе и наличие спортивного инвентаря:

Сл.7 обручи, разные по размеру мячи, по высоте дуги и кубики, кегли и кольцебросы, скамейки и т.д., которые должны быть удобно расположены в физкультурном уголке группы. Чтобы научить детей лучше ориентироваться в пространстве, в групповой комнате следует разложить и расставить игрушки, фанерные фигурки, картинки по разным сторонам группы, каждый раз придумывая новые задания и интересные игровые упражнения. Подобные игровые условия, способствуют двигательной активности детей раннего возраста, а также развивают интерес к физическим упражнениям.

Сл.8Главная  задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, прыжки; катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги и т.д.  Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, доступным для детей, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость, надёжность и безопасность оборудования.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей.

Сл.9Можно выделить следующие формы организованной двигательной активности детей раннего возраста в режиме дня: вы можете видеть на экране.

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Сл.10Одно из средств оздоровления и профилактики болезней – утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности. Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Она проводится сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут.

Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, мы стараемся очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаиваем на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группой в определенном направлении, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной, неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. С детьми раннего возраста, при проведении физических упражнений часто используются подражания – имитация движений животных, птиц и т. д.. Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое.

Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.

Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.

Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.

 Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем

Сл.11Игровые ситуации по физическому развитию детей - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям  и развитию двигательной активности детей. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. С помощью игровых упражнений не только создаются условия для обучения детей движениям, но и повышается их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулируется их двигательная активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него.

Сл.12Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. У детей стараемся вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верѐвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели».

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается.

Сл.13В дошкольном учреждении основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:

  • обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
  • удовлетворять естественную потребность в движении;
  • формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
  • давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
  • создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;
  • вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

Сл.14Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы, это - “минутка” активного и здорового отдыха.

 Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.

Сл.15Одним из средств развития движений, а также удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.

Подвижные игры вносят в душу ребёнка радость и одновременно содействуют укреплению организма. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Ребёнок раннего возраста приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, быстроту реакции, умение сравнивать, размышлять, анализировать, фантазировать.

В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, навыков жизни в коллективе. У детей раннего возраста вырабатываются элементарные умения ориентировки в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, умение реагировать на сигнал. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, умение играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. В игре же подражая действиям других детей, он естественно и непринуждённо выполняет самые различные движения.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении активной деятельности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка раннего возраста. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей раннего возраста, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ход, последовательность действий, взаимоотношение играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или все группой.

Сл.16Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрѐшка, снеговик, петрушка, кукла. Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми. В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности.

Сл.17Большое значение в удовлетворении своих потребностей в движении и надежным средством в укреплении здоровья, профилактики утомления является прогулка. Пребывание детей  на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Прогулка - это элемент режима, дающий возможность малышам в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях реализовать свою двигательную активность.

Для создания желаемого уровня двигательной деятельности детей необходимо комплексное использование основных движений и подвижных игр, физических упражнений и ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Сл.18 Максимальные условия для развития двигательной активности детей обеспечивает разнообразие красочного наглядного материала, спортивного инвентаря и игрушек, а также оборудование детского участка

Сл.19 (горки, бревнышки,  домики, песочницы и т.д.). Чтобы активизировать потребность двигаться, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины,  пособия: в теплое время года - обручи, мячи, скакалки, велосипеды, качалки, кегли,

Сл.20 А в зимнее время года использовать участок для катания на санках, с ледяной горки,

Сл.21 снежные лабиринты, тоннели для пролезания,

Сл.22 постройки для метания снежков и т.д.

Сл.23Гимнастика пробуждения после дневного сна  также является важной составляющей  двигательной деятельности детей.

     Её оздоровительные цели:

  • постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;
  • поднятие мышечного и психического тонуса;
  • создание хорошего настроения на вторую половину дня;
  • закаливание организма ребёнка;
  • профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

Мы используем, в основном, гимнастику игрового характера, состоящую из 4 -5 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («дерево»«петух»«гуси полетели»«поезд»«каша кипит» и др.). В дополнение к дыхательной гимнастике проводим ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы: коврики с нашитыми пуговицами, крышками и т.д.

     Основное содержание гимнастики после дневного сна общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

Сл.24Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность  является важным источником активности и саморазвития ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно- игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их.

Сл.25Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению, увлекающей его цели.

Сл.26Мы уделяем  большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы:

•организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада.

•дни открытых дверей для родителей.

•совместное творчество детей и родителей.

•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

•тематические родительские собрания.

Сл.27Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

И только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врождённую мотивацию к двигательной активности.

А теперь вашему вниманию представляем видео зарядки «Вместе с мамой».

Источники:

  1. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г.
  2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Шишкина В.А. «Движения +движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение», 1986.
  6. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.(пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 1999.
  7. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.
  8. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9744766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"float: right;","width":"448"}}]]Двигательная активность играет важную р...

Из опыта работы «Современные формы и методы организации двигательной активности детей в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности»

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной си...

«Организация и проведение двигательной активности детей раннего возраста»

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня двигательной подготовленности, от услови...

Формы организации двигательной активности детей раннего возраста

Формы организации двигательной активности детей раннего возраста...

Доклад из опыта работы на тему «Организация пространства группы для развития двигательной активности детей раннего возраста»

Доклад знакомит с организацией пространства группы для развития двигательной активности детей....